Исповедь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Отпущение грехов»)
Русская православная икона (литография). От исповедовавшегося отходит демон. Над ним ангел-хранитель держит венец. Над ангелом — Духъ С(вя)тый в виде белого голубя

И́споведь — в авраамических религиях (иудаизм, христианство, ислам) добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом. Исповедь подразумевает раскаяние и решение о недопущении повторения греха.

В Библии

Понятие исповеди часто встречается как в Ветхом Завете (Чис. 5:6, 7[1]; Лев. 26:40[2]), так и в Новом Завете (Мф. 5:23, 24[3]; Мф. 6:14[4]).

Ветхий Завет

В иудаизме исповедь является заповедью. В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения[5]. Библия предписывает: «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис. 5:6, 7), также Лев. 26:40.

Ветхий Завет не предписывает определённую форму исповеди, а содержащиеся в ней формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь Каина (Быт. 4:13), Моисея (Исх. 32:31), Ахана (Нав. 7:20), Давида (2Цар. 12:13). Исповедь многословна лишь когда ей придаётся поэтическая или молитвенная форма: Пс. 38, 51; Езд. 9:6—11, 15; Неем. 1:6, 7; 9:6—35[5].

Новый Завет

В Новом Завете исповедь обидчика перед обиженным человеком является обязательным условием перед произнесением молитвы Богу (Мф. 5:23, 24[6], Мф. 6:14[4]). В апокрифическом произведении Дидахе исповедь обидчика перед обиженным человеком является обязательным условием перед вкушением хлеба причастия. Новый Завет не устанавливает исповедь как проводимый в определённой форме обряд (в терминологии исторических церквей — таинство), в отличие, например, от Евхаристии или Крещения. В Новом Завете исповедь — это выражение (публичное или наедине) Богу своего раскаяния в грехах, в котором важна не форма, а содержание — покаяние, как изменение понимания — метанойя.

В авраамических религиях

Иудаизм

В иудаизме термин носит название видуй (ивр.וִדּוּי‏‎ — «признавание; сознавание»). В современном значении впервые появляется в Мишне[7]. Опираясь на библейское предписание «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис. 5:6, 7), галаха заключает, что несоблюдение любой заповеди должно быть искуплено исповедью и раскаянием[8].

Формула исповеди, произносившаяся первосвященником в ходе храмовой службы в Йом-кипур за себя, свою семью, кохенов и весь народ, сформулирована очень кратко и состоит всего из двух предложений. В первом (собственно исповедь) перечислены 3 разновидности грехов: извращение [Закона], преступление [его] и прегрешение; во втором испрашивается прощение Бога за них[9]. Формулы личной исповеди, читаемые на богослужении в Йом-Кипур[10], очевидно, сложились уже после разрушения Храма и были призваны заменить исповедь, читавшуюся первосвященником.

Христианство

В христианстве, а именно в исторических церквях, исповедь является одним из регламентированных церковными канонами таинств (обрядов), которое иногда именуется также «таинством покаяния». Исповедь в таинстве покаяния являет собой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника, который, являясь только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальной разрешительной молитвой отпускает грехи всем искренне раскаявшимся[11]. Покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Власть прощать грехи, согласно христианскому вероучению, была дана Иисусом Христом своим апостолам (а через них и Церкви в лице епископов): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Подробнее в статье Апостольское преемство.

Исповедь является неотъемлемой частью жизни христианина. Святитель Игнатий (Брянчанинов) написал: «Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости»[12].

Ислам

Исповедь в исламе может называться тауба[13][14]. Похожим (но не идентичным) понятием в исламе может при определённых допущениях считаться мольба о прощении (поиск прощения Бога — Аллаха), которая называется истигфар[15][16]. Некоторые трактуют истигфар как произнесение слов просьбы о прощении. Исповедь в грехах осуществляется перед Богом, а не перед человеком, кроме принесения (просьбы) прощения жертве греха.

См. также

Примечания

  1. Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и через это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своём, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили
  2. Тогда признаются они в беззаконии своём и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня
  3. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой
  4. 4,0 4,1 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный
  5. 5,0 5,1 Исповедь — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой
  7. Мишна, Биккурим 2:2; Меггила 2:5
  8. Сифри Чис. 2, 3; Маймонид, Мишне Тора, Законы раскаяния 1:1
  9. Мишна, Иома 3:8; 4:2; 6:2
  10. Палестинский Талмуд, Иома 8:9, 45 в; Вавилонский Талмуд, Иома 87 б; Мидраш Вайикра Раба 3:3
  11. Исповедь (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2890 дней]) // Энциклопедия «Религия»
  12. В помощь кающимся. Из творений святителя Игнатия Брянчанинова. Дата обращения: 23 июля 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  13. Шува (шаббат-шува) в иудаизме, то есть «покаяние» (дословно — «возвращение»). То есть возвращение к исполнению Божьих заповедей. Покаяние (тшува)
  14. Шаббат Шуба. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  15. Истигфар. Дата обращения: 11 июня 2009. Архивировано 17 ноября 2009 года.
  16. Различие между Тауба и Истигфар (недоступная ссылка)

Ссылки