Катастрофа Boeing 737 в Медане

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 091 Mandala Airlines
Схема полёта рейса 091Схема полёта рейса 091
Общие сведения
Дата 5 сентября 2005 года
Время 10:15 WIB
Характер Крушение после взлёта
Причина Ошибки экипажа
Место Флаг Индонезии Медан (Индонезия)
Координаты 3°32′47″ с. ш. 98°39′32″ в. д.HGЯO
Погибшие 149 (100 в самолёте + 49 на земле)
Раненые 41 (15 в самолёте + 26 на земле)
Воздушное судно
Разбившийся самолёт за 9 месяцев до катастрофыРазбившийся самолёт за 9 месяцев до катастрофы
Модель Boeing 737-230 Advanced
Авиакомпания Флаг Индонезии Mandala Airlines
Пункт вылета Флаг Индонезии Полония[англ.], Медан
Пункт назначения Флаг Индонезии Сукарно-Хатта, Джакарта
Рейс RI091
Бортовой номер PK–RIM
Дата выпуска 20 июля 1981 года (первый полёт)
Пассажиры 112
Экипаж 5

Катастрофа Boeing 737 в Медане — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 5 сентября 2005 года. Авиалайнер Boeing 737-230 Advanced авиакомпании Mandala Airlines выполнял внутренний рейс RI091 по маршруту МеданДжакарта, но при вылете из аэропорта Медана вследствие взлёта с убранными закрылками и предкрылками разбился в местном аэропорту. Аэропорт окружён очень плотной жилой застройкой, поэтому на земле погибло 44 человека. Все 5 членов экипажа и 95 из 112 пассажиров погибли (включая 3 детей). Выжили 17 пассажиров (в том числе 18-месячный ребёнок), большинство из выживших сидели в задней части салона. Общее число жертв — 149 человек.

Среди погибших — губернатор и экс-губернатор провинции Северная Суматра, которые направлялись в Джакарту на встречу с президентом страны.

Это третья по количеству жертв катастрофа в истории авиации Индонезии (после катастроф A300 под Меданом и падения A320 в Яванское море).

Самолёт

Авиалайнер с регистрационным номером PK-RIM был выпущен в 1981 году и ранее принадлежал авиакомпании Lufthansa. В июне 2005 года самолёт прошёл всесторонний техосмотр и был признан годным к эксплуатации до 2013 года.

Экипаж и пассажиры

Страна Пассажиры Экипаж Всего
 Индонезия 108 5 113
 Китай 3 0 3
 Малайзия 1 0 1
Всего 112 5 117

Катастрофа

В 09:52 по местному времени экипаж рейса RI091 начал запуск двигателей, а в 09:56 самолёт вырулил на взлётно-посадочную полосу №23. В 10:02 пилоты получили разрешение служб УВД на взлёт с выдерживанием курса 120°. При выполнении взлёта авиалайнер выкатился за пределы полосы, разрушил несколько осевых огней ВПП, промчался по траве и столкнулся с постройками, после чего загорелся.

Большинство пассажиров рейса RI091 скончались от сильных травм и вследствие пожара. Двое пассажиров, которые находились в хвостовой части самолёта, — мать и ребёнок, почти не получили повреждений.

Показания выживших пассажиров

Один из выживших пассажиров, Роади Ситэпу (англ. Rohadi Sitepu), который сидел в задней части авиалайнера, уже в больнице рассказал представителям телеканала Metro TV о катастрофе: «Я услышал мощный взрыв в передней части самолёта, затем начался пожар и лайнер упал». Ситэпу выбрался из разрушенного фюзеляжа и убежал от горящего самолёта, в котором прогремело ещё четыре взрыва.

Другой выживший пассажир, Фредди Исмаил (англ. Freddy Ismail), рассказал представителям Elshinta Radio, что перед падением самолёт трясло, а также был слышен сильный рёв двигателей[1].

Расследование

Расследование катастрофы проводил Национальный комитет по вопросам транспортной безопасности Индонезии. Официальный отчёт был выпущен 1 января 2009 года. Согласно отчёту, к катастрофе привели ошибки экипажа:

  • Взлёт выполнялся в неправильной конфигурации — с убранной механизацией крыла — закрылками и предкрылками. Ошибки пилотирования привели к тому, что авиалайнер при разгоне не смог набрать высоту и выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы.
  • Контрольный список был зачитан экипажем неправильно и пилоты не смогли своевременно устранить ошибки пилотирования при взлёте. Кроме того, при расшифровке записей бортового самописца не было слышно автоматических предупреждений бортового компьютера о том, что взлёт выполняется в неправильной конфигурации. Причины, по которым система предупреждения не сработала, остались неизвестными[2].

Сразу после катастрофы также рассматривалась версия о возможном перегрузе самолёта, так как на борт лайнера незаконно поместили около 2,7 тонн экзотических фруктов, однако следствие установило, что взлётная масса воздушного судна не превышала максимально допустимую[3].

См. также

Авиационные катастрофы вследствие взлёта с убранными закрылками и (или) предкрылками

Примечания

  1. Richard Lloyd Parry. At least 149 die when jet crashes into city moments after take-off (6 сентября 2005). Архивировано 4 июня 2011 года.
  2. Aircraft Accident Report. NTSC. Архивировано 17 июля 2013 года.
  3. Dirut Mandala Akui Angkut 2,7 Ton Durian (Indonesian) (28 сентября 2005). Архивировано 17 июля 2012 года. Дата обращения 24 июля 2012.

Ссылки