Операция «Eagle Pull»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Операция Eagle Pull»)
Операция «Eagle Pull»
англ. Operation Eagle Pull
Основной конфликт: Война во Вьетнаме, Гражданская война в Камбодже и Падение Пномпеня
Морские пехотинцы США дислоцируются в отеле LZ 12 апреля 1975 г.Американские морские пехотинцы дислоцируются в отеле LZ 12 апреля 1975 г.
Дата 12 апреля 1975
Место КамбоджаПномпень, 11°32′53″ с. ш. 104°55′52″ в. д.HGЯO
Итог
  • Успешная эвакуация
  • Вооруженные силы США доставили в безопасное место 289 человек
Противники

 США
Камбоджа Кхмерская Республика

Камбоджа Красные кхмеры

Командующие

Командующий оперативной группой 76

Пол Пот

Потери

Нет

Неизвестно

Operation Eagle Pull helicopters on LZ Hotel.jpg

Операция «Eagle Pull» (англ. Eagle Pull) – кодовое название воздушной эвакуации американских граждан Пномпеня во время гражданской войны в Камбодже 12 апреля 1975 года.[1][2] В начале апреля 1975 года Пномпень, один из последних оставшихся опорных пунктов Кхмерской Республики, был окружен «красными кхмерами» и полностью зависел от снабжения с воздуха через аэропорт Почентонг. В связи с неизбежной победой красных кхмеров правительство США разработало план действий на случай непредвиденных обстоятельств для эвакуации граждан США и союзных камбоджийцев на вертолете на корабли в Сиамском заливе. Операция «Eagle Pull» состоялась утром 12 апреля 1975 года и имела тактический успех, при этом никто не погиб. Пять дней спустя Кхмерская Республика пала, и красные кхмеры заняли Пномпень.

Операция была проведена 12 апреля 1975 года, когда силы «красных кхмеров» находились уже на подступах к Пномпеню. Всего вертолётами Корпуса морской пехоты и Военно-воздушных сил США было эвакуировано более 250 человек — персонал американского посольства, иностранные граждане и камбоджийские официальные лица, пожелавшие покинуть страну. Эвакуация прошла без жертв. Она стала своеобразной репетицией эвакуации Сайгона две недели спустя.

Блокада Пномпеня

В начале 1975 года Кхмерская Республика, поддерживаемое Соединёнными Штатами военное правительство, контролировала только район Пномпеня и ряд городов вдоль реки Меконг, которые обеспечивали важнейший маршрут доставки продовольствия и боеприпасов вверх по реке из Южного Вьетнама. В рамках своего наступления в сухой сезон 1975 года, вместо того чтобы возобновить лобовые атаки на Пномпень, красные кхмеры намеревались отрезать важный маршрут снабжения через Меконг. 12 января 1975 года красные кхмеры атаковали Неак Луонг[en], ключевой оборонительный пост Кхмерских национальных вооружённых сил (ФАНК) на Меконге. 27 января в Пномпень с трудом добрались семь судов, оставшихся в рабочем состоянии в составе конвоя из 16 судов, который подвергся атаке на расстоянии 100 километров от южновьетнамской границы. 3 февраля колонна, двигавшаяся вниз по реке, подорвалась на морских минах, установленных красными кхмерами в Фу Ми, примерно в 74 километрах от Пномпеня. Военно-морское подразделение ФАНК, Кхмерский национальный флот (МНК), обладало способностью проводить разминирование, но из-за того, что красные кхмеры контролировали берега реки, разминирование было невозможным или, в лучшем случае, чрезвычайно дорогостоящим.[3] МНК потерял четверть своих кораблей, а 70 процентов его моряков были убиты или ранены.[4]

К 17 февраля Кхмерская Республика отказалась от попыток возобновить линию снабжения через Меконг. В будущем все поставки для Пномпеня должны будут доставляться по воздуху в аэропорт Почентонг.[3]:105 Соединённые Штаты быстро перебросили по воздуху продовольствие, топливо и боеприпасы в Пномпень, но поскольку поддержка Кхмерской республики США была ограничена поправкой Кейса-Чёрча[en],[4]:347 BirdAir[en], компания нанятая по контракту правительством США, контролировала воздушные перевозки смешанным флотом самолётов C-130 и DC-8, совершавших 20 рейсов в день в Почентонг.[3]:105

5 марта артиллерия красных кхмеров в районе Тул Леап, к северо-западу от Пномпеня, обстреляла аэропорт Почентонг, но 15 марта войска ФАНК отбили Тул Леап и прекратили обстрел. Силы красных кхмеров продолжали приближаться к северу и западу города и вскоре смогли снова открыть огонь по Почентонгу. 22 марта ракеты поразили два самолета снабжения, вынудив 23 марта посольство США объявить о приостановке полётов до тех пор, пока ситуация с безопасностью не улучшится. Посольство, понимая, что Кхмерская Республика вскоре развалится без поставок, отменило приостановку 24 марта и увеличило количество самолетов, доступных для воздушных перевозок. 1 апреля красные кхмеры захватили Неак Луонг и Бан-Ам, последние оставшиеся позиции ФАНК на Меконге. Коммунисты теперь могли сосредоточить все свои силы на Пномпене[3]:105 Премьер Лон Нол в тот же день подал в отставку и отправился в изгнание; окончательный крах Кхмерской республики был неизбежен.[4]:358

Планирование операции

Карта мест эвакуации при операции «Eagle Pull» с указанием посольства и гостиницы с посадочной площадкой

План эвакуации был разработан и уточнён военными США, когда силы красных кхмеров приблизились к Пномпеню, начиная с 1973 года.[3]:42 27 июня 1973 года 7-ая воздушная армия опубликовала план действий в чрезвычайных ситуациях №5060C «Eagle Pull», охватывающий эвакуация Пномпеня. У плана №5060C было три варианта действий:

Позже вариант 3 был пересмотрен, чтобы предусматривать использование вертолётов морской пехоты США вместе с вертолетами ВВС США и командованием воздушно-десантной миссии C-130, базирующимся в Таиланде, а также для того, чтобы наземные силы безопасности состояли из морской пехоты, а не из полиции безопасности ВВС. Посадочные площадки должны были быть рядом с посольством США в Пномпене.[5]:138

6 января 1975 года главнокомандующий штабом Тихоокеанского флота (CINCPAC) поставил 31-ю морской десантный отряд[en] в состояние 96-часовой боевой готовности, чтобы вывести эвакуационный флот на позиции у Кампонгсоам (ранее Сиануквиль) в Сиамском заливе для проведения операции «Eagle Pull».[3]:105 6 февраля время реакции было сокращено до 48 часов, а это значит, что эвакуационный флот должен был поддерживать 48-часовой радиус плавания от Кампонг Сома. 28 февраля он был сокращен до 24 часов, что фактически означало, что флот должен был оставаться в Сиамском заливе.[3]:106–107

21 марта посольство прогнозировало, что будет 3600 эвакуированных, что намного превышает первоначальную оценку примерно в 400 человек. Это потребовало разработки нового плана эвакуации, согласно которому морские пехотинцы обеспечат безопасность аэропорта Почентонг, а вертолеты будут переправлять эвакуированных из центра Пномпеня в Почентонг, откуда они будут доставлены на самолетах C-130 в Таиланд.[3]:109 Однако этот план был быстро отменён событиями, поскольку поставляемые C-130, прибывающие в Почентонг, использовались для эвакуированных на обратном пути, что быстро сокращало количество эвакуированных, которых нужно будет переместить при окончательной эвакуации.[3]:110

3 апреля, учитывая ухудшение обороны вокруг Пномпеня, посол Джон Гюнтер Дин[en] запросил развертывание 10 человек командирского подразделения операции «Eagle Pull», которое приземлилось в Почентонге на самолете BirdAir C-130.[3]:110 Подразделение командования контролировало текущую эвакуацию самолётами более 750 камбоджийцев в течение следующих семи дней перед лицом 80–90 выстрелов из 105-мм артиллерийских орудий и 107-мм ракетных обстрелов каждый день.[3]:111–12 К 10 апреля обстрел красных кхмеров стал настолько сильным, что эвакуация самолётами была прекращена.[3]:112

Затем группа управления обратила внимание на выбор зон посадки вертолетов для эвакуации. Поскольку красные кхмеры контролировали восточный берег Меконга напротив Пномпеня, группа командования выбрала отель с посадочной площадкой, футбольное поле примерно в 900 метрах к северо-востоку от посольства. Эта посадочная площадка, замаскированная от реки рядом многоквартирных домов, не могла быть перекрыта оружием прямой наводкой, что делало её самым безопасным местом. Персонал посольства готовился к отъезду 11 апреля, но эвакуация была отложена до следующего дня, чтобы позволить кораблю USS Hancock присоединиться к флоту эвакуации у побережья Кампонгсоам.[3]:113

Эвакуационный флот

Вертолеты HMH-462 и эвакуационный флот во время операции «Eagle Pull»

3 марта 1975 года десантная группа готовности «Альфа» (целевая группа 76.4) и 31-я морская десантная группа (целевая группа 79.4) погрузились на борт и прибыли на указанную станцию ​​у Кампонгсоам в Сиамском заливе. В состав сил входили:

Целевая группа 76.4 (Транспортная группа движения Альфа)[3]:111

Корабли сопровождения для морской артиллерийской стрельбы, сопровождения и защиты территории[1]:

17 марта Объединённый комитет начальников штабов, обеспокоенный тем, что одной эскадрильи вертолетов морской пехоты недостаточно для эвакуации, приказал, чтобы военный корабль США «Хэнкок» выгрузил своё воздушное крыло и проследовал в Перл-Харбор. 26 марта эскадрилья морских тяжеловесных вертолетов HMH-463 в составе 25 вертолетов CH-53, CH-46, AH-1J и UH-1E совершила посадку на военный корабль США Хэнкок и проследовала в залив Субик.[3]:108 После принятия дополнительных вертолетов в Субик-Бей, USS Hancock был временно назначен в Amphibious Ready Group Bravo, стоя у берегов Вунгтау, Южный Вьетнам, но 11 апреля он присоединился к Amphibious Ready Group Alpha в Сиамском заливе.[3]:110 Эвакуационный контингент морской пехоты состоял из одной батальонной десантной группы, 2-го батальона, 4-го морского пехотинца (2/4).[1]

Поскольку «Красные кхмеры» не имели военно-воздушных сил и имели ограниченные возможности противовоздушной обороны, никакого прикрытия с воздуха не требовалось, но эвакуация была поддержана самолётами ВВС США, базировавшимися в Таиланде. Предполагалось, что красные кхмеры могут обладать управляемыми с плеча ракетами класса «земля-воздух» Стрела-2, поэтому эвакуационные вертолёты были окрашены краской с низкой отражающей способностью инфракрасного излучения и оснащены осветительными приборами ALE-29.[3]:110–111

Ход эвакуации

Во второй половине дня 11 апреля 1975 года 31-й экспедиционный отряд морской пехоты получила приказ выполнить операцию «Eagle Pull».[3]:116 В 06:00 12 апреля 12 вертолётов CH-53 HMH-462 стартовали с палубы USS Okinawa, а затем с 10-минутными интервалами снова спустились, чтобы подобрать своих морских пехотинцев. Звенья рот F и H и группа командования вышли на борт с USS Okinawa, в то время как звенья роты G поднялись на борт своих вертолетов на USS Vancouver, в результате чего общая численность наземных сил безопасности составила 360 морских пехотинцев. Когда вертолеты завершили загрузку, они сформировались в группы по три человека, которые кружились вокруг целевой группы.[3]:119

В 07:30 посол Дин уведомил исполняющего обязанности главы государства Камбоджи, премьер-министра Лонга Борета и других камбоджийских лидеров, включая принца Сисовата Сирика Матака, о том, что персонал США официально покинет страну в течение следующих нескольких часов, и спросил, будет ли какая-либо эвакуация в стране. в этом случае они должны быть в посольстве к 09:30. Все отказались, за исключением Саукхама Хоя, преемника Лон Нола на посту президента Кхмерской Республики, который ушёл, не сказав об этом своим собратьям.[3]:114 Принц Сирик Матак, бывший премьер-министр и движущая сила формирования Кхмерской республики, отклонил предложение об эвакуации и сказал послу Дину, что «я совершил эту ошибку, поверив в вас, американцы».[3]:121

Команда из десяти человек продолжила движение автомобилей к гостинице с осадочной площадкой, намеренно отключив их, чтобы заблокировать доступ транспортных средств из любой части города, кроме дороги от посольства к зоне эвакуации.[3]:114–115 Затем группа командования приступил к контакту с King Bird, орбитальным самолетом HC-130 из 56-й аэрокосмической аварийно-спасательной эскадрильи[en], который должен был контролировать поток вертолётов.[3]:115 King Bird затем очистился на двух вертолётов ВВС США HH-53 из 40-й аэрокосмической эскадрильи спасения и восстановления, как и планировалось, ввести группу боевого управления ВВС (CCT) для обеспечения безопасных, контролируемых приземлений и вылетов вертолётов морской пехоты в и из зоны эвакуации. Огонь из стрелкового оружия во время этой установки нанёс минимальный ущерб первому самолёту, но CCT был успешно вставлен, и HH-53 отправились на дозаправку в воздухе для подготовки к окончательной эвакуации.

В 07:43 первая группа вертолетов пересекла побережье Камбоджи и примерно через час, преодолев 160 километров враждебной территории, первая волна обрушилась на зону эвакуации, и морские пехотинцы быстро установили оборонительный периметр. Вскоре собрались большие толпы камбоджийцев, скорее из любопытства, чем для того, чтобы помешать. Установив оборону по периметру, морские пехотинцы начали процесс отвода толпы назад, чтобы не допустить заслонки прилегающей зоны, а затем начали перебрасывать группы эвакуированных к ожидающим вертолетам CH-53. Поскольку в зоне эвакуации могло находиться только три CH-53 в любое время, рейсы, прибывающие после первоначального наращивания, должны были проводиться в Пойнт-Оскар, примерно в 50 километрах к югу от Пномпеня, пока их не вызвал King Bird.[3]:121 Эвакуация прошла гладко, хотя количество эвакуированных было значительно меньше, чем предполагалось. По последним оценкам, будет 590 эвакуированных, 146 граждан США и 444 камбоджийца и граждан третьих стран. HMH-462 эвакуировал 84 граждан США и 205 граждан Камбоджи и третьих стран.[3]:121

В 09:45 посольство США закрылось.[3]:121 Дипломатических отношений между США и Камбоджей не будет до 11 ноября 1991 года. К 10:41 все эвакуированные, включая посла Дина и президента Саукхама Хоя, были вывезены вертолётами HMH-462. Вертолёты HMH-463, действующие с USS Hancock, затем начали приземляться, чтобы вывести наземные силы безопасности.[3]:122

Примерно в 10:50 в районе зоны эвакуации начался обстрел 107-мм ракет. Менее чем через 10 минут зона эвакуации также подверглась обстрелу из 82-мм минометов. Как только начался огонь красных кхмеров, операторы в зоне эвакуации уведомили авиадиспетчеров ВВС, летевших над головами в 23-й эскадрилье тактической поддержки с воздуха[en] OV-10. Авиадиспетчеры немедленно организовали низкие проходы над восточным берегом Меконга, но не смогли обнаружить никакого огня, идущего с известных вражеских позиций в этом месте.[3]:122 В 10:59 последний элемент 2-го батальона 4-й морской пехоты покинул зону, а последний морской вертолёт приземлился на USS Okinawa в 12:15.[3]:123

В 11:15 два вертолёта ВВС США HH-53 вернулись, как и было запланировано, и успешно извлекли группу боевого управления и командный элемент «Eagle Pull».[3]:122 После того, как HH-53 благополучно покинули город, King Bird разрешил последним HH-53 ВВС США вылететь в Таиланд. Эти три вертолёта летели по предупредительной поисково-спасательной орбите к северу от Пномпеня в течение всей операции на случай, если какой-либо из участвующих самолетов столкнется с проблемами. Когда вертолёты повернули к дому, ведущий самолёт был поражён 12,7-миллиметровым пулемётным снарядом в хвостовом винте. Несмотря на сильную вибрацию, вертолет благополучно вернулся на авиабазу Убон в Таиланде.[3]:123 В 14:50 с военного корабля USS Okinawa был запущен HMH-462 CH-53, который доставил посла Дина на авиабазу У-Тапао в Таиланде.[3]:123–124

13 апреля эвакуированные были доставлены на авиабазу Утапао в Таиланде на вертолетах HMH-462, а группа Amphibious Ready Alpha проследовала в Южно-Китайское море, чтобы встретиться с оперативной группой 76, которая стояла рядом для проведения операции «Порывистый ветер», эвакуации Сайгона.[3]:124

Последствия

Генри Киссинджер в своих мемуарах о войне во Вьетнаме заметил, что администрация Форда была удивлена ​​и пристыжена тем фактом, что высшие камбоджийские чиновники отказались покинуть страну. В их число входили премьер-министр Лонг Борет и Лон Нон, брат премьер-министра, оба из которых были в объявленном списке смерти красных кхмеров.[6]

17 апреля 1975 года красные кхмеры вошли в Пномпень, положив конец гражданской войне в Камбодже. Лонг Борет, Лон Нон и другие высокопоставленные должностные лица правительства Кхмерской Республики были казнены в Cercle Sportif (по иронии судьбы сейчас здесь находится посольство США), а войска ФАНК в городе были разоружены, доставлены на Олимпийский стадион и казнены.[7]

Для морских пехотинцев 2/4 и Amphibious Ready Group Alpha операция «Eagle Pull» служила небольшой генеральной репетицией более сложной операции «Порывистый ветер» во время Падения Сайгона, которая произошла 17 дней спустя.[3]

Отражение в культуре

Операция «Eagle Pull» изображена в фильме «Поля смерти».

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Chapter 5: The Final Curtain, 1973–1975. history.navy.mil (2000). Дата обращения: 24 июля 2007. Архивировано 27 июня 2007 года.Public Domain Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном достоянии.
  2. Operation "Eagle Pull" In Cambodia | Ann Arbor District Library. aadl.org. Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 3,27 3,28 3,29 3,30 3,31 3,32 3,33 3,34 Dunham, George R. U.S. Marines in Vietnam: The Bitter End, 1973–1975 (Marine Corps Vietnam Operational Historical Series). — Marine Corps Association, 1990. — P. 102–4. — ISBN 978-0-16-026455-9.Public Domain Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном достоянии.
  4. 4,0 4,1 4,2 Shawcross, William. Sideshow Kissinger, Nixon and the Destruction of Cambodia. — Andre Deutsch Limited, 1979. — P. 347. — ISBN 0-233-97077-0.
  5. 5,0 5,1 Tilford, Earl. Search and Rescue in Southeast Asia 1961–1975. — Office of Air Force History, 1980. — P. 137. — ISBN 9781410222640. Архивная копия от 16 августа 2021 на Wayback MachinePublic Domain Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном достоянии.
  6. "Encyclopedia of the Vietnam War". ed. Spencer Tucker, s.v. "EAGLE PULL, Operation"
  7. Becker, Elizabeth. When The War Was Over Cambodia and the Khmer Rouge Revolution. — Simon & Schuster, 1988. — P. 160. — ISBN 1-891620-00-2.