Кабесон, Антонио де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антонио де Кабесон
Antonio de Cabezón
Основная информация
Дата рождения 1510(1510)
Место рождения Кастрильо-Матахудиос, Испания
Дата смерти 1566(1566)
Место смерти Мадрид Испания
Профессии композитор

Антонио де Кабесо́н (исп. Antonio de Cabezón; ок. 1510, Кастрильо-Матахудиос, близ Бургоса — 26 марта 1566, Мадрид) — испанский композитор и органист.

Очерк жизни и творчества

В детстве ослеп. Точных данных о музыкальном образовании нет. С 1526 — придворный органист в капелле Изабеллы Португальской, с 1538 занимал должность «камерного музыканта» (músico de la cámara) капеллы Карла V. После смерти Изабеллы в 1539 занимался музыкальным образованием принца Филиппа (короля Испании с 1556) и инфант Марии и Хуаны. Оставался на службе у Филиппа (с 1543 — органист в его капелле) до конца жизни. Вместе с принцем неоднократно ездил за границу (в Италию, Нидерланды, Германию и Англию), где развлекал его игрой на позитиве (небольшом органе).

Всё наследие Кабесона за исключением одной литании — инструментальная музыка, преимущественно для органа (сохранилось около 275 пьес). Её стиль, с одной стороны, выдаёт сильное влияние музыки нидерландских полифонистов (ритмика, гармония, техника контрапунктической композиции), с другой стороны, столь же сильное влияние (вариационность, орнаментика, тематический материал, старогомофонная фактура, гармония) местной традиции светской музыки. Кабесон — автор переложений для клавишных инструментов (преимущественно органа) и виуэлы (см. Интабуляция) шансон, мотетов и частей мессы Жоскена Депре (чаще других), Орландо Лассо (его знаменитой «Susanne un jour»), Климента-не-Папы, Вилларта, Гомберта, Филиппа Вердело и др. Alternatim-обработки (строгие «гармонизации» и орнаментированные вариации) общеизвестных григорианских хоралов проприя (гимны Ave maris stella, Pange lingua, Te lucis ante terminum, Veni creator Spiritus и т. д.) и ординария — мелодий Kyrie, регулярных псалмовых тонов и псалмовых тонов на текст Magnificat (так называемых «версетов»), очевидно, имели инструктивный характер, призваны продемонстрировать разные (в том числе, и по уровню технической сложности) приёмы и техники инструментального сопровождения и украшения богослужения. Кабесон — автор ряда пьес под названием «фобурдон» (оригинальные названия fabordon, favordon, по применяемой в такой композиции технике)[1], воплощающих специфически испанскую традицию инструментального письма.

Для светской инструментальной музыки Кабесона характерны вариации (оригинальные заголовки — discantes, diferencias, glosas, в том числе, 3 вариационные обработки в стиле романески чрезвычайно популярной испанской песни «Guárdame las vacas») и тьенто (разновидность органной фантазии с использованием имитационной полифонии). Учёные полагают, что благодаря непревзойдённому искусству импровизации Кабесона вариации получили широкое распространение в западной Европе (особенно в Англии).

Семья

Брат и дети Антонио де Кабесона — также музыканты; деятельность всех связана с королевским двором. Брат Хуан (между 1510 и 1519—1566) — органист и композитор, в 1546-66 служил музыкантом в капелле Филиппа II. Сын Августин (ум. до 1564) — певчий в этой же капелле. Сын Эрнандо (крещён 1541—1602) — органист (с 1566) там же. После смерти отца составил сборник (в виде табулатуры) его сочинений «Obras de música para tecla, arpa y vihuela»[2] (Мадрид, 1578), в который включил и 5 собственных сочинений.

Рецепция

Антонио де Кабесон и его брат Хуан выступили официальными рецензентами школы игры на клавишных инструментах «Arte de tañer fantasía», опубликованной в 1565 году их соотечественником Томасом де Санта-Мария. Описываемая в книге Санта-Марии техника обработки прекомпозиционных мелодий и гармонических остинато базируется на технике композиции Кабесона[3].

Издания сочинений

  • The collected works of Antonio de Cabezón, ed. by Charles Jacobs. 5 vls. Henryville, PA: Institute of Mediaeval Music, 1967–1986.

Литература

  • Hughues J.C. The tientos, fugas, and differencias in Antonio de Cabezón’s «Obras de música para tecla, arpa y vihuela» (1578). Diss., Univ. of Florida, 1961.
  • Apel W. Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700. Kassel, 1967.
  • Kastner M.S. Antonio und Hernando de Cabezón: eine Chronik. Tutzing, 1977.

Примечания

  1. Строго говоря, в технике фобурдона написан только первый раздел, представляющий собой обработку стандартной мелодии псалмового тона в моноритмической фактуре. Последующие разделы пьесы — фигурационные вариации на ту же мелодию.
  2. Сочинения для клавишных инструментов, арфы и виуэлы.
  3. Howell A., Roig-Francoli M. A. Tomás de Santa María // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. N.Y.; London, 2000.

Ссылки