Перейти к содержанию

Иероним Моравский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иероним Моравский

Иерони́м Мора́вский, Джеро́м из Ма́рри (Hieronymus de Moravia, Jerom of Moray) (гг. рождения и смерти неизвестны), теоретик музыки XIII века, монах-доминиканец, автор «Трактата о музыке» (ок. 1275).

По гипотезе Мишеля Югло (1994) Иероним происходит из шотландского монастыря Элгин (обл. Марри); по общепринятой традиционной версии — из Моравии. Судя по широкой осведомлённости автора, объёму и актуальности материала в трактате, Иероним работал во Франции, возможно, в Парижском университете. Написанный в жанре суммы, «Трактат о музыке» претендует на охват всех музыкально-теоретических проблем своего времени — от определения музыки, пифагорейской музыкальной арифметики, типологии и ладовой системы григорианского пения («плавного распева», cantus planus) вплоть до новейших форм и жанров современной музыки. Основные авторитеты Иеронима — Боэций (некоторые главы его трактата «Основы музыки» Иероним переписал дословно), Иоанн Коттон, Аль-Фараби и Фома Аквинский.

Обозначенный самим Иеронимом как компиляция, «Трактат о музыке» включает в себя (в гл. 26) четыре крупные интерполяции, посвящённые многоголосию — анонимный трактат «Общеизвестные сведения о дисканте» (Discantus positio vulgaris), трактаты «О размеренной музыке» (De musica mensurabili) Иоанна де Гарландии, «Техника размеренного распева» (Ars cantus mensurabilis) Франко Кёльнского, «Техника мотета в кратком изложении» (Ars motectorum compilata breviter) Петра Пикардийского — и доминиканский тонарий (в гл. 22).

Наряду с интерполяциями и многочисленными компилятивными цитатами труд Иеронима содержит оригинальные научные разработки и свидетельства средневековой музыкальной практики.

В главе 9, где даётся определение предмета музыки (subiectum musicae) и её материала (materia), в основе рассуждения Иеронима лежит определение теологии (sacra doctrina) из «Суммы теологии» Фомы Аквинского. Переиначивая текст Фомы, Иероним заменяет «Бог» (Deus) на «дискретный <т.е. высотно определённый> звук» (discretus sonus), а материалом музыки объявляет «гири и мензуры, применённые к звуку» (в параллельном месте у Фомы: «вещи, знаки, искупительный подвиг и весь Христос, т.е. голова и члены»).

Главы 24–25 содержат уникальные практические рекомендации к сочинению («составлению») и исполнению плавного распева. Среди методов орнаментирования распева называются reverberatio (букв. «отражение»; апподжиатура [неприготовленное задержание] короткими длительностями) и flos (букв. «цветок»; вибрато или трель с верхним вспомогательным звуком). Иероним утверждает, что техника мелодического и ритмического варьирования распева (в частности, орнаментирование) приложима также к многоголосной музыке.

Глава 28 включает ценные замечания по настройке и технике игры на (двухструнном) ребеке и (пятиструнной) виеле, в т.ч. впервые в западноевропейской истории описывается использование струны-бурдона (bordunus).

Сочинения

  • Tractatus de musica / Ed. S.Cserba. Regensburg, 1935 (Freiburger Studien zur Musikwissenschaft. H. 2).
  • Tractatus de musica / Ed. Christian Meyer, Guy Lobrichon, Carola Hertel-Geay. Turnhout: Brepols, 2012 (электронное издание).

Примечания

Литература

  • Page C. Jerome of Moravia on the «rubeba» and «viella» // Galpin Society Journal 32 (1979), pp.77–98;
  • Page C. Jerome of Moravia and stopped-string instruments // Page C. Voices and instruments of the Middle Ages. London, Melburn, 1987;
  • Jérôme de Moray. Un théoricien de la musique dans le milieu intellectuelle parisien du XIIIe siècle, ed. C. Meyer. Paris, 1992 (сб. статей);
  • Huglo M. La musica du Fr. Prêcheur Jérôme de Moray // M. Lütolf zum 60. Geburtstag / Hrsg. v. B. Hangartner, U. Fischer. Basel, 1994;
  • Berktold C. Die aristotelische und die «musikalische» Zeit bei Hieronymus de Moravia // Mittelalterliche Musiktheorie in Zentraleuropa / Hrsg. v. W. Pass, A. Rausch. Tutzing, 1998, pp.1-6 (Musica mediaevalis Europae occidentalis, t.4).