Пеан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Пеа́н, устар. пэа́н (др.-греч. παιήων, παιάν, παιών) — хоровая лирическая песнь, жанр древнегреческой поэзии. Первоначально пеан — хоровая песнь, адресованная Аполлону, позже — и другим богам (Дионису, Гелиосу, Асклепию). Точная этимология слова «пеан» неизвестна, но весьма вероятна его связь с кругом представлений об искусстве врачевания.

Общая характеристика

Пеанами назывались хоровые песни в честь Аполлона как бога-целителя, который и сам назывался иногда Пеаном, сестры его Артемиды и Асклепия, другого бога-целителя. Пеаны исполнялись первоначально по поводу каких-нибудь чрезвычайных бедствий, например, моровой язвы, чтобы просить бога об отвращении беды или благодарить за избавление от неё. Впоследствии пеаны стали также исполняться в честь остальных богов и по разным поводам. Так, дорийцы пели пеаны перед выступлением в поход, перед отплытием флота, после победы. В Аттике пеанами назывались песни, исполняемые хором пирующих, когда совершалось возлияние богам или героям.

Древнейшим местом процветания пеанов был, по-видимому, Крит. В материковую Грецию (в частности, в Спарту) этот род поэзии был перенесён поэтом Фалетом[1], которого традиция считает родоначальником пеана как жанра.

Метрика

Одним из метров был пеон, название которого связано с названием жанра (др.-греч. παιών; один долгий слог, три кратких). Другим — кре́тик, иначе амфимакр (долгий-краткий-долгий). Само название «кретик», по-видимому, указывает на критское происхождение этого жанра поэзии. Для пеанов в честь Аполлона и Асклепия характерен рефрен «Иэ пэан!» (ἰή παιάν).

Имя божества

Пеан (Пайеон) — в греческой мифологии[2] врач богов[3]. Излечил Ареса[4]. В микенскую эпоху почитался бог Пайавон (pa-ja-wo-ne)[5]. Позднее отдельное почитание его прекратилось, и имя пеан стало эпитетом Аполлона.

Также упоминается под именем Пеон[6] — врачеватель богов. Целитель[7]. Его потомки — египтяне[8].

Примечания

  1. Подробно об этом см. следующую работу: Зайков А. В. Фалет Критский в Спарте // Исседон: альманах по древней истории и культуре. Екатеринбург, 2002. Т. I. С. 16-35.
  2. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.6
  3. Гомер. Илиада V 401; Лукиан. Разговоры богов 13, 2
  4. Гомер. Илиада V 899—904
  5. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.143; Примечания А. И. Зайцева в кн. Гомер. Илиада. — Л.: Наука, 1990. — С. 458. — ISBN 5-02-027982-X.
  6. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.300
  7. Гесиод, фр.307 М.-У.
  8. Гомер. Одиссея IV 232

Литература