Ребек

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ребек
Ребек на картине XV векаРебек на картине XV века
Классификация Смычковый инструмент
Родственные инструменты ребаб[1], пошетта[2]

Ребе́к (фр. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb[2]) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы (ср. Ребаб), либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании. Получил широкое распространение в музыкальной практике западной Европы в XIII и XIV веках.

Францисканец хро­нист, аб­бат бе­не­дик­тин­ско­го монастыря Эме­рик де Пе­рак в последней четверти XIV века, срав­ни­вал звук ребека с жен­ским го­ло­сом. Возможно созвучное имя Ребека (лат. Rebeca) к исходному инструменту Ребаб и положило начало тер­мину «ребек»[3].

У ребека деревянный корпус грушевидной формы, верхняя сужающаяся часть которого переходит непосредственно в шейку. В деке имеется 2 резонаторных отверстия. Две или три струны инструмента настроены по квинтам. Первое описание ребека дал теоретик музыки Иероним Моравский (ок. 1275). Иероним описывает ребек как инструмент о двух струнах, настроенных в квинту. Теоретические свидетельства о ребеке продолжают появляться до XVI века (Себастьян Вирдунг называет его «clein Geigen»).

На ребеке играли смычком, удерживая его на руке или прижимая щекой, как на скрипке.

См. также

Примечания

Литература

  • Ребек // Большая российская энциклопедия. Том 28. — М., 2015. — С. 289.
  • Ребек // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 454. — 672 с.