Палдиски

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Город
Палдиски
эст. Paldiski
Paldiski Aprill 2020.jpg
Флаг Герб
Флаг Герб
59°21′ с. ш. 24°03′ в. д.HGЯO
Страна  Эстония
Уезд Харьюмаа
Волость Ляэне-Харью
Мэр Яанус Саат
История и география
Первое упоминание XVII век
Прежние названия Рогервик, Балтийский порт, Ба́лтиски
Город с 1783 год
Площадь 60,17 км²
Часовой пояс UTC+2:00, летом UTC+3:00
Население
Население 3 529 человека (2019)
Национальности эстонцы — 32,8 % (2011)
Цифровые идентификаторы
Почтовый индекс 76801, 76804, 76805, 76806, 74807[1]

paldiski.ee
Вяйнамери (пролив)Соэла (пролив)Пярнуский заливНарвский заливПярнумааПярнумааПярнумааИрбенский проливЛатвияЛатвияФинляндияРоссияРижский заливБалтийское мореФинский заливЧудское озероПсковское озероОзеро ВыртсъярвСааремаа (уезд)Хийумаа (уезд)ЛяэнемааХарьюмааЛяэне-ВирумааИда-ВирумааЙыгевамааТартумааПылвамааВалгамааВильяндимааВырумааРапламааЯрвамааПалдиски на карте
Описание изображения
Палдиски
Палдиски

Па́лдиски (эст. Paldiski), исторические названия Ро́гервик (швед. Rågervik), Балти́йский порт, Ба́лтиски (эст. Baltiski)[2] — город в волости Ляэне-Харью уезда Харьюмаа, Эстония. Порт на берегу Финского залива[3].

География

Расположен в 52 километрах к западу от Таллина. Граничит с волостями Кейла, Вазалемма и Падизе. Территория города вместе с акваторией, а также островами Пакри, занимает 102 км².

Население

По данным переписи населения 2011 года, в городе проживали 4 805 человек, из них 1 338 (32,8 %) — эстонцы[4].

Динамика численности населения города Палдиски[5][6]:

Год 1991 2007 2010 2012 2019
Человек 8 100 4 170 4 125 4 081 3 529

В Палдиски проживают представители 31 национальности[источник не указан 1353 дня]. 2156 жителей города являются гражданами Эстонии[источник не указан 1353 дня]. После восстановления независимости Эстонии и как следствие отъезда военнослужащих и сотрудников предприятий население города сократилось более чем вдвое.

История

Шведская Империя

С XIV века полуостров заселили шведские рыболовы, которые основали поселение Рогервик, также была построена небольшая крепость.

Российская империя

В результате Северной войны поселение перешло в состав Российской Империи.

23 июля 1718 года в заливе Пакри Пётр I лично основал военный порт, при котором возникло поселение.

С 1723 официально назывался Рогервик (швед. Rågervik, в переводе — Ржаной залив), в 17621922 — Балтийский Порт[7], в дальнейшем Балтиски, с 1934 года — Палдиски.

Балтийский Порт (клиф Пакри), рисунок 1840 года

Строительство порта и крепости проходило в период 17161726 годов, после смерти Петра I было приостановлено. На Пакри и на острове Малый Роогэ для Петра I был построен дом. Остатки Петровской крепости и доков видны и сейчас. Пётр I сам составил проект и чертёж защитного мола порта. Им же были намечены места расположения для купеческой гавани, города и адмиралтейской верфи.

22 октября 1724 года построен маяк Пакри. Он является одним из старейших маяков Балтийского моря.

В 1728 году была сооружена деревянная церковь.

С 1752 по 1762 год, в самый разгар строительством порта и мола, инженерными работами руководил Абрам Петрович Ганнибал, прадед Пушкина. в 1762 широкомасштабное строительство возобновлено Екатериной II. Руководителем работ назначен генерал-фельдмаршал граф Миних.

20 августа 1762 года город Рогервик переименован в Балтийский Порт. В июле 1764 года город посетила Екатерина II.

18 ноября 1768 года на докладе Сената о судьбе порта Екатерина II приказала работы по достройке остановить, сконцентрировав все усилия на постройке Кронштадта.

Бывшая Петровская таможня,
ныне таверна “Peetri Toll”)

В 1770 году по велению Екатерины II для детей солдат, офицеров, ремесленников и купцов была открыта первая школа[8].

В 1775 году в Балтийский порт был сослан вместе с отцом Юлаем Азналиным и 29 ноября 1775 прибыл участник пугачевского восстания, башкирский национальный герой, Салават Юлаев. Он умер во время каторги 26 сентября 1800 года и похоронен в Палдиски. На территории городского парка ему установлен памятник.

В 1787 году Балтийский Порт получил статус безуездного (заштатного) города Эстляндской губернии.

В 17841787 годах по проекту архитектора Иоганна Мора была сооружена каменная Георгиевская церковь. В конце XIX века её перестроили по проекту архитектора Эдельсона.

В 1870 году до города построили Балтийскую железную дорогу Балтийский Порт — Ревель — Санкт-Петербург.

В 1876 году в городе было открыто мореходное училище, которое впоследствии получило собственное здание. Первым руководителем мореходного училища был А. Фельдхун, выпускник Рижского мореходного училища. В училище за 18761897 годы было 463 учащихся. В нём был самый высокий уровень преподавания из всех мореходных училищ, находившихся на территории Эстляндской губернии[9].

В июне 1912 года в гавани Балтийского порта состоялась встреча Императора Николая II и кайзера Вильгельма II, прибывших на яхтах «Штандарт» и «Гогенцоллерн».

В период Первой мировой войны город стал ареной военных действий. В 2 часа 30 минут 11 ноября 1916 года немецкие эсминцы Х германской флотилии в течение получаса обстреливали из орудий Балтийский порт. По портовым сооружениям, а потом по городу было выпущено 162 фугасных и шрапнельных снаряда. Повреждено 24 здания, в том числе вокзал и вышка поста наблюдения, погибли 10 человек, из них 8 мирных жителей[10].

Эстонская Республика (1918–1940)

В 1922 году в период Первой Эстонской Республики городу дали новое имя Палдиски, что представляет собой видоизменённое русское «Балтийский».

В октябре 1939 года Советский Союз заключил с Эстонией Пакт о взаимопомощи (см. Присоединение Эстонии к СССР), согласно которому, в частности, предоставлялась территория в Палдиски для размещения советской военной базы. К началу боевых действий Великой Отечественной войны на территории Эстонии в 1941 году на полуострове Пакри и островах Пакри были установлены батареи береговой обороны. Порт использовался для размещения военных кораблей. Был построен военный аэродром.

Советский период

31 марта 1941 года Палдиски получил статус города республиканского подчинения[11].

Адмирал А. А. Шауров на параде в честь Дня ВМФ СССР, Палдиски, 1988 год

В период Второй мировой войны стал одним из мест эвакуации советского флота из Рижского залива. Занят немецкими войсками 28 августа 1941 года. При отступлении советских войск были взорваны батареи береговой обороны[12]. Во время немецкой оккупации на полуострове находилась военно-морская база и существовала школа немецкой разведки абвера[13]. Освобождён 24 сентября 1944 года десантом Балтийского флота в ходе Таллинской операции.

21 ноября 1956 года в Суурупском проливе произошло столкновение подводной лодки М-200 «Месть» 157-й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота с эскадренным миноносцем «Статный». Спасательная операция прошла неудачно — погибло 28 подводников.

База подводных лодок «Подплав»

В городе, ставшем одним из двух закрытых административно-территориальных образований на территории Эстонской ССР, были размещены база подводных лодок («Подплав»), учебный атомный реактор, стоянка торпедных катеров и малых ракетных кораблей, госпиталь и поликлиника. В городе базировались 157-я отдельная бригада подводных лодок, погранзастава, межотрядная школа сержантского состава пограничных войск, рота военных строителей, ракетное подразделение ПВО и дисциплинарная рота Балтийского флота.

Учебный центр в Палдиски обладал двумя действующими реакторами подводных лодок первого и второго поколений, а также уникальным тренажёром для подготовки экипажей атомных подводных лодок.

Территория полуострова Пакри, на котором расположен город, была огорожена колючей проволокой и являлась закрытой особо охраняемой зоной.

В 1962 году в Палдиски открылся 93-й учебный центр атомного подводного флота СССР (в/ч 56190). Здесь было установлено два наземных атомных реактора, работали в центре 16 000 человек. Это был крупнейший учебный центр такого рода в Советском Союзе[14]. Из-за его значимости весь город был огорожен колючей проволокой до августа 1994 года, когда Палдиски покинул последний российский военный корабль[15].

Начальники учебного центра:

В медсанчасти в/ч 56190 начальником поликлиники в конце 1980-х служил генерал-майор запаса Александр Фисун, бывший начальник Главного военно-медицинского управления МО РФ, главный военный врач РФ, а с февраля 2018 — начальник Военно-медицинской Академии.

Эстонская Республика

Заброшенный военный учебный центр (в народе «Пентагон»)

30 августа 1994 года Палдиски покинул последний российский военный корабль. Город был последним объектом расположения Российских вооруженных сил в Эстонии. 26 сентября 1995 года был подписан акт о передаче ядерного объекта в Палдиски Эстонии. Перед сдачей российские специалисты извлекли из реакторов топливные стержни, реакторы были заключены в специальные бетонные саркофаги. В настоящее время там находится временное хранилище, в котором размещаются все образующиеся в Эстонии радиоактивные отходы. В 2011 году туда были также перевезены радиоактивные отходы из ликвидированного хранилища Таммсалу (см. Происшествие в Таммику). Весной 2019 года началось обсуждение вопроса о создании в Эстонии к 2040 году хранилища радиоактивных отходов. В хранении нуждаются главным образом отходы из временного хранилища в Палдиски, а также радиоактивные отходы, которые возникнут в будущем при демонтаже секций реакторов. Строительные работы должны начаться не позднее 2037 года, чтобы хранилище могло начать работу в 2040 году, когда закончится время безопасного хранения секций реактора. В противном случае техническое состояние бывшего ядерного объекта в Палдиски больше не будет гарантировать радиационную безопасность реакторных секций[16].

15 мая 1994 года Палдиски был включён в состав города Кейла. Это было обусловлено малым процентом граждан Эстонии в составе населения. 20 октября 1996 Палдиски были возвращен муниципальный статус.

В 2017 году Палдиски стал административным центром волости Ляэне-Харью.

Экономика

Морские грузоперевозки, топливный терминал Alexela, нефтеперерабатывающий терминал биодизеля.

Южный порт

Порт в составе холдинговой компании «Таллинский порт», созданный на месте бывшей базы советских подлодок (т. н. «Подплав»). Является самым ближним к Европе большим эстонским портом и обладает рядом других преимуществ: не замерзает зимой, имеет глубоководные причалы, позволяющие работать с судами грузоподъемностью до 50 000 т[17]. Обрабатывает суда ро-ро, насыпные, генеральные и штучные грузы, имеет мощности по обработке автомобилей, колесной техники, насыпных грузов.

Северный порт

Частный порт, который обрабатывает транспортные средства, контейнеры, генеральные и сыпучие грузы. Существуют планы постройки пассажирского терминала. По программе модернизации с 2002 года сооружены причалы для обслуживания генеральных грузов и судов типа «Ро-ро», 375-метровый защитный мол.

Северный порт

Достопримечательности

Храм Святого Георгия (1784–1787)

Каторжная тюрьма

Рогервикская каторжная тюрьма была окружена стеной из толстых бревен. В здании тюрьмы были устроены нары в 2 яруса и ивовые корзины-койки, подвешенные к потолку. Условия были тяжелые (сырые казармы из местного плитняка), свирепствовали болезни, голод. В 1768 году работы по строительству и ремонту порта были прекращены и ссыльных использовали на работах по ремонту купеческой гавани и постройке двух пристаней[источник не указан 2539 дней].

В тюрьме отбывали пожизненную каторгу участники Башкирского восстания 1755—1756 годов, Крестьянской войны 1773—1775 годов.

Каторжники Рогервика

  • Ванька-Каин (Иван Осипов, 1718 — после 1756) — знаменитый вор, разбойник и московский сыщик.

Осуждённые по делу Пугачёва

Коменданты

С 21.01.1801 — генерал-лейтенант Сухотин[источник не указан 539 дней].

Галерея

Примечания

  1. postiindeks.ee. Дата обращения: 11 августа 2020. Архивировано 15 января 2019 года.
  2. Географические наименования Эстляндии-Эстонии. Архивировано 19 августа 2007 года.
  3. Балтийский порт // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  4. Statistics Estonia. NUMBER AND SHARE OF ESTONIANS BY PLACE OF RESIDENCE (SETTLEMENT), 31 DECEMBER 2011. Дата обращения: 22 июля 2022. Архивировано 24 февраля 2020 года.
  5. Statistics Estonia, a government agency at the area of administration of the Ministry of Finance. (недоступная ссылка — история ).
  6. Statistikaamet. Asulate rahvaarv - Mehed ja naised, Vanuserühmad kokku. VKR. Дата обращения: 25 апреля 2020. Архивировано 16 марта 2014 года.
  7. см. Балтийский порт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Газета «Молодёжь Эстонии». Дата обращения: 19 марта 2008. Архивировано 14 января 2006 года.
  9. Пярн А. Э. Мужчины и море. — Таллин: Валгус, 1979. — 168 с.
  10. «Военно-промышленный курьер» № 11 (127) за 22 марта 2006 года (недоступная ссылка — история ).
  11. Ведомости Верховного Совета СССР. № 25 (140), 1941 г.
  12. [1] Архивная копия от 15 мая 2008 на Wayback Machine // «Балтика» — Международный журнал русских литераторов
  13. Балтийский порт. Дата обращения: 23 июля 2009. Архивировано 8 июля 2009 года.
  14. Лучший центр по подготовке подводников СССР находился в Эстонии Архивная копия от 1 августа 2018 на Wayback Machine // rubaltic.ru, авг 2018
  15. Палдиски — Visitestonia.com. Дата обращения: 22 июля 2022. Архивировано 7 сентября 2015 года.
  16. Марко Тооминг. Хранилище радиоактивных отходов в Эстонии должно быть готово к 2040 году и не позже. Eesti Rahvusringhääling (09.04.2019). Дата обращения: 25 января 2020. Архивировано 25 января 2020 года.
  17. Палдиски — от базы подлодок до торгового порта европейского значения Transportweekly . Com. Дата обращения: 19 марта 2008. Архивировано 19 июля 2008 года.
  18. Олег Врона, прот. Умякнуша словеса их паче елеа. Православие.ru (4 марта 2019). Дата обращения: 4 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.

Литература

Ссылки