Проект 5-100

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Проект 5-100
Logo Project 5-100.jpg
Дата начала 2012 год
Дата окончания 2020 год
Место  Россия
Также известно как The Russian Academic Excellence Project
Участники 21 университет
Результат 0/5 (начало 2021 г.)
Расходы ~80 млрд руб
Сайт 5top100.ru

Проект 5-100 (англ. The Russian Academic Excellence Project) — российская государственная инициатива по адаптации университетов к мировым стандартам и включение их в международную образовательную среду[1]. Пятилетний проект был запущен в 2012 году; позднее был продлен до 2020 года.

Основная цель проекта — повышение престижности российского высшего образования и попадание не менее пяти университетов в сотню лучших по версии трёх авторитетных международных рейтингов: Quacquarelli Symonds[en], Times Higher Education[en] и Academic Ranking of World Universities[2][3]. Другими целями, поставленными перед участниками проекта, являются увеличение количества студентов-иностранцев до 15 % и увеличение количества преподавателей-иностранцев до 10 %[4].

Одной из основных задач, поставленных перед университетами, является повышение индекса цитирования научных статей сотрудников вузов-участников, который зависит от качества их перевода на английский язык и доли статей в соавторстве с зарубежными учёными[5].

Исследователи отмечают, что такие проблемы, как разделение научной деятельности по академическим, отраслевым и вузовским институциям[5], несоответствие российской научной традиции и англо-саксонской образовательной системы[6]; наличие разделения образования и науки, гиперспециализация, семейственность, малая интернационализация, устаревшая система управления и отсутствие университетской автономии[7] несут существенные риски для Проекта 5-100. По состоянию на конец 2019 года, по мнению газет Ведомости и The Bell, в рамках работы на рейтинг некоторые университеты использовали недобросовестные методы, которые позволили формально достичь некоторых целевых показателей[8][9].

К началу 2021 года проект окончился провалом: несмотря на потраченные 80 млрд рублей, ни один участник проекта так и не вошёл в топ-100 ни одного международного институционального рейтинга[10].

История

Проект 5-100 был запущен Минобрнауки России[11][12] в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»[13]. Весной 2013 года Постановлением Правительства Российской Федерации был образован «Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров», который стал межведомственным совещательным органом, влияющим на ход реализации проекта[12][14]. 8 мая 2013 года был объявлен первый этап конкурса. В два этапа из 54 заявок были отобраны 15 университетов, которые получили государственную поддержку[15]. На втором этапе список расширился до 21 университета[16].

В ноябре 2015 года Дмитрий Медведев подписал постановление, которое продлевало проект до 2020 года[17]. В октябре 2019 года Совет подтвердил, что проект завершается в 2020 году. Было заявлено о планах создания проекта-преемника (в частности программа Приоритет-2030), участниками которого должны были стать не менее 30 университетов[18].

Финансирование

В 2013 году планировалось выделить 57,1 млрд рублей на 5 лет[19]. В 2015 году проект был продлен до 2020 года[17]. На конец 2019 года проект 5-100 успел сменить несколько формальных проектов, в рамках которых правительство выделяло субсидии.

Объем целевых субсидий
Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Согласно данным Неверова А. В.[20]
млрд руб. - 9,0 10,5 10,5 11,1 10,6 10,3 10,0 14,5
млн долл. - 282,1 272,0 171,9 166,7 182,1 176,3 172,5 249,1
Согласно распоряжениям правительства[21]
млрд руб. - 8,7 10,15 10,14 10,93 10,31 9,91 9,90 10,07

Ежегодные субсидии выделялись Минобрнауки и распределялись на основе рекомендаций Совета между университетами-участниками на основе изучения качества их планов и текущих результатов работы[14].

Распределение университетов по размеру субсидий по Проекту 5-100 за 2013—2018 гг.

В конце 2014 года субсидии по программе были сохранены на докризисном уровне[22] за счёт перераспределения бюджета[23]. Минобрануки сохранило бюджет проекта 5-100 за счёт сокращения на 10 % стипендиального фонда всех университетов России[20].

Целевые рейтинги

Цель проекта — способствовать выводу не менее пяти университетов России в сотню лучших университетов мира в рамках трех крупнейших авторитетных мировых рейтингов:

Университеты оцениваются по формальным параметрам, таким как количество публикаций и цитируемость, количество нобелевских лауреатов, репутация среди академического сообщества и работодателей, доля иностранных студентов и преподавателей, доход от производственной деятельности, научные исследования и др.[5]

THE World University Rankings

Показатель по World University Rankings[24] 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Количество участников проекта в Топ 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Справочно: высший ранг российского вуза (МГУ) 276-300 201-225 226-250 196 161 188 194 199 189 174

QS World University Rankings

Показатель по World University Rankings[25] 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Количество участников проекта в Топ 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Справочно: высший ранг российского вуза (МГУ) 116 120 114 107 108 108 95 90 84 74

SJTU Academic Ranking of World Universities

Показатель по Academic Ranking of World Universities[26] 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Количество участников проекта в Топ 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Справочно: высший ранг российского вуза (МГУ) 80 79 84 86 87 93 86 87 93 97

Реализация проекта

Проекта 5-100 реализуют университеты-участники. Координирует их Совет, который рассматривает отчёты, распределяет финансирование и др[27]. Согласно исследованию Ерёминой, основные усилия участников проекта направлены на изменения в области образования, науки, сервиса, инфраструктуру, управления и финансов[28]. Планы университетов основаны на сильных сторонах каждого из них. Непосредственные методы достижения целей разнообразны и включают в себя в том числе: привлечение иностранных специалистов, создание лабораторий, формирование проектных офисов и ребрендинг[29][30].

В рамках предписаний об приведении соотношения «преподаватель—студент» к «1 — 12»[31] для части университетов, участвующих в Проекте 5-100, было сделано исключение[32].

Университеты-участники вынуждены распределять бюджет, одобренный Советом и Минобрнауки, таким образом, чтобы охватить все планы по реализации «5-100». Некоторые университеты решили перераспределить бюджет за счет сокращения штата преподавателей или понижении ставки, что привело к увольнениям[33][34][35].

Оценка результатов

В 2015 году физик Андрей Ростовцев, сооснователь проекта «Диссернет», указывал на неэффективность расходов Минобрнауки на вхождение российских вузов в топ-100 ведущих мировых рейтингов, говоря, что «как и во многих других делах, просто деньгами этот вопрос не решается». Различие между лидерами рейтингов и участниками проекта заключаются в наличии у первых истории, традиции и высокой научной репутации[36].

В 2016 году по итогу проверки Счётная палата выявила множественные нарушения и недостатки Проекта 5-100 за 2013—2015 гг.[37][38]:

  • риски того, что несмотря на существенную поддержку, ни один из университетов, получивших субсидию в 2013—2015 годах, не занял места в первой сотне ведущих мировых университетов;
  • недостаточное нормативное обеспечение;
  • нарушения правил и условий соглашений предоставления субсидий;
  • нарушения и недостатки при использовании университетами предоставляемых субсидий.

Согласно исследованию Ерёминой С. Л., университеты-участники демонстрируют опережающий рост основных показателей, характеризующих публикационную активность, как по сравнению с контрольной группой вузов, так и по сравнению с собственными ожиданиями. В периоде с 2013 по 2015 год у участников проекта число публикаций в журналах из первого квартиля выросло в среднем с 201,85 до 287,23 шт., при этом в контрольной группе университетов наблюдалось падение[39].

По мнению доктора наук в области образования и развития человека Арарата Осипяна, по состоянию на 2018 год очевидно, что ни один из российских университетов в первую сотню не попадает и адекватным названием проекта могло бы быть «Проект 0-100»[7]. Оптимизм относительно Проекта 5-100 Осипян связывает наличием перспективы относительно бывших советских республик[7].

На конец 2019 года, по мнению газет Ведомости и The Bell, некоторые университеты использовали недобросовестные методы влияния на целевые рейтинги[8] (смежные выводы были сделаны в 2017 году в работе Юдкевич[40]):

  • увеличение количества публикаций достигалось в том числе за счет[9]:
    • публикаций в мусорных журналах;
    • вознаграждением за упоминания университета в статье, как места работы ученого;
  • увеличение количества публикаций в рамках конференций[9]:
    • с 2010 года количество конференций выросло в 27 раз;
    • изменение статуса конференции на международную за счет приглашения незначительного количество участников из ближнего зарубежья;
    • взрывной рост количества платных заочных конференций.

В 2021 году Счётная палата констатировала провал проекта, поскольку ни один университет, участвовавший в проекте, не пробился в первую сотню рейтингов ARWU, THE или QS. В то же время ряд локальных успехов (попадание в отдельные предметные рейтинги ARWU, THE или QS) позволил российским вузам встроиться в мировые академические тенденции[41].

Список участников

Университеты I волны (2013 год, 15 шт.) Университеты II волны (2015 год, +6 шт.)[42]

См. также

Аналогичные инициативы, запущены преимущественно в 2000—2010 гг.[43]:

Смежные инициативы в России[44]:

Примечания

  1. Науменко, 2015, с. 51.
  2. Неверов, 2018, с. 102, 109.
  3. Нормативная база не различает общие, отраслевые и региональные части международных рейтингов. Поэтому «идентичном результате итоги реализации проекта могут быть оценены как успешные, так и нет» (Неверов, 2018, ст. 109)
  4. Неверов, 2018, с. 102.
  5. 5,0 5,1 5,2 Илья Куфтырёв. На кого ориентироваться?. Rusbase (3 октября 2016). Дата обращения: 16 октября 2016. Архивировано 6 ноября 2016 года.
  6. Науменко, 2015, с. 56.
  7. 7,0 7,1 7,2 Ararat L Osipian. Why Putin’s 5-100 project is doomed to fail. University World News (5 октября 2018). Дата обращения: 4 октября 2019. Архивировано 24 августа 2019 года.
  8. 8,0 8,1 Анастасия Якорева. Проплаченные статьи и псевдоконференции: как вузы пытаются повысить свои рейтинги. Российские университеты потратили почти 80 млрд рублей на попадание в топ-100, но добиться желаемого не могут. vedomosti.ru (9 сентября 2019). Дата обращения: 4 октября 2019. Архивировано 1 ноября 2019 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 Лада Шамардина. Российские вузы потратили 80 млрд рублей на статьи в «мусорных» журналах. The Bell (9 сентября 2019). Дата обращения: 4 октября 2019. Архивировано 20 ноября 2019 года.
  10. Рустем Фаляхов. 0 из 100: почему российские вузы не покорили мировой Олимп. Дата обращения: 24 февраля 2021. Архивировано 21 февраля 2021 года.
  11. Постановление № 2006-р от 29 октября 2012. Минобрнауки России.
  12. 12,0 12,1 Распоряжение № 211 от 16 марта 2013. Правительство России.
  13. Указ № 599 от 7 мая 2012. Президент России.
  14. 14,0 14,1 Конкурентоспособностью российских вузов займется специальный совет. Lenta.ru (18 марта 2013). Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 4 февраля 2016 года.
  15. 15 российских вузов получат господдержку для вхождения в мировые рейтинги. Коммерсантъ (8 июля 2013). Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 4 февраля 2016 года.
  16. Шесть новых российских вузов отобраны в проект "5-100". РИА Новости (26 октября 2015). Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 29 ноября 2015 года.
  17. 17,0 17,1 Программа господдержки ведущих российских вузов продлена до 2020 года. Коммерсантъ (7 ноября 2015). Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 10 ноября 2015 года.
  18. Сайт проекта, Итоги заседания Совета от 26 октября 2019 года.
  19. Постановление № 211 от 16 марта 2013. Минобрнауки России.
  20. 20,0 20,1 Неверов, 2018, с. 106.
  21. Нормативная база.
  22. Повалко о Проекте 5-100: скачок впечатляет, финансирование сохраняется. РИА Новости (19 ноября 2015). Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 9 декабря 2015 года.
  23. Черных А. Студенты доучились до пониженных стипендий. Коммерсантъ (6 марта 2015). Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 29 сентября 2015 года.
  24. World University Rankings (англ.). Times Higher Education (THE) (13 апреля 2015). Дата обращения: 8 июня 2019. Архивировано 28 марта 2016 года.
  25. QS World University Rankings. QS Quacquarelli Symonds Limited (2015). Дата обращения: 11 декабря 2015. Архивировано 26 декабря 2020 года.
  26. ARWU World University Rankings (недоступная ссылка). www.shanghairanking.com. Дата обращения: 8 июня 2019. Архивировано 16 августа 2018 года.
  27. Сайт проекта, Совет Проекта 5-100.
  28. Еремина, 2016, с. 242.
  29. Сайт проекта, Подробнее.
  30. Главный редактор Уставщикова А. В. «Учебная» битва за мировой престиж. Бизнес России. glavportal.com (25 апреля 2017). Дата обращения: 26 ноября 2019.
  31. Ярослав Малых. Профессура уходит по-тихому. Коммерсантъ (29 апреля 2015). Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 21 января 2016 года.
  32. Правительство определило соотношение преподавателей к студентам в вузах, Российская газета (29 марта 2015). Архивировано 31 июля 2018 года. Дата обращения 31 июля 2018.
  33. Брызгалова Я. Преподавательский суррогат. Уралинформбюро (30 октября 2018). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 22 января 2021 года.
  34. Дмитрий Комаров. УрФУ выпускает кадры. Коммерсантъ (Екатеринбург) (2 июня 2015). Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 4 февраля 2016 года.
  35. Кокшаров: «Сокращаем не людей, а ставки! Кому не нравится реформа УрФУ — волен уйти». 66.ru (4 июня 2015). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 6 ноября 2020 года.
  36. Михаил Рубин, Елизавета Антонова. Счетную палату попросили проверить траты Минобрнауки на 30 млрд рублей. РБК (16 ноября 2015). Дата обращения: 11 декабря 2015. Архивировано 20 декабря 2015 года.
  37. Вузы из программы "5-100" не вошли в первую сотню мировых рейтингов. РИА Новости (13 января 2016). Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  38. Счетная палата, 2016.
  39. Еремина, 2016, с. 22, 30.
  40. Юдкевич, 2017, с. 30—32.
  41. 0 из 100: почему российские вузы не покорили мировой олимп. Газета.ру (17 февраля 2021). Дата обращения: 10 октября 2021. Архивировано 20 марта 2021 года.
  42. Сайт проекта.
  43. Газизова А. И. Превосходство в высшей школе: опыт и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — Вып. 2 (18). — С. 28. — ISSN 2220-3036. Архивировано 3 декабря 2019 года.
  44. Неверов, 2018, с. 105.

Литература

Публикации

Отчёты

Дополнительное чтение

Ссылки