Карниз

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Палаццо Ручеллаи во Флоренции с венчающим карнизом: и тремя гуртами: нижний завершает цоколь, два средних отделяют друг от друга ярусы фасада

Карни́з (от греч. κορωνίς — загнутый, итал. cornice — рамка, обрамление) — венчающая часть здания, выступ, край кровли. Древние греки словом κορωνίς называли загнутый конец лука для стрельбы, нос (ростру) корабля. У римлян слово coronare имело множество значений, среди которых: завершать, окаймлять, опоясывать, увенчивать (отсюда: корона)[1][2].

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над архитравом и фризом. Греческое название — гейсон. Ордерный карниз выступает вперёд и нависает над остальными частями антаблемента и плоскостью стены с оконными проёмами, защищая их от дождя и, в южных странах, от яркого солнца. Конструктивный характер карниза определяется его выносом, поэтому его основой является выносная плита. Нижняя часть выносной плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами. Выступ, не имеющий композиционной венчающей и утилитарной защитной функции, но проходящий горизонтально в середине фасада здания называть карнизом неверно. Такие выступы имеют не конструктивный, а зрительный, тектонический смысл и именуются тягами или гуртами[3].

Происхождение карниза связано с деревянной конструкцией жилищ крито-микенской эпохи. В древних мегаронах края кровли опирались непосредственно на столбы, отстоящие от наружных глинобитных стен, защищая их от стока дождевой воды, а людей — от палящего солнца. Эта особенность определяла так называемый вынос карниза. В дальнейшем, при переходе от деревянной архитектуры к каменной, деревянные столбы заменяли колоннами и защитную функцию переняли колоннады и портики [4]. Сильно выступающие карнизы на деревянных консолях до настоящего времени определяют неповторимый силуэт зданий Флоренции, Рима, Неаполя. В традиционной архитектуре Китая и странах Юго-Восточной Азии с дождливым климатом использовали сильно выступающие изогнутые края кровли — доугуны.

В классической архитектуре карниз приобрёл значение архитектурного образа кровли, навершия, завершения здания и несущих конструкций перекрытия, одной из трёх частей ордерного антаблемента, наряду с архитравом и фризом. Его роль в композиции здания столь значительна, что даже в астилярном ордере (ордере стены без колонн и пилястр) карниз обязателен. Существует мнение, что большинство сооружений модернистской архитектуры содержат серьёзный архитектурный изъян, который заключается в отсутствии тектонического обозначения верха и низа: цоколем и карнизом здания[5][6].

Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с треугольным либо лучковым фронтоном над оконным, дверным проёмом или нишей называется сандриком. Небольшие козырьки - бриз-солей (фр. brise — ветерок и soleil — солнце). В интерьере классической архитектуры карнизы отделяют вертикальные плоскости стен от падуг, сводов, плафонов. Для обозначения профилированного карниза старинной архитектуры иногда используют устаревший термин: гзимс, или гзымс (через польск. из нем. Gesims)[7].

Карнизы используют в мебели, где они играют не тектоническую роль, а превращаются в художественные тропы: метафоры и литоты, уподобляя композицию предмета малому архитектоническому сооружению, придавая тем самым ему монументальность и значительность в интерьере классической архитектуры[8].

См. также

Примечания

  1. Корона // Словарь античности = Lexikon der Antike / cост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва, О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев, Т. В. Васильева, М. Л. Гаспаров и др. — М.: Прогресс, 1989. — С. 287. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9.
  2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х томах.— М.: Прогресс. — Т. 2, 1986. — С. 202
  3. Власов В. Г.. Карниз // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 366
  4. Шуази О. История архитектуры. Том первый. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. - С. 205-223
  5. Власов В. Г.. Тектоника // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 450—452
  6. Власов В. Г. Дизайн-архитектура и XXI век Архивная копия от 24 февраля 2020 на Wayback Machine // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 1 (41)
  7. Сомов А. Гзымс или Гезимс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. VIIIa. — С. 613.
  8. Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1979. С. 11

Литература