Налоговая система Азербайджана
Налоговая система Азербайджана — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются с физических и юридических лиц на территории страны. Согласно кодексу, установлены следующие налоги — государственные налоги, налоги автономной республики и местные (муниципальные) налоги[1].
История
Период Российской Империи
В период Российской Империи на территории Азербайджана распространялось налоговое законодательство Российской Империи.
С предприятий взимался промысловый налог. Также взимались сборы: земский, городской, на содержание коммерческого училища.
Азербайджанская ССР
В первый период Азербайджанской ССР на территории Азербайджана продолжило действовать налоговое законодательство Российской Империи, пока оно не было заменено на законодательство Азербайджанской ССР.
Продолжил взиматься промысловый налог[2][3].
Законодательство
Единым органом исполнительной власти, занимающимся осуществлением налоговой политики, своевременным взиманием и поступлением налогов в государственный бюджет является Министерство Налогов Азербайджанской Республики[4].
Налоговое законодательство Азербайджана состоит из Конституции Азербайджанской Республики, Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ними законодательных актов.
Действующий налоговый кодекс вступил в силу 11 июля 2001 года, и определяет систему налогов, правила их установления, взимания, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других лиц, вовлеченных в налоговые отношения[1][5].
В Азербайджане установлены три типа налогов. Государственными налогами считаются налоги, которые действительны на всей территории республики. Налоги автономной республики устанавливаются законами Нахичеванской Автономной Республики, в соответствии с Налоговым Кодексом. Данные налоги взимаются на территории НАР. Местные (муниципальные) налоги применяются и оплачиваются на территории муниципалитетов.
Налоги в Азербайджане могут быть взиматься в трёх формах — непосредственно из источника, с помощью предоставления декларации и по уведомлению.
Резидентами АР считаются лица, которые прожили на территории АР в течение 182 дней календарного года[1].
Налоговые режимы
На данный момент, в Азербайджане существует три отдельных налоговых режима. Нормативный налоговый режим применим для всех юридических лиц, как местных, так и зарубежных, за исключением тех, которые вовлечены в нефтегазовую индустрию[6].
Налоговый режим, который действителен для Соглашений о Разделе Продукции применим для компаний, оперирующих в газовой и горнодобывающей индустрии[7].
Существует так же отдельный налоговый режим для компаний, работающих в соответствии с Соглашением о Принимающих Правительствах, которые занимаются исключительно экспортным трубопроводом Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-Кавказским трубопроводом[6].
До 2017 Азербайджаном были подписаны около тридцати СРП и СПП в сфере нефтегазовой продукции и транспорта. Каждый из этих соглашений имеют свои принципы бухгалтерского учета и налогообложения. В целом, эти налоговые режимы имеют более благоприятные условия для компаний, работающих в этих сферах[8].
Типы налогов
В Азербайджане имеется 9 типов государственных налогов. К ним относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество и земельный налог с юридических лиц, налог на подакцизные товары, дорожный налог, промысловый налог и упрощенный налог.
Налоги автономной республики полностью идентичны с государственными налогами[1].
Земельный налог и налог на имущество с физических лиц подсчитываются муниципалитетами и относятся к муниципальным налогам. К ним так же относятся промысловый налог на строительные материалы, которые имеют местное значение и налог на прибыль с организаций и предприятий, расположенных на территории муниципалитетов[1].
Государственные налоги
Подоходный налог с физических лиц
Физические лица, которые являются резидентами и нерезидентами считаются плательщиками подоходного налога. Резиденты уплачивают налог с доходов, полученных на территории Азербайджана, а также за её пределами. Нерезиденты платят налог только с дохода, полученного на территории АР. Доходы, связанные с работой по найму, доходы, не связанные с работой по найму, а также все остальные доходы, кроме прироста от переоценки основных средств относятся к доходам, с которых должен взиматься подоходный налог. Этот налог является прогрессивным, то есть меняется в зависимости от суммы дохода. Таким образом, на доход, не превышающий 2500 манат, ставка 14 %. Если доход превышает 2500 манат, то 25 % ставки накладывается на сумму, превышающую 2500 манат[7]. Например, если доход составляет 3000 манат то налог будет вычисляться следующим образом:
2500*14 %+500*25 %= 475 манат
Налог с ежемесячного дохода с работы по найму физических лиц, работающих у налогоплательщиков, не функционирующих в нефтегазовой сфере и относящихся к негосударственному сектору, удерживается с 1 января 2019 года в течение 7 лет в соответствии со следующей таблицей:[9]
Ежемесячный налогооблагаемый доход | Ставка налога |
До 8000 манатов | 0 процентов |
Свыше 8000 манатов | 14 процентов суммы, превышающей 8000 манатов |
Налог на прибыль юридических лиц
Юридические лица, вне зависимости от того, являются ли они резидентами или нет, считаются плательщиками налога на прибыль. Предприятие-резидент платит налог с прибыли — разница между доходом и расходами. Предприятие-нерезидент уплачивает налог с суммы, оставшейся после вычета валового дохода и полученного из азербайджанского источника. Прибыль облагается по 20%-ой ставке.
Налог на добавленную стоимость
Этим налогом облагаются выполнение работ и оказание услуг, предоставление товаров, а также налогооблагаемый импорт. Ставка НДС — 18 % от каждой налогооблагаемой операции[8]. Отчетный период НДС — календарный месяц. Налогоплательщик обязан подать декларацию не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Действует система возврата НДС. С 1 января 2023 года при безналичных платежах возвращается 17,5 %, при наличной оплате — 5 % НДС[10][11].
Акцизный налог
Этот тип налога включается в цену подакцизных товаров. К подакцизным товарам относятся пищевой спирт и любые другие виды алкогольных напитков, нефтепродукты, табачные изделия, плавучий транспорт, предназначенный для отдыха или спорта (например, яхты), драгоценные металлы как золото или платина и изготовленные из них украшения и ювелирные изделия. Отчетный период для подакцизных товаров — один календарный месяц. Налог должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
В зависимости от типа алкогольного напитка, ставка на них отличается. Так, ставка на водку 2 маната за литр, на коньяк — 6 манатов за литр, на шампанские вина — 2,5 манатов за литр, на вина и винные изделия — 0,1 манатов за литр, на пиво — 0,2 маната за литр. На сигары налог составляет 10 манатов, на сигареты 4 маната за 1.000 штук. На плавучий транспорт и легковые автомобили налог засчитывается на основе объёма двигателя.
Налог на имущество
На территории Азербайджана здания и строения, принадлежащие физическим лицам, вне зависимости от того, являются ли они резидентами, облагаются налогом на имущество. Резиденты так же уплачивают налог за водный и воздушный транспорт, независимо от того где этот транспорт находится. Для предприятий объектом налогообложения является среднегодовая стоимость основных средств, которые находятся на балансе у этого предприятия[8].
Налог на имущество физических лиц меняется в зависимости от местонахождения данного объекта. Таким образом, в Баку ставка на имущество — 0,4 маната за квадратный метр площади, в Гяндже, Сумгаите, и Абшеронском районе — 0,3 маната, в других районах — 0,2 маната. Налог на воздушный и водный транспорт тоже отличается по объёму двигателя данного транспорта.
Налог с предприятий уплачивается в государственный бюджет и считается государственным налогом, а с физических лиц — в муниципальный бюджет и считается местным налогом[1].
Земельный налог
Если физические лица или предприятия имеют земельный участок на территории Азербайджана, они считаются налогоплательщиками и должны платить налог вне зависимости от того, используется ли этот участок в целях хозяйственной деятельности. Сумма земельного налога так же как и налог на имущество меняется в зависимости от того, где эта земля находится[8]. Хозяева земельных участков в Баку платят больше налогов, чем те, которые обладают землями в других районах и городах. Налог исчисляется за каждые 100 квадратных метров земельного участка.
Налог с физических лиц подсчитывается муниципалитетом и уплачивается в местный бюджет. Налог с юридических лиц уплачивается в государственный бюджет.
Дорожный налог
Нерезиденты, у которых есть автотранспортные средства, которые они используют на территории Азербайджана в целях перевозки грузов и пассажиров, являются налогоплательщиками. Лица, которые импортируют бензин, жидкий газ, дизельное топливо в АР, так же должны платить налог.
Автотранспортные средства, въезжающие на территорию АР облагаются налогом в зависимости от вида, объёма двигателя, срока пребывания в стране, количества посадочных мест, веса транспорта вместе с грузов, количества осей. Легковые автомобили могут облагаться налогом от 40 до 120 долларов и больше, автобусы от 25 долларов до 1750 долларов и выше, грузовые автомашины от 30 долларов до 2800 долларов и выше. За перевозку опасных грузов засчитываются отдельные налоги.
Промысловый налог
Если физические лица и предприятия добывают полезные ископаемые на территории АР, а также на участке Каспийского моря, которое принадлежит АР, то они должны платить промысловый налог за добычу вышеперечисленного. Ставка на сырую нефть — 26 %, на природный газ 20 %, на рудные полезные ископаемые 3 %. Налогоплательщики должны предоставлять декларацию не позднее 20-го числа каждого месяца за предыдущий месяц добычи полезных ископаемых.
Упрощенный налог
Налогоплательщиками упрощенного налога могут стать те лица, которые занимаются торговой деятельностью и общественным питанием и у которых общий объём транзакций за календарный год не составляет больше 200.000 манат[6]. Лицо, которому разрешено платить упрощенный налог, должно уплачивать налог каждый квартал и предоставлять декларацию не позднее 20-и дней после законченного квартала.
Ставка по упрощенному налогу для лиц, представляющие товары или услуги в Баку является 4 %, в других районах — 2 %. Лица, осуществляющие пассажирские перевозки облагаются налогом в 1,8 маната за одно сидячее место. Лица, занимающиеся перевозкой людей на такси платят 9 манатов, за перевозку грузов налог составляет 1 манат за каждую тонну.
Статистика
Количество применяемых контрольно-кассовых машин в стране на июнь 2022 года составляет 62 747[12].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 - Legislation (англ.). Taxes.Gov.Az. Дата обращения: 5 марта 2018. Архивировано 12 августа 2014 года.
- ↑ Декрет АзРевКом №302 от 12 декабря 1920 года «Об увеличении окладов основного промыслового налога на 1921 год и отмене взимания с промысловых свидетельств местных сборов»
- ↑ Декрет АзРевКом №353 от 19 апреля 1921 года «Об усилении промыслового обложения на 1921 год и увеличении взысканий за несвоевременный платёж налогов»
- ↑ История Министерства по налогам (англ.). Taxes.Gov.Az. Дата обращения: 5 марта 2018. Архивировано 6 марта 2018 года.
- ↑ Налоговый Кодекс АР Действующая редакция (азерб.). e-qanun.az. Дата обращения: 4 июня 2022. Архивировано 3 марта 2022 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 PwC. Doing Business and Investing in Azerbaijan // 2017. Архивировано 18 октября 2017 года.
- ↑ 7,0 7,1 EY. Guide to doing business in Azerbaijan. Архивировано 6 марта 2018 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Azerbaijan Export & Investment Promotion Foundation. Doing Business in Azerbaijan // 2017. Архивировано 6 марта 2018 года.
- ↑ TAXES.GOV.AZ. Налоговый кодекс Азербайджанской Республики (англ.). Налоговый кодекс Азербайджанской Республики - Taxes.Gov.Az. Дата обращения: 2 ноября 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
- ↑ Новшество при возврате части НДС . Day.Az (3 января 2023). Дата обращения: 13 января 2023.
- ↑ Edvgerial.az . edvgerial.az. Дата обращения: 6 августа 2022.
- ↑ Оборот через контрольно-кассовые аппараты вырос на 51,1% . Apa.az. Дата обращения: 12 июля 2022. Архивировано 12 июля 2022 года.