Петмол
Филиал «Молочный комбинат "Петмол"» АО «Данон Россия» | |
---|---|
![]() | |
Тип | филиал акционерного общества |
Год основания | 1934 |
Расположение |
|
Отрасль |
молочная промышленность (МСОК: 1050 ) |
Продукция | молочные продукты |
Материнская компания | «Данон Россия» |
Достопримечательность | |
Скотопригонный двор | |
---|---|
![]() | |
Архитектор | И. И. Шарлемань |
Строительство | 1821—1825 годы |
Статус |
|
Молочный комбинат «Петмо́л» (ранее — «Санкт-Петербургский молочный комбинат № 1 — Петмол») — крупнейшее предприятие молочной промышленности Санкт-Петербурга.
Пущено 1 марта 1934 года. 29 декабря 1992 комбинат был преобразован в открытое акционерное общество по программе приватизации. В 2007 году приобретено компанией «Юнимилк»[1], с 1 апреля 2008 года целиком вошло в состав материнской компании. Полное наименование — филиал «Молочный комбинат „Петмол“» Акционерного общества «Данон Россия».
Деятельность
Предприятие имеет три филиала. Выпускает полный ассортимент молочных продуктов[2]: молоко, ряженку, кефир, сметану, йогурты под торговой маркой «Простоквашино».
Выручка «Петмола» в 2004 году — 2,6 млрд руб., объём производства за этот период — 150 тыс. т продукции.
Бывший Скотопригонный двор на Московском проспекте

Здание, доставшееся «Петмолу» — памятник архитектуры классицизма. Возведено в 1821—1825 годах по проекту архитектора И. И. Шарлеманя[3] для первой в России бойни, организованной в соответствии с европейскими нормами. Образцом для их заимствования стал Париж, где Наполеон своим декретом от 13 ноября 1806 года распорядился открыть пять боен, три на правом берегу Сены, и две на «Рив Гош»[4]. Перед входом на бойню со стороны Обводного канала были установлены парные статуи быков.
Скотопригонный двор стал одним из первых предприятий столицы, которое воспользовалось преимуществами нового вида транспорта — железных дорог. Первая транспортная перемычка между вокзалами — Соединительная ветвь (название стало именем собственным для этой конкретной линии), проложенная от Николаевской железной дороги в направлении Варшавского вокзала, подвела к Обводному каналу грузы, идущие в столицу из центральных областей России. Уже по проекту Варшавской линии, её вокзала и погрузо-разгрузочного хозяйства территория товарной станции непосредственно примыкала к бойне. Путевой пост, образованный в месте связки Соединительной линии с внутризаводскими путями бойни, получил название Бычий пост.
По завершении нэпа, с началом сталинских пятилеток население Ленинграда стало стремительно расти. Соответственно вырос и объём подвоза продовольствия, что оказывало всё возрастающую нагрузку на движение внутри Ленинградского транспортного узла. Международный проспект — парадный, и притом практически единственный въезд в город с южной стороны — всё чаще приходилось перекрывать для пропуска железнодорожных поездов, в том числе по Соединительной ветке. Катастрофа произошла 1 декабря 1930 года, когда хвост состава с Бычьего поста подмял переполненный (47 человек) вагон трамвая.
Эта трагедия ускорила принципиальное решение уже назревавшего вопроса о целесообразности нахождения скотобойни на важнейшей магистрали города. Среди всех задач развития народного хозяйства, к решению которых лично подключался глава города С. М. Киров, особый энтузиазм у него вызывала задача обеспечения населения качественным питанием. Как член Политбюро ЦК ВКП(б), Киров добился финансирования и лично контролировал ход исполнения проекта строительства нового мясокомбината для Ленинграда. В 1933 году статуи быков переехали к его новым воротам на Московском шоссе. Территория и производственные площади бывшего Скотопригонного двора был перепрофилированы с мясного производства на молочное — так родился Ленинградский молочный завод № 1. Специально для него в 1932—1934 годах возвели корпус в стиле конструктивизм (архитекторы Виктор Твелькмейер и И. И. Фомин). После переименования города завод стал «Петмолом».
В 2008 году территорию «Петмола» выкупила компания Meridian Capital CIS Fund. В том же году начался переезд «Петмола» на территорию бывшего Молочного комбината № 5 (АО «Петролакт-РОСКА») в промзоне «Парнас», а в 2009-м завершился. Здесь предполагается построить два комплекса — офисный (внутри каре скотопригонного двора) и жилой (на углу перспективных трасс Варшавской улицы и улицы Красуцкого). В феврале 2012 года группой компаний «Размах» начался снос промышленных построек. Обещано, что здания-памятники трогать не будут[5].
Примечания
- ↑ Деловой Петербург со ссылкой на «Интерфакс». «Петмол» присоединится к «Юнимилку» // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) /Санкт-Петербург/. — 2008. — № от 12 февраля. (недоступная ссылка)
- ↑ Свежая строка . mbradio.ru. Дата обращения: 24 июня 2020. Архивировано 26 июня 2020 года.
- ↑ Ленинград: Путеводитель. / Сост.: В. А. Витязева, Б. М. Кириков. — Л.: Лениздат, 1986. — С. 287. — 366 с.
- ↑ Ledru-RollinLedru-Rollin, Auguste et al., Journal du Palais, repertoire général, t. I, Paris 1845, p.2b-3b
- ↑ «Юнимилк» на Обводном: снос «Петмола» в режиме секретности Архивная копия от 4 февраля 2012 на Wayback Machine // Карповка.нет. — 2 февраля 2012