Луна-9

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Луна-9
Автоматическая межпланетная станция Луна-9
Модель межпланетной станции в Музее истории космонавтики имени К. Э. ЦиолковскогоМодель межпланетной станции в Музее истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Производитель Союз Советских Социалистических Республик КБ им. Лавочкина
Задачи мягкая посадка на Луну, изучение Луны
Стартовая площадка Союз Советских Социалистических Республик Байконур
Ракета-носитель Молния
Запуск 31 января 1966 11:41:37 UTC
NSSDCA ID 1966-006A
SCN 01954
Технические характеристики
Масса 1583,7 кг
автоматическая лунная станция: 100 кг
Элементы орбиты
Посадка на небесное тело 3 февраля 1966 18:44:52 UTC
Координаты посадки 7°05′ с. ш. 64°22′ з. д. / 7,08° с. ш. 64,37° з. д. / 7.08; -64.37G[1]
selena.sai.msu.ru/Home/S…

«Луна-9» — советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства.

3 февраля 1966 года впервые в истории освоения космоса совершила мягкую посадку на поверхность Луны и впервые передала на Землю телепанорамы лунной поверхности. Продолжительность активного существования автоматической лунной станции (АЛС) на поверхности Луны составила 75 часов.

История

До станции «Луна-9» было совершено одиннадцать попыток мягкой посадки на Луну по программе Е-6. Только три аппарата достигли поверхности Луны, но разбились: «Луна-5», «Луна-7» и «Луна-8»[2]. Первый запуск по этой программе был выполнен 4 января 1963 года, но двигатель четвёртой ступени ракеты-носителя не запустился, и станция осталась на низкой околоземной орбите. В 1965 Королёвым была инициирована передача тематики АМС и АЛС в КБ им. Лавочкина, под руководство Г. Н. Бабакина, и «Луна-9» стала первым аппаратом, подготовленным на новой фирме из задела, переданного из ОКБ-1[3][4].

На Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина по результатам предыдущих полетов в конструкцию и логику работы были внесены некоторые изменения:

  • усилена прочность оболочки амортизаторов;
  • наддув амортизаторов начинался после включения КТДУ на торможение.

После этого было запущено несколько станций по программе Е-6С (Искусственный спутник Луны) и Е-6М. Они также базировались на разработках ОКБ-1. Позднее, программы Е-8 и Е-8-5 были уже полностью новыми разработками.

Устройство

Автоматическая станция состояла из двух частей: перелётного блока и автоматической лунной станции. Масса «Луны-9» 1538 кг при длине 2,7 метра.

Автоматическая лунная станция имела диаметр 58 см и массу 100 кг. Станция состояла из герметичного контейнера под давлением 1,2 атм. В контейнере устанавливались радиосистема, программно-временное устройство, аккумулятор, система терморегулирования и научные приборы. Четыре лепестковых антенны были расположены на верхней полусфере лунной станции и автоматически открывались после мягкой посадки, ориентируя её по вертикали. Два надувных баллона-амортизатора, закрывавшие станцию со всех сторон, смягчали прилунение.

Перелётный блок состоял из корректирующе-тормозной двигательной установки КТДУ-5А с четырьмя управляющими соплами, топливного бака из алюминиевого сплава в виде тора, сферического бака окислителя диаметром 90 см, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых навесных отсеков системы астроориентации и радиовысотомера больших высот[1].

Спуск и посадка

Почтовая марка СССР 1966 года с телеизображением поверхности Луны
Первая фотография с поверхности Луны.

31 января 1966 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-9». Станция первоначально была выведена на опорную околоземную орбиту с параметрами: наклонение орбиты — 52°; период обращения — 88 мин; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) — 170 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) — 220 км, а затем стартовала в сторону Луны. В процессе полёта к Луне была проведена коррекция траектории. На высоте 75 км от поверхности Луны по сигналу с высотомера были отделены два навесных отсека, включена двигательная установка и произведен наддув баллонов-амортизаторов. 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку на Луну. Это произошло в Океане Бурь, к северо-востоку от кратера Кавальери, в точке с координатами 7°05′ с. ш. 64°22′ з. д. / 7,08° с. ш. 64,37° з. д. / 7.08; -64.37 (Луна-9)G[1][2].

Луна-9 доставила на поверхность АЛС массой 100 кг. С АЛС были проведены 9 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов[1][2]. Во время этих сеансов станция передавала панорамные изображения поверхности Луны вблизи места посадки, полученные при различных высотах Солнца над горизонтом (7, 14, 27 и 41 градус). Угол зрения оптико-механической телекамеры составлял 360° по горизонтали и 36° по вертикали, число строк по кадру — 6000, число элементов в строке — 500. Скорость передачи изображения — 1 строка в секунду. Время передачи одной панорамы — 100 минут.

Научные открытия

Автоматическая межпланетная станция «Луна-9». Модель в натуральную величину

Была подтверждена «метеорно-шлаковая» теория строения наружного покрова Луны, выдвинутая В. Шароновым и Н. Сытинской. АМС передала на Землю по радио панорамы лунного ландшафта на месте посадки, произвела измерения интенсивности радиации, обусловленной воздействием космических лучей и излучением лунного грунта[4].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Luna 9. NASA Space Science Data Coordinated Archive (26 августа 2014). Дата обращения: 18 февраля 2016. Архивировано 14 июля 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Рассекречено: мягкая посадка на Луну. www.roscosmos.ru (12.02.2021). Дата обращения: 14 мая 2022. Архивировано 6 марта 2021 года.
  3. Мягкая посадка: 50 лет назад межпланетная станция "Луна-9" опустилась на поверхность Луны. tass.ru. Дата обращения: 14 мая 2022. Архивировано 14 мая 2022 года.
  4. 4,0 4,1 «Луна-9»: полет в неизвестность. rostec.ru. Дата обращения: 14 мая 2022. Архивировано 14 мая 2022 года.

Литература

  • Освоение космического пространства в СССР. — М.: Наука, 1971. — 555 с.
  • Борис Черток. Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, 1999. — 416 с. — ISBN 521702934X.

Ссылки