Фактура (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Факту́ра (лат. factura — устройство, строение) — типизированный способ оформления многоголосной музыкальной композиции в одном из (многоголосных) музыкальных складов.

Краткая характеристика

В русском музыкознании в качестве синонима фактуры нередко используется (метафорический) термин «музыкальная ткань». Например, словосочетание «хоральная фактура» описывает типичное сложение музыкальной ткани в моноритмических обработках церковных песен («хоралах») И. С. Баха и других барочных композиторов, «арпеджированная фактура» — в клавирных сонатах Д. Скарлатти, пуантилизм — фактура, складывающаяся из «изолированных» тонов, распределённых между отдельными голосами или инструментами в музыке А. Веберна.

Понятие фактуры тесно связано с понятием музыкального склада, что находит своё выражение в типичных словосочетаниях, например, «старогомофонная фактура» (то же, что моноритмическая фактура), «полифоническая фактура», «гетерофонная фактура», «гомофонная фактура», «гомофонно-гармоническая фактура».

Многие музыковеды для описания стилевой характерности фактуры в творчестве того или иного композитора используют метафорические описания, например, говорят о «прозрачной фактуре» Шопена, о «вязкой фактуре» Регера и т. п.

Западные музыковеды часто используют слово «фактура» в описаниях техники многоголосной композиции, например, они говорят о «гокетной фактуре» (англ. hocket texture), имея в виду технику гокета[1].

Разработка фактуры, то есть её видоизменение/варьирование с использованием типизированных приёмов техники композиции (арпеджирование, мелодическая фигурация и др.) — важное средство разработки музыкального материала, как минимум, в барочной, классической и романтической музыке.

Понятие фактуры в западной науке

В англоязычном понятии англ. texture склад и фактура не отличаются друг от друга. В немецкой музыкальной теории (как и в русской) понятие склада (нем. Tonsatz) и понятие фактуры (нем. Textur) чётко различаются.

Примечания

  1. См. например, в кн.: Yudkin J. Music in medieval Europe. Prentice Hall, 1989, p.398; Fassler M. Music in the medieval West. New York; London, 2014, p. A37

Литература

  • Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Учебное пособие для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. Т.1: Музыкальная фактура. Т.2: Мелодическая фигурация. М.: Музыка, 1976 (т.1), 1977 (т.2, 382 с., 7000 экз).
  • Тюлин Ю.Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация. Практический курс. Для теоретико-композиторских факультетов муз. вузов. В двух книгах. М.: Музыка, 1980. 311 с. 5000 экз.
  • Тюлин Ю. Н., Привано Н.Г. Музыкальная фактура. – В кн.: Тюлин Ю. Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии. Изд. 3. М.: Музыка, 1986. с. 46–50.
  • Кюрегян Т. С. Фактура // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.569.
  • Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. Под ред. Т. С. Кюрегян и В. С. Ценовой. М.: Московская консерватория им. П. С. Чайковского, 2006.

Ссылки