Киль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Парусная яхта с чугунным фальшкилем

Киль — нижняя горизонтальная балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности, и служащие для обеспечения прочности корпуса судна и обеспечения остойчивости.

На современных яхтах «килем» принято называть фальшкиль:

  1. Тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль на килевых яхтах, препятствующий их крену и опрокидыванию.
  2. Доски, брусья или металлическая полоса, пришиваемые к килю деревянного судна для предохранения его от повреждений при касании о грунт.

У небольших парусных судов иногда использовали выдвижные, небольшой длины кили, которые убирали внутрь на мелководье, чтобы иметь возможность подойти ближе к берегу[1]. Для уменьшения боковой качки во время движения судна служит бортовой киль, укреплённый непосредственно к борту корабля на скуловой части обвода[2].

См. также

  • «Протянуть под килем» (под днищем) корабля — вид наказания особо провинившегося матроса («кильгол» — старый английский термин)[3]
  • Шверт

Примечания

  1. А. Н. Крылов. Киль, в судостроении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Боковой киль // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. Килевание // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.

Литература

  • Fincham, John. Index and Vocabulary // An Introductory Outline of the Practice of Ship-Building. — 2nd ed. — Portsea: William Woodward, 1825. — P. 189.