Пюже, Пьер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьер Пюже
фр. Pierre Puget
Автопортрет. ЛуврАвтопортрет. Лувр
Дата рождения 16 октября 1620(1620-10-16)
Место рождения Марсель, Франция
Дата смерти 2 декабря 1694(1694-12-02) (74 года)
Место смерти Марсель, Франция

Пьер Поль Пюже́ (фр. Pierre Paul Puget; 16 октября 1620, Марсель — 2 декабря 1694, Марсель) — французский живописец, скульптор, архитектор и инженер[1]. Представитель французского классицизма эпохи «большого стиля» в годы правления короля Людовика XIV. Вместе с другими французскими скульпторами работал над украшением Версальского парка. Дядя и учитель скульптора Кристофа Веирье.

Биография

А.-Э. Ломбард. Памятник Пьеру Пюже в Марселе

Пюже родился в семье марсельского каменщика, в рабочем районе Панье в Марселе[2]. Поскольку два его старших брата обучались ремеслу каменотёсов, он стал учиться резьбе по дереву. Начинал свою карьеру в возрасте четырнадцати лет, вырезая деревянные украшения для галер, которые строили на верфях Марселя. Учился у строителя галер и резчика по дереву Романа. В 1640 году в возрасте восемнадцати лет, взяв с собой инструменты, он отправился морем в Ливорно, а затем во Флоренцию в поисках мастерской, в которой он мог бы работать резчиком или скульптором. Он вырезал несколько декоративных панно во Флоренции, а затем, получив хорошую рекомендацию от своего работодателя, отправился в Рим и представился живописцу римского барокко Пьетро да Кортона. Он помогал Пьетро да Кортона в росписи потолков Палаццо Барберини в Риме и Палаццо Питти во Флоренции[3].

В 1643 году Пюже возвратился во Францию и выполнил в Тулоне модель военного корабля. Затем вторично провёл несколько лет в Риме и, вернувшись оттуда в 1653 года в Марсель, привнёс в искусство местных мастеров вкусы итальянского барокко. В Ливорно он сделал рисунки богато украшенных тосканских галер, а также рисунки воображаемых кораблей с тех, которые Кортона писал в своих декоративных композициях. Он показал их Жану Арману де Майе-Брезе, гранд-адмиралу французского флота, и получил заказ на разработку резного медальона для кормы нового французского военного корабля, названного в честь королевы Анны Австрийской[4].

Смерть гранд-адмирала в 1646 году положила конец его работе в области корабельного декора. Он стал заниматься живописью, в основном писать картины на религиозные сюжеты в стиле А. Карраччи и П. П. Рубенса. В 1649 году он также получил заказ на строительство нескольких общественных фонтанов на новых площадях Тулона. В 1652 году ему было поручено изготовить купель для крещения в Соборе Марселя. С 1662 по 1665 год он написал серию картин для Марсельского собора[5].

1650 году Пьер Пюже жил в Тулоне и там же женился. Он полностью обратил свое внимание на скульптуру. В 1655 году получил свой первый важный заказ на скульптурное украшение входа в Ратушу Тулона. В 1659 году Пюже снова работал в Риме. Его репутация распространилась за пределы Италии и Прованса и он был приглашён в Париж. В 1660 году он получил заказ от Николя Фуке, суперинтенданта финансов Франции в ранние годы правления Людовика XIV, на создание скульптуры для нового сада Фуке в Во-ле-Виконт, включая статую Геракла, личного символа министра Фуке[6]. Фуке отправил Пюже в Геную, чтобы отобрать блоки наилучшего мрамора. Пока Пюже готовился к путешествию, он получил несколько предложений по скульптурным проектам от Жана-Батиста Кольбера, секретаря кардинала Мазарини, но их пришлось отложить из-за ревности Фуке.

В 1660 году Пюже отправился в карьеры по добыче каррарского мрамора, где выбрал нужный ему мрамор и в Генуе создал статую, которая стала известна как Геркулес Галльский. Однако 5 сентября 1661 года министр Фуке по приказу короля был арестован и заключён в Бастилию по обвинению в том, что он использовал государственные средства для собственных нужд. Статуя, заказанная для Фуке, позднее была отправлена в Шато-де-Со, более скромную резиденцию Кольбера. Ныне находится в Лувре[6].

После этого Пюже снова работал в Италии, подолгу посещая Рим и Геную. Он вернулся во Францию в 1669 году и делил своё время между Тулоном и Марселем, занимаясь украшением военных кораблей.

В 1671 году Пьер Пюже вошёл в группу скульпторов, которым министр Кольбер поручил украсить скульптурами сады Версаля. Пюже работал в основном в Тулоне, отправляя свои скульптуры в Париж. Однако начало войны с Голландией в 1688 году положило конец новым грандиозным проектам. Позднее Пюже «впал в немилость», вероятно, его чрезмерно экспрессивный стиль перестал соответствовать изменившейся эстетике королевского двора. Пюже умер в Марселе 2 декабря 1694 года в возрасте семидесяти четырёх лет. Похоронен на кладбище Старой церкви Милосердия (Vieille Charité). Церковь и кладбище исчезли, и место захоронения определить невозможно[7].

Творчество

Произведения Пюже характерны энергией и экспрессией, несколько театральными позами и жестами изображаемых фигур, свойственными эстетике «большого стиля» эпохи правления Короля-Солнце Людовика XIV, в котором необычным образом соединились элементы классицизма и барокко. Однако даже в границах этого стиля работы Пюже выделяются пафосом и драматизмом избираемых им тем в сравнении с более академичной скульптурой других мастеров эпохи Людовика XIV. В этих свойствах индивидуального стиля Пюже очевидно непосредственное влияние искусства итальянского барокко.

В этом отношении показательно его наиболее прославленное произведение — скульптура из мрамора «Милон Кротонский» (1682) почти трёхметровой высоты. Скульптура изображает самый драматичный момент, когда древнегреческий атлет Милон из Кротона, отличавшийся в молодости необычайной силой, но теперь пожилой и слабый, защемив руку в расщелине пня, не мог высвободиться и сделался добычей дикого льва. Выражение его лица искажено болью и страданием. Однако специалисты отмечают, что в сравнении с «берниниевским барокко» даже это произведение выглядит академично[8]. Тем не менее, Жермен Базен отмечал, что, хотя французские скульпторы ездили учиться в Италию, «почти все они прошли мимо Бернини», предпочитая античную классику, только один Пюже испытал влияние великого мастера итальянского барокко, и его творчество «можно назвать исключением, которое подтверждает правило, поскольку скульптор был родом из Прованса, провинции, где даже в архитектуре итальянские образцы предпочитали парижским»[9].

Скульптура «Милон Кротонский со львом» была приобретена королём и заняла видное место в Версальском саду. Позднее оригинал перенесли в Лувр, а в Версале оставили копию. Тем временем Пюже приступил к другой скульптуре для Версаля: статуе Андромеды. Индивидуальный стиль и манера этого художника до такой степени соответствовали вкусам эпохи, что соотечественники прозвали его французским Микеланджело и Рубенсом. Его творчество высоко ценил живописец французского романтизма Эжен Делакруа и во многих отношениях ставил его в один ряд с античными мастерами. По мнению Делакруа, Пюже является величайшим гением в области скульптуры всех времён и народов, который был незаслуженно забыт. В 1844 году Делакруа посвятил ему отдельную статью в журнале Beaux Arts[10].

Галерея

См. также

Примечания

  1. История искусства зарубежных стран. — Изд-во Академии художеств СССР, 1964. — 692 с. Архивная копия от 30 января 2019 на Wayback Machine
  2. С. А. Мусский. Сто великих скульпторов. — Вече, 2002. — 488 с. — ISBN 9785945380448. Архивная копия от 30 января 2019 на Wayback Machine
  3. Reynaud G. Origine et jeunesse marseillaise de Pierre Puget // Revue Marseille. — № 177, juin 1966. — Р. 77
  4. Lagrange L. Pierre Puget — Peintre- Sculpteur — Architecte- Décorateur de Vaisseaux. — Paris: Didier et Cie, 1868. — Р. 2
  5. Lagrange L. — Рр. 24—25
  6. 6,0 6,1 Lagrange L. — Рр. 59
  7. Lagrange L. — Рр. 329
  8. Власов В. Г. Пюже, Пьер // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 203
  9. Базен Ж. Барокко и рококо. — М.: Слово, 2001. — С. 125
  10. Давид Аркин. Мастера искусства об искусстве: избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. — Т. 2. — Гос. изд-во изобразительных искусств, 1936. — С. 443.

Литература

Исследования
  • Gloton M. Ch. Pierre et François Puget : Peintres baroques : [фр.] / Marie-Christine Gloton ; Préf. de Jacques Thuillier, prof.. — Aix-en-Provence : Édisud, 1985. — 158 p. — ISBN 2-85744-225-4. — OCLC 14360202.
Каталог выставки
  • Pierre Puget : Peintre, sculpteur, architecte, 1620-1694 : [Cat. de l'Expos.], Centre de la Vieille Charité, Musée des beaux-arts, 28 oct. 1994 - 30 jan. 1995. — Marseille : Musées de Marseille ; Paris : Réunion des musées nat., 1994. — 416 p. — ISBN 2-7118-2971-5. — OCLC 31806160.
Словари и энциклопедии

Ссылки