Поллайоло, Антонио дель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поллайоло, Антонио дель
Имя при рождении Antonio del Pollaiuolo
Место рождения Флоренция
Место смерти Рим
Жанр живописец, скульптор, гравёр, ювелир

Антонио дель Поллайоло, собственно Антонио ди Бенчи (итал. Antonio del Pollaiolo, Antonio di Benci)[1] (1433, Флоренция — 1498, Рим)[2] — флорентийский живописец, скульптор, ювелир и гравёр. Представитель флорентийской школы позднего кватроченто. Брат художника Пьеро дель Поллайоло и, по утверждению Джорджо Вазари, родственник Симоне дель Поллайоло по прозванию «Кронака» (не подтверждается современными исследователями)[3].

Биография

Родился во Флоренции. Его брат Пьеро (1443—1496)[4] тоже был художником, и они часто работали вместе. Их работы демонстрируют классическое влияние, а также интерес к анатомическому строению тела человека. Известно, что братья проводили анатомические вскрытия, чтобы улучшить свои знания по этому предмету. Они получили свое прозвание благодаря профессии отца, который торговал цыплятами (итал. pollaiolo — торговец птицей, цыплятами). Первые занятия по ювелирному делу, гравированию и чеканке по металлу Антонио проходил либо со своим отцом, либо с Андреа дель Кастаньо, который, вероятно, обучал его также живописи. Другие источники сообщают, что он работал во флорентийской мастерской Бартолуччо ди Микеле, где так же обучался Лоренцо Гиберти[5]. В то время он также увлекся резцовой гравюрой на меди. Начинал свою творческую деятельность в качестве ювелира.

Некоторые картины Поллайоло демонстрируют его пристрастие к изображению жестоких сцен, это можно увидеть в изображении казни Святого Себастьяна, картины, написанной в 1473—1475 годах для капеллы Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Однако его женские портреты, напротив, демонстрируют спокойствие и пристальное внимание к чертам лица, красоте модели, деталям одежды и украшениям, что было нормой в портретной живописи конца XV века.

После 1475 года Антонио дель Поллайоло посвятил себя скульптуре и достиг наибольших успехов именно как скульптор. Точно атрибутировать многие его произведения сложно, поскольку он постоянно работал в сотрудничестве со своим братом Пьеро[6]. Некоторые специалисты считают его автором изображения младенцев-близнецов Ромула и Рема в качестве дополнения к бронзовой скульптуре древнеримской мифологической волчицы пятнадцатого века, вскормившей основателей древнего Рима[7].

Сохранилась только одна гравюра Поллайоло — «Битва обнаженных мужчин»[8], но, как по своим размерам, так и по сложности выполнения, она свидетельствует о высоком техническом и художественном уровне итальянской гравюры эпохи Возрождения. В живописи Поллайоло заметно стремление к точной передаче формы человеческого тела. Это видно на примере картин «Аполлон и Дафна», очевидно, написанной до 1470 года, и «Мученичество св. Себастьяна» (ок. 1475 г.). Обе картины экспонируются в Национальной галерее в Лондоне.

С 1477 года вместе с братом Антонио занимался изготовлением серебряных рельефов для алтаря флорентийского Баптистерия.

В 1484 году Антонио поселился в Риме и они с братом получили несколько заказов на создание надгробий для римских пап. Наиболее известной скульптурной работой Антонио дель Поллайоло стало надгробие римского папы Cикста IV из посеребрённой бронзы (1493), которое ныне хранится в Музее: «Сокровищнице Святого Петра в Ватикане»[9].

В 1496 году Антонио дель Поллайоло отправился во Флоренцию, чтобы завершить уже начатую работу в ризнице Санто-Спирито.

Основной вклад Антонио дель Поллайоло во флорентийскую живопись заключался в привнесении темы экспрессии тела человека в движении или в момент напряжения. Среди его учеников был Сандро Боттичелли. На его живописное творчество значительное влияние оказывали Донателло и Андреа дель Кастаньо.

Художник скончался в Риме, похоронен в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, где ему был воздвигнут памятник рядом с памятником его брату[6].

Живописные произведения

Примечания

  1. Pollaiuolo definition and meaning | Collins English Dictionary (англ.). www.collinsdictionary.com. Дата обращения: 5 марта 2021. Архивировано 29 июля 2019 года.
  2. POLLAIUOLO | Definition of POLLAIUOLO by Oxford Dictionary on Lexico.com also meaning of POLLAIUOLO (англ.). Lexico Dictionaries | English. Дата обращения: 5 марта 2021. Архивировано 13 сентября 2020 года.
  3. Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 92 (2018) [1] Архивная копия от 10 декабря 2021 на Wayback Machine
  4. Коллектив авторов, 1999, с. 345—346.
  5. Parker Lesley, Baltimore Museum of Art. Renaissance Jewels and Jeweled Objects. — Baltimore Museum of Art, 1968. — 212 с. Архивная копия от 10 марта 2020 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 Pollaiuolo // 1911 Encyclopædia Britannica. — Т. Volume 22. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  7. Capitoline Museums: Exhibitions: "The Capitoline She-wolf". web.archive.org (16 мая 2006). Дата обращения: 5 марта 2021.
  8. Битва обнаженных мужчин - Поллайоло, Антонио дель, картина в высоком разрешении. art.biblioclub.ru. Дата обращения: 5 марта 2021. Архивировано 23 апреля 2021 года.
  9. Сокровищница Св. Петра в Ватикане. — ATS Italia Editrice — Edizioni Capitolio Vaticano, 2009. — Pp. 42—45

Литература

  • Коллектив авторов. Европейская живопись XIII—XX вв. Энциклопедический словарь. Российская академия художеств. — М.: NOTA BENE, Искусство, 1999. — 528 с. — ISBN 5-210-01390-1.
  • Антонио дель Поллайоло. Британская энциклопедия
  • Альдо Галли, Паллайоло Архивная копия от 8 октября 2021 на Wayback Machine, Hardcover, ISBN 978-88-7439-115-8
  • Памятник Сиксту IV. Художественно-исторический музей сокровищ Святого Петра. Paperback. ECV-Edizioni Capitolo Vaticano. ISBN 978-88-6339-006-3.

Ссылки

.