Лазенковский дворец

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дворец
Лазенковский
Pałac na Wodzie
Дворец на островеДворец на острове
Страна  Польша
Город Варшава, Лазенковский парк
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта Доменико Мерлини
Основатель Станислав Понятовский
Строительство 17841795 годы
Сайт lazienki-krolewskie.pl
Координаты: 52°12′53″ с. ш. 21°02′08″ в. д.HGЯO

Лазенковский дворец (польск. pałac Łazienkowski; также Дворец на воде и Дворец на острове) — небольшая камерная резиденция последнего польского короля Станислава Понятовского на искусственном острове в Лазенковском парке Варшавы, построенная для него по проекту Доменико Мерлини в стиле раннего классицизма в 1784—1795 годах на основе купальни князей Любомирских (арх. Тильман Гамерский, 1683—1690). Интерьеры дворца с полотнами кисти Рембрандта и Рубенса были полностью уничтожены в годы Второй мировой войны. Реставрационно-восстановительные работы завершились в 1964 году.

История

Изначально здание строилось как баня для Станислава Ираклия Любомирского, владельца прилегающего Уяздовского замка. После 1678 года дворцовый комплекс был расширен четырьмя парковыми павильонами: Аркадия, Эрмитаж, Фраскати и крупнейшая из них Баня. Мраморное здание было построено в 1683—1689 годах по проекту Тильмана Гамерского и предназначалось как баня, обитаемый павильон и сад-грот. Интерьеры недавно построенной конструкции были украшены обильными лепными украшениями, также разработанными Тильманом ван Гамереном. Среди украшений были водные божества (например, Нереус), окружавшие главную декоративную особенность павильона — фонтан. В других залах находились богато украшенные плафоны и десюдепорты, а стены были покрыты дельфтской плиткой. Фасады и интерьеры были украшены скульптурами, рельефами, латинскими надписями и гербом Любомирских.

Король Станислав II решил преобразовать павильон в частные помещения, и тот был перестроен Доменико Мерлини между 1764 и 1795 годами. Во время Второй мировой войны немцы просверлили отверстия в стенах для взрывчатки, но так и не смогли разрушить дворец. Впоследствии дворец служил казармой.

Архитектура

Дворец построен на искусственном острове, который делит озеро на две части — меньшее северное озеро и большее южное. Дворец соединен с окружающим парком двумя ионическими колоннадными мостами. Фасады объединены антаблементом, поддерживаемым гигантскими коринфскими пилястрами, которые объединяют два этажа и увенчаны балюстрадой, несущей статуи мифологических фигур. Северный фасад украшен центральным портиком с фронтоном. На южном фасаде глубокая центральная ниша располагается за рядом коринфских колонн.

Интерьеры

На первом этаже дворца находится комната Вакха, украшенная голландскими голубыми изразцами XVII века и картиной Якоба Йорданса, изображающей силен и вакханок. Потолочная роспись 1778 года «Вакх, Церера, Венера и Амур» Яна Богумила Плерша была сожжена немецкими войсками в 1944 году. Ротонда, спроектированная Доменико Мерлини, занимает центральную часть дворца. Украшенная желтым и белым мрамором, с портретами польских королей — это один из самых важных примеров неоклассического убранства во дворце. Она ведет к ванной и бальным залам. На другой стороне ротонды находится нижняя картинная галерея, в которой представлены работы Рубенса и Рембрандта и часовни. Также на первом этаже находится столовая, в которой проходили знаменитые ужины по четвергам, на которые король Станислав Август приглашал известных масонов и знатоков польского Просвещения[en].

Комната Соломона, одна из самых больших на первом этаже дворца, была украшена серией картин, изображающих историю царя Соломона. Она состояла из шести картин: «Сон Соломона» (плафон), «Царица Савская пред Соломоном», «Осуждение Соломона», «Консультация с королем Хирамом» (фриз), «Посвящение храму» и «Жертва Соломона» (стены). Они были исполнены для короля Станислава Августа в 1791—1793 годах Марчелло Баччарелли и изображали самого монарха в виде библейского короля. Все эти картины были преднамеренно и полностью уничтожены немцами в 1944 году (сожжены в огне перед дворцом) во время подготовки к взрыву здания.

На втором этаже находятся верхняя картинная галерея, балконная комната, королевский кабинет, королевские спальни, гардеробная и комната охраны.