Музыка Венгрии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Исполнение венгерских традиционных танцев, 2012 год

Венгерская музыка — музыка народов Венгрии и произведения на её основе.

Венгерская народная музыка

Древнейший слой бытующей на данный момент венгерской народной музыки является угорским с сильным тюркским элементом, также впитавшим в себя влияние западноевропейской музыки и традиций соседних народов. Для него характерна ан­ге­ми­онн­ая пен­та­то­ни­ка в качестве ладовой основы, вокальная (характерно пение «открытым звуком» в высоком регистре) и одноголосая инструментальная основы. Среди народных песен данного слоя бытуют детские, обрядовые — колядки, в меньшей степени свадебные и духовные, а также причитания. Инструментальные наигрыши в большинстве своём имеют песенное происхождение.

Доминирующим на данный момент является более поздний слой, для которого характерны мелодическая повторность, соседство пентатоники с мажорно-минорной тональностью. Песенный репертуар «нового» слоя более богат, он состоит из исторических, разбойничьих, застольных, патриотических, лирических, солдатских, а с XIX века — псевдонародных романсов (вираг). Исторические песни отличаются большим разнообразием форм и мелодическим богатством, мелодика характеризуется двумя типами — речитативно-импровизационным и плясовым. Среди инструментальных мелодий преобладают плясовые.

Самыми популярными музыкальными инструментами являются скрипка и цимбалы (венг. cimbalom). Также распространены колёсная лира (венг. tekerőlant), цитра, кобза, пастушеская продольная флейта фуруйя (венг. furulya), тростевой духовой инструмент тарагот (тарогато)[en] (венг. tárogató)[1], волынка (венг. duda), варган, и разнообразные ударные инструменты: барабаны, бубны, трещотки, фрикционные барабаны наподобие русских гусачков. Распространены т.н. «цыганские» народные ансамбли (поскольку зачастую музыкантами становились именно цыгане), состоящие из скрипок, струнных басов и цимбал и медные духовые оркестры.

Венгерские народные танцы

Первые упоминания о танцах у мадьяр, предков современных венгров, датируются X веком. Как правило, древние венгерские танцы исполняли мужчины, держа в руках палки, шесты, кнуты и топоры. Эти предметы во время танца крутили и подбрасывали вверх, поэтому танцорам требовалась выносливость и ловкость. Элементы древневенгерских танцев и сейчас сохраняются в пастушеских танцах, например, в Куншаге.

Известным венгерским народным танцем является чардаш (венг. csárdás), состоящий из двух контрастирующих друг с другом частей: медленной, патетической и быстрой и динамичной, и исполняемых мужчинами и женщинами. Для чардаша характерны син­ко­пи­ро­ван­ная рит­ми­ка, вир­ту­оз­ная им­про­ви­за­ция. Размер — 2/4 или 4/4. Название танца происходит от слова «чарда» (венг. csárda) — наименования венгерской корчмы[2]. Истоки чардаша лежат в танце вербункош (венг. verbunkos), возникшем ориентировочно в конце XVII века, и расцвет которого произошёл в XVIII веке. Он также является двухчастным, состоящим из медленной и быстрой частей (однако существуют трёхчастные вербункоши, с промежуточной частью между быстрой и медленной частями), а кроме того, характеризуется своеобразным пунктирным ритмом, склонностью к музыкальным цитатам и парафразам, орнаментированностью и импровизацией, как и чардаш. Танцоры во время исполнения вербункоша хлопают в ладоши и постукивают каблуками сапог. Звукоряд танца с увеличенной секундой — VI-VII+ (из-за происхождения звукоряд также называют «венгерским» или «цыганским»). Вербункош повлиял на возникновение одноимённого музыкального стиля в венгерской народной музыке[3].

Также распространённым венгерским народным танцем является легенеш[hu] (венг. legényes), появившийся и наиболее распространённый в Трансильвании, впоследствии распространившимся и на территории современной Венгрии. Как правило, легенеш исполняется молодыми парнями, иногда пожилыми мужчинами, женщины сидят или стоят в стороне, иногда подбадривая танцоров выкриками или подшучивая над ними (иногда женщины совершают быстрый разворот на месте). Как и для чардаша и вербункоша, для легенеша характерна импровизация во время исполнения, во время исполнения танцоры выходят поочерёдно. Легенеш состоит из нескольких, от четырёх до восьми, частей, каждая из них четырёхтактная, размера 4/4. Для каждого региона Трансильвании и Венгрии характерен свой вид легенеша. Также трансильванским по происхождению является танец понтозо (венг. pontozó), известный в исполнении балета им. Игоря Моисеева. Известны венграм и хороводы (венг. karikázó), исполняющихся девушками (традиционно хороводы плясали девушки на выданье, таким образом привлекая потенциальных женихов). Девичьи хороводы исполняются без музыкального сопровождения, там нет импровизации, а каждая исполнительница двигается в унисон. В хороводе могут присутствовать пошагивания, повороты тела и бёдер для демонстрации своих пышных нижних юбок. Свадебные танцы исполняются вокруг жениха и невесты, в правой руке исполнители держат зажжённую свечу. В старину считалось, что таким образом новой семье танцоры желали счастья и благополучия и отгоняли злых духов.

В целом мужские танцы весьма энергичны и ритмически сложны, ввиду множества синкопированных движений, исполняемых в быстром темпе. Танцоры во время исполнения демонстрируют молодецкую удаль, постукивая каблуками сапог ( в том числе совершая т.н. «голубцы», когда при прыжке на опорной ноге противоположная совершает эффектный удар пяткой[4]), энергично прихлопывая, прыгая и отскакивая из стороны в сторону. Корпус мужчины-танцора прямой и подтянутый, хотя различные танцевальные шаги исполняются лёгкой тряской тела. В свою очередь, женщины во время исполнения танцев более скромны, для них характерна иная постановка: верхняя часть корпуса при горделивой осанке и подтянутых бёдрах слегка наклонена вперёд, а нижняя часть слегка покачивается в ритм мелодии. В некоторых танцах женщины могут махать платком или соединяться с мужчиной-партнёром. Во время исполнения женщины-танцоры переступают из стороны в сторону, постукивают каблуками, совершают вращения, винтообразные повороты, перескоки и «голубцы». В парном танце совершаются вращения в паре, подъём танцовщицы-партнёрши и её перенос. Венгерские народные танцы исполняются в различных рисунках: по кругу, в линиях и шеренгах.

История

Здание Венгерского оперного театра в Будапеште

Развитие венгерской музыки прослеживается от музыки цыган, населяющих земли Венгрии. Свободные от ограничений, свойственных западной классической музыке, венгерские мелодии имели значительное ритмическое и тональное разнообразие. Однако в основном вокальный характер венгерской музыки определил доминирование в мелодиях главного голоса (практически одноголосие) и слабое использование басов. Эти особенности венгерской музыки находят аналогии у других народов, длительное время не попадавших под влияние западной музыкальной традиции, основанной на контрапункте и церковных тонах: шотландских горцев, норвежцев, русских[5]. К X веку, времени христианизации Венгрии, относятся первые упоминания о народных музыкантах-сказителях — игриц, исполнявших песни под аккомпанемент кобзы и лютни[6].

Проникновение в Венгрию западной музыки начинается в Средние века, однако заимствование чуждых элементов происходит лишь частично, подчиняясь естественному развитию венгерской музыки. Благодаря этому характерные особенности венгерской музыки сохраняются у композиторов периода романтизма, писавших музыку на венгерские мотивы: Брамса, Листа, Шуберта [5].

С XIII века в Венгрии появляются профессиональные музыканты, в основном исполнители христианской духовной музыки, приглашённые венгерской знатью. В то же время существовали и светские музыканты и исполнители. Например, во дворе Матьяша Корвина в Буде играли музыканты из Фландрии, Германии, Италии и Франции. Странствующие западноевропейские менестрели способствовали проникновению западноевропейских мотивов и их перенесение на венгерскую почву. В период османского завоевания 1526—1686 годов развитие музыки продолжается, публикуются первые светские музыкальные произведения. Венгерский язык допускается и в духовном песнопении, что приводит к появлению венгерской народной духовной музыки[6]. К XVI веку относится возникновение жанра эпико-исторических песен.

Распространению с XVII века инструментальной музыки способствовало появлений нового жанра: «цветочных» песен, при исполнении которых использовались новейшие музыкальные инструменты. Появляются музыкальные ансамбли и оркестры[6]. С объединением двух стран: Венгрии и Австрии — усиливается взаимное проникновение культур. Венгерская музыка оказывает влияние на австрийскую музыку, в свою очередь, австрийские композиторы активно пользуются музыкальным материалом Венгрии при создании собственных произведений[5]. В конце XVIII века становится популярен венгерский городской танец вербункош, оказавший значительное влияние на европейскую музыку XIX века[6].

Национальные традиции вызывают интерес дворянства на волне роста национального сознания. Начинается сбор венгерского фольклора, создаются стилизации под народную музыку. В частности, на основе чардаша создаётся бальный танец палоташ (венг. palotásдворцовый), являющихся трёхчастным (размер первых двух частей — 4/4, последней — 2/4). Однако чардаш изначально не пользовался среди аристократических кругов популярностью, поскольку считался крестьянским, хотя считается, что палоташ, также как и вербункош, оказал влияние на появление чардаш. Жанр оперы, ранее полностью занятый произведениями немецких и австрийских композиторов (в первую очередь, Моцарта, Бетховена и Вебера), обогащается венгерской романтической оперой («Банкбан», «Дьёрдь Дожа»). Создаются музыкальные организации: Национальная музыкальная школа, позднее преобразованная в Музыкальную академию; Будапештский оперный театр, Национальная консерватория, Филармоническое общество. Виднейшим представителем этого периода был композитор и пианист Ференц Лист[6].

В XX веке развитие венгерской музыки продолжается. Венгрия становится в музыкальном плане ориентиром для стран юго-восточной Европы, в первую очередь, благодаря композитору Беле Бартоку. Популяризации венгерской музыки способствуют и произведения в новом жанре — оперетты Франца Легара и Имре Кальмана.

Характеристика венгерской музыки

Развитие ритмики сделало характерными для венгерской музыки синкопы, перемены тактового размера и нечётное число тактов в мелодии. Активно используются музыкальные украшения: тремоло, форшлаги, морденты, шлейферы, группетто, аншлаги.

Примечания

  1. Трость // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — Стб. 618. — 1056 стб.
  2. Чардаш // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Вербункош // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Па Голубец - движение в танце. Дата обращения: 12 июля 2022. Архивировано 12 июля 2022 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Риман, 2008.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Венгрия // Большая советская энциклопедия. — Т. 10.

Литература