Клоково (аэропорт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тула (Клоково)
ИАТА: TYAИКАО: UUWV
Информация
Вид аэропорта военный
Страна Россия
Расположение Тульская область
Высота НУМ + 210 м
Часовой пояс UTC+3
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
08/26 1800x50 асфальт

Кло́ково — военный аэродром на северной окраине города Тула. С 1959 по 1995 годы являлся аэродромом совместного базирования, на территории которого размещался аэропорт.

Аэродром «Клоково» 3-го класса, способен принимать самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Як-40 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

В гражданской части аэродрома (бывший аэропорт) организована посадочная площадка «Тула» (аэронавигационный паспорт № 3 от 4 апреля 2011 года), принимающая вертолёты всех типов, а также лёгкие и сверхлёгкие самолеты[1].

Часть аэродрома — военный сектор — иногда используется для тренировки воинов-десантников из 51-го парашютно-десантного полка 106 ВДД.

На данный момент Вооружённые Силы РФ продали аэродром Тульской области. На месте бывшего аэропорта будет построен микрорайон.

История

Военный аэродром

Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны.[2] Гражданский аэропорт был построен в Клоково в 30-е годы XX века.[3]

С 6 ноября 1943 года по 25 мая 1944 года здесь располагалась эскадрилья «Нормандия» (с 28 ноября 1944 года авиационный полк «Нормандия-Неман»)[4]. С марта 1945 года на аэродроме Клоково базировался 2‐й бомбардировочный авиационный полк, формировавшейся в Туле 1‐й Французской смешанной авиационной дивизии. Полк был укомплектован пикирующими бомбардировщиками Пе‐2 с французским экипажем и советским инженерно-техническим составом. Командиром полка был назначен майор Николя Леонетти. Заместителем командира полка — Гармаев Санга Гармаевич.[5]

Так же до сих пор называется и здание штаба бывшего авиационного полка.

В июне 1946 года в Клоково обосновалась 12-я Мгинская Краснознаменная транспортная авиационная дивизия (переведена из города Киржач). На аэродроме базировался 374-й военно-транспортный авиаполк (сформирован в мае 1946 года) 12-й Мгинской авиадивизии. На вооружении полка в это время были самолёты Ли-2, Ил-12 и десантные планеры Ц-25; впоследствии в полк поступили Ил-14.

17 августа 1955 года при управлении дивизии была сформирована 110-я отдельная военно-транспортная эскадрилья с местом базирования в Клоково. В феврале 1959 года 110-я эскадрилья выведена из состава дивизии, передана в состав Тульской воздушно-десантной дивизии и вскоре передислоцирована на аэродром «Мясново»[6].

В 1958 году полк приступил к переучиванию на Ан-8. С 1 июля того же года 374-й военно-транспортный авиаполк полностью переведен на новый штат, предусматривающий поступление на вооружение самолётов Ан-8.

14 октября 1959 года в 374-м ВТАП произошла катастрофа Ан-8: разбился экипаж командира эскадрильи Парфёнова. Причина — самопроизвольное стопорение руля высоты при заходе на посадку в момент выпуска щитков. Экипаж погиб, спастись удалось только хвостовому стрелку. Самолёт упал в промзоне, возник сильный пожар, в котором погибла работница деревообрабатывающего завода[7].

В 1960 году личный состав 374-го ВТАП получил задачу переучиться на Ан-12Б в полном составе, что было окончательно завершено к 1964 году.[8] Для эксплуатации Ан-12 в Клоково вскоре были построены рулёжные дорожки и ВПП (1800x50 м, асфальтобитумная на щебеночном основании, МКпос. 82°-262°) с искусственным покрытием. Также на аэродроме имеются 4 грунтовых ВПП: одна запасная 1800x60 метров, проходящая параллельно основной ВПП, и три — для лёгких самолётов: в 10 м южнее запасной ВПП и параллельно ей — грунтовая ВПП № 1 размером 1000×70 м; в 180 м южнее и параллельно основной ВПП — ГВПП № 2 размером 1000×70 м; в юго-западной части аэродрома расположена ГВПП № 3 размером 600×70 м с МКпос. 42°-222°[9].

С 12 апреля 1961 года в круг многочисленных задач 374-го ВТАП вошла ещё одна — поиск и спасение экипажей космических кораблей, эвакуация экипажей с мест приземления на космодром Байконур. Из полка вышло сразу два космонавта: В. Д. Зудов (совершил орбитальный полет на КК «Союз-23» в октябре 1976 года) и В. В. Коваленок (летал в космос трижды, дважды Герой Советского Союза). С формированием двух поисково-спасательных авиаполков в Ташкенте и Троицке «космические» задачи с 374-го ВТАП были сняты.

26 августа 1968 года близ города Зволен (Чехословакия) потерпел катастрофу Ан-12 из состава 374 ВТАП (к/к капитан Н. Набок). Самолёт с грузом (9 тонн сливочного масла) при заходе на посадку был обстрелян с земли из автомата на высоте 300 метров и в результате повреждения 4-го двигателя упал, не дотянув до ВПП несколько километров. Погибло 5 человек (сгорели заживо в возникшем пожаре), стрелок-радист выжил[10]. Экипаж Н. Набока захоронен на Всехсвятском кладбище Тулы (координаты захоронения: 54.17619, 37.60999).

23 октября 1972 года вблизи Клоково (между 3 и 4 разворотом) произошло столкновение в облаках на высоте 400 метров Ан-12П из 374 ВТАП (к/к майор В. Семёнов), выполнявшего тренировочный полёт в аэродромной зоне, и Ан-12БП из 8 ВТАП (к/к полковник В. Шалунов, командир 8 ВТАП), перевозившего личный состав 8 ВТАП из Сещи в Клоково для тренировочных полётов в СМУ. Погибло 27 человек: 7 в Ан-12П и 20 в Ан-12БП.[11] Причины катастрофы: аварийное отключение питания наземного локатора, ошибочные команды в эфир РП и невыдерживание маршрута захода на посадку экипажем Ан-12БП). Экипаж В. Семёнова захоронен на Спасском кладбище Тулы (координаты захоронения: 54.22346, 37.60933).

374-й авиаполк в июне 1975 года был выведен из состава дивизии, перебазирован в Иваново и там переучен на Ил-76. На место военно-транспортных самолётов в Клоково вскоре были передислоцированы учебные самолёты L-29 Тамбовского ВВАУЛ.

До 1980-х годов в Клоково также базировались Ан-12Б и Ан-10А, принадлежащих ВДВ (ВКП командующего ВДВ). Один из них, Ан-10А, после вывода его из эксплуатации и замены на Ан-12Б, так и не был должным образом утилизирован и находился за территорией авиастоянки, недалеко от западного торца ВПП, многие годы.

На аэродроме 6 апреля 1990 года был размещён 490-й отдельный вертолётный полк БиУ (войсковая часть 22590), сформированный 1 июня 1989 года в Чехословакии из пяти отдельных вертолётных эскадрилий ЦГВ. Самолёты L-29 незадолго до этого были переведены из Клоково в Тамбов. На вооружении вертолётного полка находились вертолеты Ми-24, Ми-8, Ми-9, Ми-6, Ми-26, самолёт Ан-24[12]. В 2009 году, сразу после празднования 20-летия полка, началась подготовка к расформированию (последняя лётная смена была 25 августа 2009 года). В ноябре 2009 года в Калугу был перегнан последний вертолёт полка.

Гражданский аэропорт

Работы по строительству аэродрома и аэропорта, начаты осенью 1942 года. 13 апреля 1943 года вышло постановление бюро Тульского обкома ВКП(б) и Тульского облисполкома от 13.04.1943 «О строительстве Тульского аэродрома и здания аэропорта». В постановлении ссылаясь на решение ГКО от 17 сентября 1942 года и решение объединенного заседания бюро Тульского обкома ВКП(б) и облисполкома от 19 сентября 1942 года о строительстве аэродрома в районе г. Тулы предписывалось зам. начальника УАС УНКВД т. Тарасову и начальнику строительства объекта 1532 УАС УНКВД по Тульской области т. Явелову с 15 апреля 1943 г. полностью развернуть работу по строительству аэродрома и аэропорта, начатые осенью 1942 года, с расчетом их полного окончания к 18 августа 1943 года – ко дню Сталинской авиации.[13]

4 сентября 1943 года секретарь Тульского обкома ВКП(б) Чмутов направил письмо секретарю ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкову с просьбой разрешить присвоить аэропорту тульского аэродрома имя летчика дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова и установить перед зданием аэропорта памятник т. Сафонову. В письме сообщалось, что строительство аэродрома и аэропорта закончено. Аэродром отвечает всем запросам современной авиации и приспособлен к приему самолетов любого типа. Выстроены асфальтовая взлетно-посадочная полоса размером 1200 м на 100 м, асфальтированные рулежные дорожки. Выстроен аэропорт, представляющий собой красивое архитектурно отделанное здание, приспособленное для обслуживания всех нужд пассажирского сообщения гражданского воздушного флота. В целом аэропорт представляет собой законченный комплекс.[13]

Новый аэропорт начал функционировать в 1959 году (с совместным использованием взлётно-посадочной полосы существующего военного аэродрома), когда в Туле на аэродроме Клоково в северной части города, вблизи деревни Клоково, была создана авиационная эскадрилья, имевшая самолёты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула — Белёв, Тула — Суворов, Тула — Куркино и Тула — Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань). Кроме того, производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации. Имелись планы по созданию вертолётной площадки с использованием вертолётов Ка-18 и Ми-4 (реализовано не было).

В 1964 году на летний сезон был открыт рейс Москва — Тула — Донецк — Адлер (3 раза в неделю на самолёте Ан-24). Летом 1965 года рейс стал ежедневным.

15 марта 1968 года после длительного строительства сдано в эксплуатацию здание аэровокзала (первоначально открытие планировалось 4 ноября 1967 года). Аэровокзал был построен по типовому проекту 1962 г. института "Аэропроект". Архитекторы С. Воробьев, В. Попова, инженер С. Алисова. Полной копией здания Тульского аэропорта является здание аэропорта Пермь-Большое Савино.

16 июня 1968 года открыт рейс Москва — Тула — Донецк — Гудаута.

С 1970-х годов Тульским объединённым авиаотрядом (294 Летный отряд УГАЦиА) эксплуатировались самолёты:

  • Ан-2 (Ан-2 с бортовым номером 62553; Ан-2М с бортовыми номерами: 05917, 05918; Ан-2П с бортовым номером 01753; Ан-2ТП с бортовыми номерами: 09648, 41336, 50512 Ан-2Р с бортовыми номерами: 02242,02679,02700,05806,05808,19748,32238,32452,32675,35589,35685,40715,40922,70190,82827,84700,84708)
  • Ан-24 (Ан-24Б с бортовыми номерами:46303, 46329, 46347, 46587, Ан-24РВ с бортовыми номерами: 46502, 46600, 47252);
  • Ан-26 (Ан-26Б с бортовыми номерами: 26121, 26125).

В 1974 году Тульский аэропорт обслужил 120 тысяч пассажиров[14]. В том же году на площади перед аэровокзалом было построено троллейбусное кольцо, позволившее связать аэропорт троллейбусными маршрутами № 6 с Московским вокзалом и № 4А с югом города (Станция Южная).

C 1 июня[15] 1976 года на летний период открыты рейсы:

на самолётах Ан-24: Тула-Волгоград-Минеральные Воды; Тула-Донецк-Краснодар, Тула-Минск-Рига, Воронеж-Тула-Ленинград, Магнитогорск-Ульяновск-Тула-Рига.

на самолётах Ан-2: Тула-Новомосковск-Москва (Быково).

В июле 1977 года открыт рейс Тула — Жданов — Адлер (до июля 1977 года рейс выполнялся через Белгород-Ростов-на-Дону).

В 1990-91 году[16] Тульский ОАО, как и все авиапредприятия Аэрофлота в то время, достиг пика авиаперевозок. География полетов была обширной и самолёты летали интенсивно.

Но уже с 1992 года, частота рейсов была сокращена, многие рейсы были отменены из-за «нерентабельности». Так началась постепенная «деградация» авиаотряда.

До 1993 года из аэропорта Тульским авиаотрядом (294 ЛО УГАЦиА) выполнялись следующие регулярные авиарейсы[4]:

  • На самолётах Ан-2:
    • рейс Ф2061/2062 Тула — Брянск 4 раза в неделю по вторникам четвергам субботам и воскресеньям.
  • На самолётах Ан-24:
    • рейс Ф841/842 Тула — Орел—Ростов на Дону—Сочи (Адлер) в 1988 и 1989 году 3 раза в неделю- по вторникам четвергам и субботам; (вводился в летний период);
    • рейс Ф843/844 Тула — Ленинград (Ржевка) 2 раза в неделю- по вторникам и субботам (введен с осеннего периода 1990 года);
    • рейс Ф845/846 Тула — Днепропетровск — Симферополь 2 раза в неделю по вторникам и четвергам (вводился в летний период 1990 года);
    • рейс Ф847/848 Тула — Волгоград — Астрахань 2 раза в неделю по средам и пятницам (вводился в летний период 1990 года);
    • рейс Ф849/850 Тула — Киев (Жуляны) 2 раза в неделю по понедельникам и воскресеньям(вводился дополнительно в летний период);
    • рейс Ф851/852 Тула — Орел—Ростов на Дону—Сочи (Адлер) до 1988 года ежедневно (вводился в летний период);
    • рейс Ф851/852 Тула — Мариуполь— Сочи (Адлер) с 1988 до 1991 года 3 раза в неделю по понедельникам средам и пятницам (вводился в летний период);
    • рейс Ф851/852 Тула — Ростов на Дону— Сочи (Адлер) с 1991 года 3 раза в неделю по средам пятницам и воскресеньям (вводился в летний период);
    • рейс Ф853/854 Тула — Смоленск — Вильнюс 3 раза в неделю по понедельникам средам и пятницам (В 1989 году рейс был отменен).
    • рейс Ф855/856 Тула — Киев (Жуляны) — Одесса 4 раза в неделю по понедельникам средам пятницам и воскресеньям, еженедельно в летний период.
    • рейс Ф857/858 Тула — Киев (Жуляны) — Кишинев 3 раза в неделю по вторникам четвергам и субботам;
    • рейс Ф859/860 Тула — Воронеж — Волгоград 2 раза в неделю по средам и пятницам ,3 раза в неделю в летний период по вторникам четвергам и субботам;
    • рейс Ф871/872 Тула — Казань — Ижевск — Свердловск (Кольцово) 3 раза в неделю по вторникам четвергам и субботам;(до 1989 года рейс имел нумерацию 2631/2632)
    • рейс Ф873/874 Тула — Казань — Набережные Челны — Свердловск (Кольцово) 4 раза в неделю по понедельникам средам пятницам и воскресеньям (до 1989 года рейс имел нумерацию 2633/2634)
    • рейс Ф875/876 Тула — Куйбышев — Челябинск 3 раза в неделю по понедельникам средам пятницам; 4 раза в неделю в летний период по понедельникам средам пятницам и воскресеньям.(до 1989 года рейс имел нумерацию 2635/2636)
    • рейс Ф877/878 Тула — Саратов — Оренбург 2 раза в неделю по средам и воскресеньям; (введен с 1991 года);
    • рейс Ф879/880 Тула — Донецк — Анапа 4 раза в неделю по понедельникам средам пятницам и воскресеньям (вводился в летний период);
    • рейс Ф881/882 Тула — Киев (Жуляны) (вводился дополнительно в летний период) 2 раза в неделю по средам и пятницам;
    • рейс Ф883/884 Тула — Киев (Жуляны) — Бельцы 2 раза в неделю по понедельникам и воскресеньям (вводился в летний период 1990 года);

Транзитные рейсы, выполнявшиеся через аэропорт "Тула":

  • На самолётах Ан-24:
    • рейс Л127/128 Рига — Тула — Саратов, выполнялся Рижским ОАО Латвийское УГА 3 раза в неделю по вторникам четвергам и субботам; 4 раза в неделю с апреля по май, с октября по ноябрь по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам, ежедневно в летний период;(до 1989 года рейс имел нумерацию 8291/8292). Рейс выполнялся только на самолётах Ан-24РВ (46487,46666,47309,47351)
    • рейс Ф807/808 Тамбов — Тула — Минск, выполнялся Тамбовским ОАО 3 раза в неделю по понедельникам средам и пятницам, 4 раза в неделю по понедельникам средам пятницам и воскресеньям в летний период;
    • рейс Р45/Р46 Ленинград(Ржевка) — Тула — Северодонецк, выполнялся Псковским ОАО 2 раза в неделю, по понедельникам и пятницам.
    • рейс М547/М548 Ставрополь — Воронеж — Тула — Ленинград(Ржевка), выполнялся Ставропольским ОАО 4 раза в неделю по понедельникам средам пятницам и воскресеньям в летний период; (только в 1991 году).
  • На самолётах Як-40:
    • рейс П137/138 Ульяновск — Тула — Минск, выполнялся Ульяновским ОАО ежедневно; С 1989 года единственный рейс на самолёте Як-40 через аэропорт Тула.
    • рейс Р109/110 Новгород — Тула — Харьков — Краснодар, выполнялся Новгородским ОАО ежедневно (вводился в летний период. В 1989 году рейс был отменен);
  • На самолётах Л-410
    • рейс Ф759/760 Смоленск — Тула — Воронеж, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно;
    • рейс Ф757/758 Смоленск — Тула — Пенза — Саратов, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно. (В 1990 году рейс был отменен).
    • рейс Ф763/764 Смоленск — Тула — Пенза — Саратов, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно.
  • На самолётах Ан-2
    • рейс Ф1067/1068 Брянск— Тула, выполнялся Брянским ОАО 3 раза в неделю. по понедельникам средам и пятницам.

Грузовые рейсы выполнявшиеся в аэропорт Тула:

  • На самолётах Ан-26:
    • рейс Б991/992 Минск-1 — Тула, выполнялся Минским ОАО один раз в неделю по средам;

С распадом СССР для аэропорта настали трудные времена. Регулярные гражданские авиарейсы прекратились в 1994 году. Окончательно отряд «обездвижился» к концу 1990-х. В 1995 году из 9 самолётов авиаотряда Ан-24РВ — 46502, 47252, Ан-24Б-46587 и 2 Ан-26Б — 26121, 26125 были проданы, а оставшиеся разбитый Ан-24РВ 46600, и Ан-24Б 46303, 46329, 46347, были разобраны на запчасти, списаны и окончательно утилизированы в 2001 году. В том же году аэропорт был исключен из Реестра аэродромов[17].

Весной 2011 года в «Клоково» с аэродрома «Мясново» (западная окраина Тулы) была передислоцирована 110-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (войсковая часть 25520, самолёты Ан-2; впоследствии стала 3-ей авиационной эскадрильей 566-го отдельного военно-транспортного авиационного полка), располагающаяся здесь и в настоящее время[18].

В 2011 году администрацией Тульской области рассматривался вопрос возобновления деятельности аэропорта «Клоково»[19]. В 2013 году губернатором Тульской области В. С. Груздевым с заместителем министра обороны Русланом Цаликовым обсуждался вопрос передачи авиационной инфраструктуры аэродрома в муниципальную собственность[20].

В ноябре 2014 года губернатор Груздев заявил, что в связи со строительством ЦКАД, которая, по его мнению, якобы позволит добраться на автотранспорте из Тулы до Внуково или Домодедово за 50 минут, возобновление работы аэропорта Клоково не актуально[21].

Дальнейшая судьба самолётов Тульского авиаотряда

На сегодняшний день из тульских самолётов летают:

  • Ан-2ТП 41336 местонахождение в ВВС Литвы.
  • Ан-2Р 32675 во владении частного лица.
  • Ан-2Р 40922 во владении частного лица.
  • Ан-26Б 26121 переконветированный в пассажирский вариант (Ан26Б-100) в авиакомпании КрасАвиа.
  • Ан-24РВ 46502 (ЕХ-008) принадлежит авиакомпании Авиа Трафик. Списан 20.12.2013 года. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.
  • Ан-24РВ 47252 (ЕХ-252) принадлежит авиакомпании Авиа Трафик. Списан 20.12.2013 года. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.
  • Ан-24Б 46587 (UR-CAO) принадлежит авиакомпании Аэромост Харьков. Списан 01.10.2008 года. Находится на хранении в аэропорту Киев (Жуляны).
  • Ан-26Б 26125 (ER-AFU) по состоянию на 2000 год числился в авиакомпании Аэроком. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.

Авиационные происшествия в аэропорту Клоково

  • Ориентировочно в 1994 году (точных данных нет) самолёт Ан24РВ — 46600 совершил грубую посадку в Аэропорту Клоково. При приземлении на ВПП произошло разрушение правого внешнего пневматика, самолёт выкатился с ВПП на грунт, — в результате произошел подлом носовой опоры шасси и разрушился винт правого двигателя. Самолёт не восстанавливался, в дальнейшем использовался в качестве «донора» для запасных частей. Приблизительно в 2001 году был окончательно утилизирован.
  • 17 июня 1997 года произошла авиакатастрофа самолёта Ан-2 RA-84700 Тульского авиапредприятия, выполнявшего перегоночный рейс на ремонт в АРЗ по маршруту Тула-Шахты. После взлета экипажем был отмечен рост температуры масла двигателя и падение его давления. КВС сообщил о принятом решении вернуться на аэродром вылета. В процессе разворота произошел полный отказа двигателя. Самолёт, планируя с отказавшим двигателем, зацепив линии электропередач колесами шасси, окончательно потерял скорость и столкнулся с землей в районе н. п. Никитино, Ленинского района Тульской области[7].

Интересные факты тульского аэропорта

  • В октябре 1981 года в аэропорту Клоково совершил посадку самолёт Ту-124В с бортовым номером СССР-45090, после чего машина была установлена в качестве памятника в ЦПКиО областного центра[22].
  • Благодаря удачному расположению аэродром Клоково почти никогда не закрывался по метеоусловиям, поэтому мог служить запасным аэродромом для Москвы[17].
  • В ресторан «Сокол» аэропорта до 1971 года играл по вечерам биг-бэнд Анатолия Кролла, работавший при Тульской филармонии. В этом коллективе начал свою трудовую деятельность Вилли Токарев.[4]

Тульские самолёты в кинематографе

  • Самолёт АН-24Б СССР-46347 можно увидеть в кадре художественного фильма «На привязи у взлётной полосы».

Современное состояние

Ныне в здании аэровокзала размещается строительный супермаркет «Пенаты» (Октябрьская ул., 304). На перроне, рулежной дорожке и в здании бывшего местного диспетчерского пункта управления воздушным движением расположен Тульский авиационный центр малой авиации — авиационная посадочная площадка «Тула».

На аэродроме «Клоково» базируется и выполняет полёты на самолётах Ан-2 110-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья.

Примечания

  1. Посадочная площадка «Тула». tulavia.net. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 15 ноября 2019 года.
  2. Постановление ГКО № 77сс от 9.07.41 «О противовоздушной обороне Москвы». ru.wikisource.org. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 9 января 2015 года.
  3. Авиация и космонавтика 2008 09. booksbunker.com. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Когда у Тулы были крылья. Слобода (12 мая 2016). Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 24 сентября 2021 года.
  5. Покасов В.П., Рябцев А.С. О некоторых страницах создания авиационного прикрытия Тульского укрепрайона в годы Великой Отечественной войны // Российские рубежи: реки Угра и Жиздра в истории военных противостояний. : Материалы научной конференции. — 2015. — С. 60 – 70. Архивировано 5 октября 2021 года.
  6. С 1 января 2010 года авиация ВДВ передана в состав ВТА ВВС России
  7. 7,0 7,1 Неизвестная авиакатастрофа под Тулой. Слобода (26 октября 2019). Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 22 ноября 2019 года.
  8. 12-я Мгинская Краснознамённая военно-транспортная авиационная дивизия (недоступная ссылка — история ). vadimvswar.narod.ru.
  9. Основные правила полетов в воздушном пространстве РФ (ОПП) (недоступная ссылка). www.aerochayka.ru. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 17 сентября 2019 года.
  10. Интервью ветерана ВОВ лётчика В. Ф. Рыбьянова. www.tula.rodgor.ru. Дата обращения: 27 ноября 2019.
  11. Тайны тульских авиакатастроф. www.tula.rodgor.ru. Дата обращения: 27 ноября 2019.
  12. 490-й отдельный вертолётный полк (недоступная ссылка). info.senatorvtule.ru. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 28 ноября 2019 года.
  13. 13,0 13,1 Тульский край в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / Отв. сост. И. Н. Авдюшкина, отв. ред. И. А. Антонова.. — Тула: Тульский полиграфист, 2013. — С. 31. — 336 с. — ISBN 978-5-88422-532-9. Архивная копия от 18 ноября 2021 на Wayback Machine
  14. 50 лет назад в Туле открылся аэропорт. Слобода (15 марта 2018).
  15. Расписание, 1976 год. aviahistory.ucoz.ru. Дата обращения: 3 августа 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.[неавторитетный источник?]
  16. Расписание, 1990 год. aviahistory.ucoz.ru. Дата обращения: 3 августа 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.[неавторитетный источник?]
  17. 17,0 17,1 А как летали! (недоступная ссылка). vtule.ru. Дата обращения: 19 марта 2014. Архивировано 19 марта 2014 года.
  18. «Тульские новости». newstula.ru. Дата обращения: 27 ноября 2019. (недоступная ссылка)
  19. Тульские власти планируют возрождение воздушного сообщения с аэродромов Тула-Клоково, Тула-Маслово и Ефремов-Восточный (недоступная ссылка). mk.tula.ru. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 4 марта 2016 года.  — «Молодой коммунар», 24 ноября 2010
  20. Аэропорты «Клоково» и «Ефремов» будут переданы в муниципальную собственность (недоступная ссылка). tnews.tula.net. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 9 января 2015 года. — «Тульские известия», 3 марта 2013
  21. Из Тулы до московских аэропортов можно будет доехать за 50 минут. Слобода (19 ноября 2014). Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 4 февраля 2015 года.
  22. Авиапамятники Ту-124. aviahistory.ucoz.ru. Дата обращения: 14 июля 2014. Архивировано 15 июля 2014 года.{{подст:АИ}}

Ссылки