Религиозный фетишизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Изображение фетиша из Южной Африки, Лондонское миссионерское общество, около 1900 года

Фетиши́зм (фр. fétichisme от порт. feitiço — амулет, волшебство[1]) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён[2][3]. По мнению некоторых учёных, религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного камня[4][5].

История

Понятие фети́ш (фр. fétiche «талисман, амулет, идол»[6]порт. feitiço амулет; волшебство ← лат. facticius искусственный, поддельный)[3] было введено в европейские языки в XVIII веке голландским путешественником Виллемом Босманом, хотя оно было известно ещё с XV века, когда португальские моряки встретились с коренным населением Западной Африки[2].

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца.

Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного:

«Зевс, знаменитое верховное божество позднейшей греческой мифологии, почитался в городе Сикионе (Пелопоннес) в виде каменной пирамиды[7], а на Ликейской горе в Аркадии в виде колонны[8]. Геру в городе Феспиях (Беотия) знали как обрубок древесного ствола[9], а на острове Самосе — в виде доски[10]. Аполлон представлялся как пирамида[11] или обелиск[12], а его мать Латона на Делосе — необделанное полено[13]»[14].

Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле.

Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае[15].

Как отмечают доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского государственного морского технического университета А. Э. Назиров и кандидат философских наук, профессор кафедры подготовки аспирантов Центра образовательных программ Институт лингвистических исследований РАН О. В. Маслиева, в первобытном обществе фетишизация предметов природы проходит стадии аниматизма и анимизма, к чему возводят зачатки всех религий и духовной культуры в целом[16].

См. также

Примечания

  1. Словарь иностранных слов. — М.: «Русский язык», 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8
  2. 2,0 2,1 Токарев, 1977.
  3. 3,0 3,1 Крысин, 2000, с. 740.
  4. «Проявления фетишизма есть и теперь, например, культ святых мощей в христианстве и почитание Чёрного Камня в храме Кааба приверженцами ислама.» — Глава 1. Архивная копия от 6 октября 2013 на Wayback Machine // Чайковский А. Е., Капочкина Н. А., Кудрявцев М. С. История религий. Учебное пособие)
  5. Фетишизм Архивная копия от 22 августа 2017 на Wayback Machine // Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии.
  6. Новиков, 1985, с. 463.
  7. Paus. II 9, 6
  8. Paus. VIII 38, 7
  9. Clem. Alex. Protr. IV 46
  10. там же: Clem. Alex. Protr. IV 46
  11. Paus. I 44, 2
  12. Suid. Agyiai, Hesych. Agyeys; Schol. Aristoph. Vesp. 875, cp. Schol. Thesm. 489
  13. Athen. XIV 614b
  14. А.Ф. Лосев. Античная мифология : Введение. Хтоническая мифология. Фетишизм. www.sno.pro1.ru. Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 27 июля 2019 года.
  15. Седловская, 1996, с. 22.
  16. Назиров А. Э., Маслиева О. В. О становлении духовной культуры Архивная копия от 28 января 2015 на Wayback Machine // Сборник трудов Третьей конференции АРСИИ им. Г. Р. Державина / Под общ. ред. проф. Д. Н. Киршина. — СПб.: Культура, 2006

Литература