Петмол

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Филиал «Молочный комбинат "Петмол"» АО «Данон Россия»
Петмол.gif
Тип филиал акционерного общества
Год основания 1934
Расположение Флаг России Россия, Санкт-Петербург 60°04′35″ с. ш. 30°22′25″ в. д.HGЯO
Отрасль молочная промышленность (МСОК1050)
Продукция молочные продукты
Материнская компания «Данон Россия»
Достопримечательность
Скотопригонный двор
Проходная «Петмола» на Обводном канале, 2008 г.Проходная «Петмола» на Обводном канале, 2008 г.
Архитектор И. И. Шарлемань
Строительство 18211825 годы
Статус Герб ОКН

Молочный комбинат «Петмо́л» (ранее — «Санкт-Петербургский молочный комбинат № 1 — Петмол») — крупнейшее предприятие молочной промышленности Санкт-Петербурга.

Пущено 1 марта 1934 года. 29 декабря 1992 комбинат был преобразован в открытое акционерное общество по программе приватизации. В 2007 году приобретено компанией «Юнимилк»[1], с 1 апреля 2008 года целиком вошло в состав материнской компании. Полное наименование — филиал «Молочный комбинат „Петмол“» Акционерного общества «Данон Россия».

Деятельность

Предприятие имеет три филиала. Выпускает полный ассортимент молочных продуктов[2]: молоко, ряженку, кефир, сметану, йогурты под торговой маркой «Простоквашино».

Выручка «Петмола» в 2004 году — 2,6 млрд руб., объём производства за этот период — 150 тыс. т продукции.

Бывший Скотопригонный двор на Московском проспекте

Здание скотопригонного двора и бойни в Петербурге. Архитектор И. И. Шарлемань, 1821—1825.

Здание, доставшееся «Петмолу» — памятник архитектуры классицизма. Возведено в 1821—1825 годах по проекту архитектора И. И. Шарлеманя[3] для первой в России бойни, организованной в соответствии с европейскими нормами. Образцом для их заимствования стал Париж, где Наполеон своим декретом от 13 ноября 1806 года распорядился открыть пять боен, три на правом берегу Сены, и две на «Рив Гош»[4]. Перед входом на бойню со стороны Обводного канала были установлены парные статуи быков.

Скотопригонный двор стал одним из первых предприятий столицы, которое воспользовалось преимуществами нового вида транспорта — железных дорог. Первая транспортная перемычка между вокзалами — Соединительная ветвь (название стало именем собственным для этой конкретной линии), проложенная от Николаевской железной дороги в направлении Варшавского вокзала, подвела к Обводному каналу грузы, идущие в столицу из центральных областей России. Уже по проекту Варшавской линии, её вокзала и погрузо-разгрузочного хозяйства территория товарной станции непосредственно примыкала к бойне. Путевой пост, образованный в месте связки Соединительной линии с внутризаводскими путями бойни, получил название Бычий пост.

По завершении нэпа, с началом сталинских пятилеток население Ленинграда стало стремительно расти. Соответственно вырос и объём подвоза продовольствия, что оказывало всё возрастающую нагрузку на движение внутри Ленинградского транспортного узла. Международный проспект — парадный, и притом практически единственный въезд в город с южной стороны — всё чаще приходилось перекрывать для пропуска железнодорожных поездов, в том числе по Соединительной ветке. Катастрофа произошла 1 декабря 1930 года, когда хвост состава с Бычьего поста подмял переполненный (47 человек) вагон трамвая.

Эта трагедия ускорила принципиальное решение уже назревавшего вопроса о целесообразности нахождения скотобойни на важнейшей магистрали города. Среди всех задач развития народного хозяйства, к решению которых лично подключался глава города С. М. Киров, особый энтузиазм у него вызывала задача обеспечения населения качественным питанием. Как член Политбюро ЦК ВКП(б), Киров добился финансирования и лично контролировал ход исполнения проекта строительства нового мясокомбината для Ленинграда. В 1933 году статуи быков переехали к его новым воротам на Московском шоссе. Территория и производственные площади бывшего Скотопригонного двора был перепрофилированы с мясного производства на молочное — так родился Ленинградский молочный завод № 1. Специально для него в 19321934 годах возвели корпус в стиле конструктивизм (архитекторы Виктор Твелькмейер и И. И. Фомин). После переименования города завод стал «Петмолом».

В 2008 году территорию «Петмола» выкупила компания Meridian Capital CIS Fund. В том же году начался переезд «Петмола» на территорию бывшего Молочного комбината № 5 (АО «Петролакт-РОСКА») в промзоне «Парнас», а в 2009-м завершился. Здесь предполагается построить два комплекса — офисный (внутри каре скотопригонного двора) и жилой (на углу перспективных трасс Варшавской улицы и улицы Красуцкого). В феврале 2012 года группой компаний «Размах» начался снос промышленных построек. Обещано, что здания-памятники трогать не будут[5].

Примечания

  1. Деловой Петербург со ссылкой на «Интерфакс». «Петмол» присоединится к «Юнимилку» // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) /Санкт-Петербург/. — 2008. — № от 12 февраля. (недоступная ссылка)
  2. Свежая строка. mbradio.ru. Дата обращения: 24 июня 2020. Архивировано 26 июня 2020 года.
  3. Ленинград: Путеводитель. / Сост.: В. А. Витязева, Б. М. Кириков. — Л.: Лениздат, 1986. — С. 287. — 366 с.
  4. Ledru-RollinLedru-Rollin, Auguste et al., Journal du Palais, repertoire général, t. I, Paris 1845, p.2b-3b
  5. «Юнимилк» на Обводном: снос «Петмола» в режиме секретности Архивная копия от 4 февраля 2012 на Wayback Machine // Карповка.нет. — 2 февраля 2012