Лансере, Евгений Евгеньевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгений Лансере
Lanceray.jpg
Дата рождения 4 сентября 1875(1875-09-04)
Место рождения Павловск
Дата смерти 13 сентября 1946(1946-09-13) (71 год)
Место смерти Москва
Учёба Академия Коларосси, Академия Жюлиана
Стиль русский модерн
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1945 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Звания

академик ИАХ (1913)[1]

Народный художник РСФСР — 1945
Премии
Сталинская премия — 1943
Мемориальная доска художнику Евгению Евгеньевичу Лансере в Москве. Доска из красного гранита по проекту Евгения Лансере младшего, была установлена в 1971 году на фасаде бывшего доходного дома Феттер и Гинкель (Милютинский переулок, 20/2, стр. 1).

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (23 августа [4 сентября] 1875, Павловск, Санкт-Петербургская губерния — 13 сентября 1946, Москва) — русский и советский художник. Академик Императорской Академии художеств. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

Сын скульптора Евгения Лансере, брат художницы Зинаиды Серебряковой и архитектора Николая Лансере, племянник Александра Бенуа, стоявшего вместе с Сергеем Дягилевым и Дмитрием Философовым у основания «Мира искусства».

Биография

Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта. С 1895 по 1898 год много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана.

С 1899 года — член объединения «Мир искусства». В 1905 году уехал на Дальний Восток.

В 1906 году был издателем еженедельного иллюстрированного журнала политической сатиры «Адская почта» (вышло 3 номера)[2]. В дальнейшем сотрудничал с издательством «Шиповник» Зиновия Гржебина и Соломона Копельмана, в том числе создал его логотип[3].

В 19071908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 19131914 годах.

19111915 — заведующий художественной частью на Императорском фарфоровом заводе и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Покинул Императорский фарфоровый завод в июне 1917 года[4]. Звание академика Императорской Академии художеств (1913)[1].

19141915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны. 19171919 годы провёл в Дагестане.

В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ). В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис.

С 1920 года — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 года — профессор Академии художеств Грузии, МАрхИ. В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии. В 1929 году вошёл в состав «Общества живописцев»[5]. Автор герба Грузинской ССР.

В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву и поселился в перестроенном доходном доме Феттер и Гинкель[6][7][8]. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде.

Е. Е. Лансере умер 13 сентября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Семья

Жена — Ольга Константиновна Арцыбушева (1881—1966), дочь Константина Дмитриевича Арцыбушева.

Дети — живописец, архитектор, книжный график Евгений Евгеньевич Лансере (1907—1988), Наталья Евгеньевна Лансере (1909—1994).

Творчество

Живопись

Императрица Елизавета Петровна в Царском селе

В начале 1920-х годов выступал как исторический живописец («Императрица Елизавета Петровна в Царском селе», 1905, Третьяковская галерея; «Петербург начала XVIII века», 1906, Государственный Русский музей;«Корабли времён Петра I», 1911, Третьяковская галерея). В 1942 году создал серию из пяти картин гуашью «Трофеи русского оружия».

Графика и иллюстрации

С 1897 года работал в книжной графике. Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн. Выполнил иллюстрации к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки».

Монументально-декоративное искусство

Персей и Андромеда, фрагмент росписи потолка в доме Тарасова

В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVIIXVIII веков:

Театрально-декорационные работы

Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:

Выставки

На выставках с 1900: «Мира искусств», «36-ти», Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка[10]. Последняя крупная прижизненная выставка была в Третьяковской галерее в 1943 году.

Работы

Никольский рынок в Петербурге. 1901
  • Эскиз декорации для неосуществлённой постановки балета «Сильвия» в Мариинском театре в Петербурге. 1901. 4-я картина.(В собрании Одесского художественного музея).
  • Заставка в журнале «Мир искусства» (1904, № 6). Тушь, перо.
  • «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Гуашь. 1905. Третьяковская галерея, Москва.
  • «Июнь». Рисунок к «Календарю русской революции» В. Л. Бурцева. Тушь, акварель. 1907.
  • «Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея
  • Воцарение Елизаветы Петровны 25 ноября 1741 года. Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего Дворца в ночь на 25 ноября 1741 года. 1911. (В собрании Одесского Художественного музея).
  • «У Александровской колонны». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912—15.
  • Геркулес и Несс. 1913. (В собрании Одесского художественного музея).
  • Хаджи-Мурат на балу.1913. (В собрании Одесского художественного музея).
  • Обложка книги В. Я. Курбатова «Сады и парки». Тушь, гуашь, белила, кисть. 1915. Центральный государственный архив литературы и искусства, Москва.
  • «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
  • «Ерошка у Оленина». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Казаки». Тушь, акварель. 1936. Музей Л. Н. Толстого. Москва
  • Титульный лист для юбилейного сборника «История Академии художеств». Тушь, акварель. 1939. Из собрание семьи художника
  • «Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942. Третьяковская галерея

Признание и награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915, с. 110.
  2. Петинова, 2006, с. 433.
  3. Мирошкин, А. От «Жупела» до «Пантеона»: Как издатель Гржебин скупал оптом русскую литературу. Независимая газета (2 июля 2015). Дата обращения: 3 января 2020. Архивировано 27 января 2020 года.
  4. Э. Самецкая «Советский агитационный фарфор», М., Collector’s book, С. 19
  5. Лебедева, 1988, с. 352,360.
  6. Дом акционерного общества «Феттер и Гинкель». Москва меняется (27 июля 2017). Дата обращения: 3 июня 2018. Архивировано 17 июня 2018 года.
  7. Дом Лансере. Узнай Москву (2013). Дата обращения: 10 июня 2018. Архивировано 11 июня 2018 года.
  8. Департамент культурного наследия города Москвы. Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Квартира, в которой в 1934-1946 гг. жил и работал художник Е. Е. Лансере" (недоступная ссылка) (2014). Дата обращения: 3 июня 2018. Архивировано 17 июня 2018 года.
  9. Вторая жизнь «преданий старины глубокой» | Медиа-компания «Время». Дата обращения: 27 ноября 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  10. Временник № 1. — Издание Северного кружка любителей изящных искусств. — Вологда: Типография П. А. Цветова, 1916. — 128 с.

Литература

Ссылки