Наёмник

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Наёмник («солдат удачи»[1], «дикий гусь») — лицо, вступающее в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений (и не принадлежащее к так или иначе заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе) и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради личной выгоды[2][3].

Наёмник не служит в вооружённых силах какого-либо государства — как участника конфликта, так и не участника. Служащие армий, флота и авиации, формируемых на добровольной основе, наёмниками не считаются. Начиная с XX века наёмники всё чаще стали восприниматься как лица, имеющие меньше прав на защиту по законам войны, чем не наёмники. Действительно, Женевские конвенции провозглашают, что наёмники не признаются законными комбатантами и им не нужно предоставлять такую ​​же правовую защиту, как и пленённым военнослужащим регулярной армии[4].

История

Наёмничество известно с глубокой древности. «Анабасис» Ксенофонта (первая половина IV века до н. э.) описывает историю греческих наёмников претендента на трон Персидской державы Кира Младшего[5]. Греки из одних и тех же городов-государств воевали и в войске Дария III, и в сражавшемся с ним войске Александра Македонского.

В Средневековье одними из первых наёмниками стали викинги, которые нанимались в личную гвардию византийских императоров. Так, будущий король Норвегии Харальд III был начальником охраны императора.

Воины из числа простолюдинов вызывали презрение у рыцарей (они сражались пешими и использовали «неблагородное оружие»). Часто война становилась единственным источником дохода для них. Рыцари презирали таких наёмников, но сами тоже становились наёмниками. За деньги могли служить как отдельные люди, так и войска целых политических объединений, плату за службу получали как рядовые рыцари, так и короли[6]. С образованием в начале XIV века в Западной Европе централизованных государств короли для укрепления своей власти вместо феодального ополчения из рыцарей стали создавать собственные войска из наёмных солдат, преданных только им[7].

В Италии в позднем Средневековье кондотьеры — предводители отрядов наёмников — стали главными фигурами бесконечных войн между городами-государствами. Иногда они захватывали власть в них и учреждали сеньории, как Муцио Аттендоло, прозванный Сфорца (от итал. sforzare — «одолевать силой»), бывший крестьянин, положивший начало династии миланских герцогов Сфорца.

«Перекличка после грабежа» (Ж. Ж. Вибер, 1866)

В XV—XVII веках решающую роль в европейских войнах играли ландскнехты — самостоятельные отряды наёмников из разных европейских стран. На каждые четыре сотни бойцов у них был положен переводчик с нескольких европейских языков, а капитан — командир отряда — был обязан сам говорить на этих языках. В 1474 году французский король Людовик XI заключил договор с несколькими швейцарскими селениями. Каждому из них он обязался платить ежегодно по 20 тыс. франков, а за эти деньги селения должны были, если король ведёт войну и требует помощи, поставлять ему вооружённых людей. Так появились швейцарские наёмники. Широкое распространение наёмничества в эту эпоху связано с тем, что иметь постоянную профессиональную армию, которую требовалось содержать и в мирное время, могли позволить себе только самые обеспеченные монархи. Остальным приходилось нанимать ландскнехтов перед самой войной. В XVII веке начались знаменитые «полёты диких гусей[en]» отрядов ирландских наёмников (известных также как «дикие гуси»), первый из которых состоялся в 1607 году.

После наступления эпохи призывных армий в XIX веке наёмничество в Европе почти исчезло. Но в других регионах мира оно сохранялось. Так, американец Фредерик Уорд в начале 1860-х годов поступил на службу правительства Китая, которое боролось с восстанием тайпинов. Его армия, основу которой составляли филиппинцы и европейские наёмники, успешно боролась с восставшими.

Наёмники оказались востребованы в 1960-е годы, когда началась деколонизация Африки. В 1961 году началась гражданская война в Конго. В ней решающую роль сыграли европейские наёмники, которых, в частности, активно использовал ставший в 1964 году премьер-министром страны Моиз Чомбе. Но в конце 1970-х наступил упадок традиционного наёмничества, особенно после суда над белыми наёмниками, захваченными правительственными войсками Анголы, на котором четверых наёмников приговорили к смертной казни, а ещё девятерых — к большим срокам заключения.

В 1990-е — 2000-е годы наёмники из постсоветских государств активно участвовали в различных вооружённых конфликтах в Африке, в том числе в эфиопско-эритрейской войне 1998—2000 годов[8].

В середине 1990-х годов стали широко использоваться частные военные компании. Так, в 1995 году во время гражданской войны в Сьерра-Леоне правительство за 60 млн долларов наняло ЧВК «Executive Outcomes» из ЮАР для борьбы с повстанцами. Компания быстро сформировала из бывших военнослужащих частей специального назначения ЮАР лёгкий пехотный батальон, который был оснащён бронетранспортёрами, безоткатными орудиями и миномётами и действовал при поддержке нескольких ударных вертолётов. Ему потребовалось лишь около двух недель, чтобы разгромить повстанцев.

Позднее частные военные компании широко использовались США во время Иракской войны и войны в Афганистане.

Международное право

Две международные конвенции описывают и криминализируют деятельность наемников — Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. и конвенция организации Африканского Единства о ликвидации наемничества в Африке от 3 июля 1977 г. . В международном гуманитарном праве наёмничеству посвящён подписанный 8 июня 1977 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года[9].

Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола[10]. Наёмником считается лицо, которое[9]:

  1. специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;
  2. фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
  3. принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;
  4. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  5. не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;
  6. не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.

Для признания лица наёмником необходимо, чтобы оно соответствовало сразу всем указанным критериям, что на практике встречается редко. Например, государство просто может включить наемников в состав своих вооруженных сил, как это сделала в 1997 г. Папуа -Новая Гвинея в отношении сотрудников британской ЧВК «Sandline International», которые подавляли сепаратистов острова Бугенвиль, получив за это 36 млн. долларов[9].

Исходя из определения Дополнительного протокола, ни солдаты Иностранного легиона французской армии, ни военнослужащие частей непальских гуркхов британских вооружённых сил не являются наёмниками, так как хотя эти части и сформированы из иностранцев и их вознаграждение не соответствует вознаграждению обычных военнослужащих (получение французского гражданства является «вознаграждением», превышающим вознаграждение обычных военнослужащих), однако они являются военнослужащими, входящими в личный состав вооружённых сил соответствующих государств[11].

Ратификация Протокола I к Женевским конвенциям. Красным и оранжевым цветами выделены не ратифицировавшие страны

Международное гуманитарное право (или право вооружённых конфликтов[12]) наёмничество прямо не запрещает, а говорит лишь о том, что наёмники не являются комбатантами и не имеют права на статус военнопленного. Это означает, что наёмник рискует быть привлечённым к уголовной ответственности за участие в вооружённом конфликте, если попадает в плен, и условия содержания в плену на него тоже не распространяются. Однако реальное положение наёмников в боевых действиях определяется индивидуально[9].

Действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали, за исключением случаев, когда положения того или иного договора признаются нормами обычного права. К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны, в частности, его не ратифицировали США. Недавнее исследование по обычному праву вооружённых конфликтов[13], тем не менее, считает статью 47 установившимся правовым обычаем, то есть нормой, ставшей обязательной для исполнения всеми государствами.

В комментариях к этому исследованию приведены любопытные выдержки из воинских уставов и руководств. Так, в израильском руководстве по законам войны говорится: «…следующее положение Дополнительного протокола предназначено для того, чтоб лишить наёмников статуса военнопленных. Это положение, которое было принято под давлением африканских государств, считается нормой обычного права и, таким образом, обязательно». Ещё более недвусмысленно высказываются составители новозеландского военного руководства: «Выпустив серию резолюций, относящихся к отдельным антиколониальным конфликтам в Африке, ООН рекомендовала запретить использование [наёмников] против национально-освободительных движений. Это не повлияло на их правовой статус, хотя правительство Анголы и начало уголовный процесс против наёмников, попавших в плен».

В связи с участившимися случаями использования наёмников в военных конфликтах, в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников; был создан специализированный комитет, в состав которого вошли представители 35 государств (однако хотя до 20 января 1987 года состоялось шесть сессий комитета, нормативно-правовых документов по проблеме принято не было)[14].

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наёмников[15], которая вступила в силу двенадцать лет спустя, имея на февраль 2006 года всего 24 государства-участника.

Нет единого мнения по вопросу того, подпадают ли под определение наёмников сотрудники частных военных компаний[16][17]. Эксперты ООН по правам человека полагают, что если сотрудники частных военных компаний непосредственно участвуют в боевых действиях, то они являются наёмниками[18].

Национальное уголовное право

Законодательство некоторых стран запрещают своим гражданам участвовать в иностранных войнах, если они не находятся под контролем своих собственных национальных вооружённых сил[19][20].

Согласно австрийскому законодательству, если будет доказано, что гражданин Австрии работал наёмником в любой другой стране, сохраняя австрийское гражданство, то его гражданство будет аннулировано.

В 2003 году Франция ввела уголовную ответственность за наёмническую деятельность для французских граждан, постоянных жителей и юридических лиц. Этот закон не запрещает французским гражданам служить добровольцами в иностранных вооружённых силах.

В 1998 году Южная Африка приняла Закон об иностранной военной помощи, который запрещал гражданам и жителям страны участвовать в иностранных войнах, за исключением гуманитарных операций, если правительственный комитет не одобрил их развёртывание. В 2005 году законодательство было пересмотрено.

В Великобритании Закон о зачислении иностранных граждан 1819 года и Закон о зачислении иностранных граждан 1870 года запрещают британским подданным вступать в вооружённые силы любого государства, воюющего с другим государством, которое находится в мире с Великобританией.

В реальной боевой обстановке пойманных наёмников нередко расстреливают на месте, без суда и следствия, за исключением тех случаев, когда они подлежат обмену на военнопленных.

Россия

На национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наёмников. В России это статья 359 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмника, а равно его использование в вооружённом конфликте или военных действиях, наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет, а участие в вооружённом конфликте в качестве наёмника — лишением свободы от трёх до семи лет[21].

Казахстан

В уголовном законодательстве Республики Казахстан ответственность за наёмничество установлена с момента обретения независимости. Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 года долгое время не предусматривал вообще ответственность за наёмничество[22]. Лишь в 1993 году была введена статья 62-2 «Наёмничество».

В Уголовном кодексе Республики Казахстан от 16 июля 1997 года была сформулирована ответственность за наёмничество в статье 162[23]. Посредством введения уголовной ответственности за наёмничество Казахстан продемонстрировал мировой общественности последовательность проводимой своей государственной политики. Это нашло отражение в построении системы применения внутренних мер по обеспечению внешней безопасности, международного правопорядка, а также удержания своих граждан от вмешательства во внутренние дела других государств путём возможного их участия в качестве наёмников в вооружённых конфликтах, происходящих за пределами Казахстана.

Новый Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года предусматривает ответственность не только за наёмничество (ст. 170), но и за создание баз (лагерей) подготовки наёмников (ст. 172), что является правовой новеллой[24]. В Уголовном кодексе России, а также стран СНГ и Балтии, ответственности за создание баз (лагерей) подготовки наёмников или схожего деяния не предусмотрено.

Но главной отличительной особенностью уголовной ответственности за наёмничество в Республике Казахстан является такой вид дополнительного наказания, как лишение гражданства. Данный вид наказания был введён в Уголовный кодекс Казахстана законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан», направленным на приведение действующих законов в соответствие с поправками, внесёнными в Конституцию[25].

См. также

Примечания

  1. Калька с англ. soldier of fortune. Необходимо иметь в виду, что fortune означает как удачу, так и богатство, состояние.
  2. Protocol Additional to the Geneva Conventions of 12 August 1949, and relating to the Protection of Victims of International Armed Conflicts (Protocol 1), Article 47. International Committee of the Red Cross. Дата обращения: 20 апреля 2018. Архивировано 2 января 2016 года.
  3. Mercenary. Merriam Webster. — «one that serves merely for wages; especially a soldier hired into foreign service.». Дата обращения: 20 апреля 2018.
  4. Top Ten Global Justice Law Review Articles 2008 / Guiora, Amos N.. — Oxford University Press, 2009. — P. 175. — ISBN 9780195399752. Архивная копия от 11 июля 2020 на Wayback Machine
  5. Наемники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Скупое рыцарство. Дата обращения: 6 мая 2021. Архивировано 24 июля 2021 года.
  7. История наемничества: криминологический аспект. Дата обращения: 6 мая 2021. Архивировано 6 мая 2021 года.
  8. Русские наёмники — от Африки до Сирии. Дата обращения: 15 апреля 2022. Архивировано 18 мая 2021 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Пономарев Владимир Вячеславович. Частные военные компании: агенты стратегии непрямых действий // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2019. — Т. 8, вып. 2 (27). — С. 27–30. — ISSN 2309-1762.
  10. Текст протокола на сайте Комитета Международного красного креста.. Дата обращения: 3 октября 2012. Архивировано 8 июня 2009 года.
  11. Le droit international et le contrôle des mercenaires et des compagnies militaires privées. Дата обращения: 30 июня 2016. Архивировано 10 октября 2016 года.
  12. Война и международное гуманитарное право. Дата обращения: 3 октября 2012. Архивировано 19 августа 2011 года.
  13. Обычное международное гуманитарное право. Дата обращения: 3 октября 2012. Архивировано 22 января 2011 года.
  14. Солдатов В. Обсуждается проблема наёмников // «Известия», № 21 (21828) от 21 января 1987 года.
  15. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Дата обращения: 3 октября 2012. Архивировано 9 марта 2013 года.
  16. Русинова В. Н. Проблемы международно-правового регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий. «Российское право в Интернете», № 2009 (05). Спецвыпуск. (недоступная ссылка)
  17. Международное гуманитарное право и частные военные и охранные компании. Вопросы и ответы. Публикация на сайте Комитета Международного красного креста. Дата обращения: 3 октября 2012. Архивировано 6 марта 2014 года.
  18. «US rejects UN mercenary report» by Alexander G. Higgins. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 30 июня 2012 года.
  19. Independent Online. South Africa. Iol.co.za. Дата обращения: 26 мая 2010.
  20. The laws in some countries. Bc.edu (12 August 1949). Дата обращения: 26 мая 2010. Архивировано 17 сентября 2006 года.
  21. Статья 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.. Дата обращения: 24 февраля 2012. Архивировано 4 марта 2012 года.
  22. Уголовный Кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 года (с изменениями и дополнениями) (Утратил силу). Информационная система ПАРАГРАФ. Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 17 ноября 2018 года.
  23. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2014 г.) (утратил силу). Информационная система ПАРАГРАФ. Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 17 ноября 2018 года.
  24. Уголовный кодекс Республики Казахстан — ИПС "Әділет". adilet.zan.kz. Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 17 ноября 2018 года.
  25. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан — ИПС "Әділет". adilet.zan.kz. Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 17 ноября 2018 года.

Литература

Ссылки