Органум

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Илл. 1. Квадрупль Viderunt omnes Перотина (фрагмент флорентийской рукописи Pluteus 29.1, f. 1r, XIII в.)

Орга́нум (лат. órganum — орган; в этимологич. значении любой инструмент) — техника музыкальной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейского многоголосия.

Типология

Различают следующие типы органума:

  • параллельный (главный, заданный голос — cantus prius factus — дублируется в один из совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
  • свободный (органальный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему моноритмически, в технике «нота-против-ноты»); такой органум известен также под (историческим) названием «диафония» (diaphonia);
  • мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума Аноним IV (XIII век) называл термином bordunus (бурдон); в источниках XIII в. этот вид органума именовался organum per se («органум как таковой»);
  • метризованный (главный голос «гармонизуется» одним, двумя и — очень редко — тремя другими).

Параллельный и свободный органумы раньше всего описаны в анонимных трактатах Musica enchiriadis (ME) и Scolica enchiriadis (SE) (предполагаемый автор — Хогер Верденский) конца IX века. Более ста двухголосных параллельных и свободных органумов сохранились в Винчестерском тропарии (ок. 1000)[1]. Мелизматический органум получил развитие в многоголосной музыке начиная с XI века — в центрах церковной культуры средневековой Франции и Испании: Шартре, аббатстве Сен-Марсьяль (Лимож), соборе св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, см. Codex Calixtinus). Метризованный органум характерен для многоголосной музыки школы Нотр-Дам (между 1150 и 1250), зафиксированной в ценных рукописях так называемой «Большой книги органума» (Magnus liber organi). Именно в этой технике нотировались многочисленные клаузулы названной школы. На музыковедческом жаргоне трёхголосные органумы называют «триплями» (по третьему голосу, лат. triplum), четырёхголосные — «квадруплями» (по четвёртому голосу, лат. quadruplum).

Наряду с термином «органум» (лат. organum) в средневековых трактатах о музыке органум описывался термином «диафо́ни́я» лат. diaphonia)[2][3], как, например, в «Микрологе» Гвидо Аретинского (ок. 1026) и в «Искусстве новой музыки» Иоанна де Муриса (1321). Псевдо-Мурис («Сумма музыки», XIII в.) для двух-, трех- и четырёхголосного органума использует грецизмы, соответственно, диафония, трифо́ния (triphonia) и тетрафо́ния (tetraphonia). Двухголосный органум в технике нота-против-ноты с силлабическим распевом текста был известен также под названием cantus planus binatim (букв. «плавный распев дважды», то есть «удвоенный» новым голосом григорианский хорал) и дискант (в одном из значений).

Органум Нотр-Дам

Краткая характеристика

Расцвет органума как основной формы церковной музыки связывают с парижской школой Нотр-Дам. Органумы школы Нотр-Дам — протяжённые композиции, складывающиеся из обычной монодии (cantus planus) и полифонических (в основном, двухголосных, реже трёхголосных, очень редко — четырёхголосных) обработок той же монодии. Органумы и монодические (оригинальные) части хорала следуют друг за другом по принципу сюиты[4]. Оригинальная монодия звучит, как правило, в начале и конце такой сюиты, а полифонические обработки располагаются (в произвольном порядке) внутри неё:

  • мелизматический двухголосный органум: ритм обоих голосов не фиксирован, за исключением точек синхронизации голосов (при смене высоты cantus firmus и/или очередного слога текста);
  • копула: ритм органального голоса фиксирован, cantus firmus не ритмизован[5];
  • метризованный органум: ритм всех голосов выписан.

Из-за большой протяжённости парижских органумов современные музыканты зачастую вычленяют из «сюиты» только клаузулы и исполняют их на эстраде / записывают на диск как самостоятельные сочинения.

Стилевые особенности

Метроритмическое единство многоголосного целого обеспечивается организацией всех голосов по законам модальной ритмики, открытие которых историки связывают с парижской школой Нотр-Дам. Поскольку (ритмические) модусы в эпоху Арс антиква реализовывались в музыке как клишированные ритмоформулы, делимые на три элементарные длительности, весь метризованный органум Нотр-Дам ощущается на слух как монотонное нанизывание «трёхдольных тактов», состоящих из однотипных ритмических формул.

Илл. 2. Обмен голосов в клаузуле «Benedicamus Domino» (фрагмент; по рукописи I-Fl Plut. 29.1, f. 40v)

В полифонической композиции школы характерно использование так называемого «обмена голосов» (перевод нем. Stimmtausch). Технически это означает двухголосный контрапункт, в котором одну и ту же мелодическую фразу исполняют по очереди два разных голоса соседней тесситуры, например, кантус и дуплум (см. илл. 2).

Гармония метризованных органумов Нотр-Дам старомодальная. Моменты разрядки в конце отделов музыкальной формы (особенно конкорды квинтоктавы) перемежаются с острыми диссонансами (в том числе нетерцовой структуры) внутри построений. Каденционные формулы находятся в стадии становления и с трудом поддаются типологической классификации (сложились окончательно только к XIV в.)

Примеры композиции в стилистике школы Нотр-Дам

1. Аллилуйя «Spiritus sanctus» (Источник: флорентийская рукопись «Magnus liber organi»)

раздел текст техника
I
Alleluya. 2-голосный мелизматический органум со вставками копулы
II
Alleluya. (монодический) cantus planus
III
V. Spiritus… 2-голосный мелизматический органум
IV
…sanctus procedens a throno apostolorum pecto- 2-голосный метризованный органум
V
-ra invisibili… 2-голосный мелизматический органум
VI
…hodie perlustravit… 2-голосный метризованный органум
VII
…potentia. cantus planus
VIII
Alle- 2-голосный мелизматический органум
IX
(-le)luya 2-голосный метризованный органум
X
(ya). cantus planus

2. Градуал «Viderunt omnes» (Источник: флорентийская рукопись «Magnus liber organi», см. цифровое факсимиле на илл. 1)

раздел текст техника
I
Viderunt omnes… 4-голосный метризованный органум (квадрупль)
II
…fines terrae salutare Dei nostri, jubilate Deo omnis terra. cantus planus
III
V. Notum fecit Dominus salutare suum, ante conspectum gentium revelavit… 4-голосный метризованный органум (квадрупль)
IV
…justitiam suam. cantus planus

Примечания

  1. Записанный невмами, этот тропарий уверенно не расшифровывается.
  2. «Музыкальный энциклопедический словарь» / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — С. 173. — 672 с. — ISBN 5-85270-033-9.
  3. М. В. Зарва. Русское словесное ударение (2001) фиксирует единственное ударение на «и»
  4. Например, органум Перотина «Viderunt omnes» в исполнении Hilliard-ансамбля звучит почти 12 минут.
  5. Помимо техники композиции в жанре органума, термин «копула» имел и другие значения. Краткий их обзор см. в немецкой Википедии.

Литература

Исследования

  • Holschneider A. Die Organa von Winchester. Studien zum ältesten Repertoire polyphoner Musik. Hildesheim: Olms, 1968.
  • Eggebrecht H.H., Zaminer F. Ad organum faciendum. Lehrschriften der Mehrstimmigkeit in nachguidonischer Zeit. Mainz, 1970.
  • Waeltner E.L. Die Lehre von Organum bis zur Mitte des 11. Jhs. Tutzing, 1975.
  • Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья. X—XIV вв. М., 1983 (История полифонии, т.1).
  • Федотов В. А. Начало западноевропейской полифонии. Владивосток, 1985.

Нотные издания

Ссылки