Император Николай I (броненосец)
Император Николай I | |
---|---|
Служба | |
Российская империя Япония | |
Класс и тип судна | Броненосец |
Изготовитель | Общество Франко-Русских Заводов |
Строительство начато | март 1886 года |
Спущен на воду | 20 мая 1889 года |
Введён в эксплуатацию | июль 1891 года |
Выведен из состава флота | 28 мая 1905 года сдался японцам после Цусимского сражения |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | проектное 8440 тонн, фактическое 9594 тонн |
Длина | 101,7 м |
Ширина | 20,4 м |
Осадка | 7,6 м |
Бронирование | броня «компаунд»: пояс по ватерлинии 2,5 м (102—365 мм); каземат (51—76 мм); траверзы каземата (152 мм); башня (254 мм); барбет (254 мм); броневая палуба (63 мм); боевая рубка (203 мм) |
Двигатели |
2 горизонтальных паровых машины тройного расширения, 12 огнетрубных цилиндрических котлов с 1900 года 16 котлов Бельвиля |
Мощность |
7842 л. с. на испытаниях 8000 л. с. (5,88 МВт) |
Скорость хода |
14,5 узла на испытаниях 16,85 узла (31,2 км/ч) после ремонта |
Дальность плавания | 4800 морских миль |
Экипаж | 31 офицер и 585 матросов |
Вооружение | |
Артиллерия |
2 × 305-мм/30, 4 × 229-мм/35, 8 × 152-мм/35, 16 × 47-мм, 2 × 37-мм (на катерах), 2 десантные пушки |
Минно-торпедное вооружение |
6 × 381-мм надводных ТА, 2 × 254-мм метательных ТА |
«Император Николай I» («Ики») — эскадренный броненосец Балтийского флота. Участвовал в Цусимском сражении в качестве флагманского корабля 3-й Тихоокеанской эскадры.
Заказан Обществу Франко-Русских Заводов в 1885 году. Представлял собой улучшенный тип «Император Александр II» — с башенной установкой, изменёнными ютом и расположением шлюпок и катеров. Заложен в июне 1886 года. Спущен на воду 20 мая 1889 года. Введён в строй в апреле 1891 года.
Постройка
Строитель корабельный инженер П. А. Титов. Наблюдающий за постройкой старший судостроитель Н. Е. Кутейников. Корабельные инженеры А. Н. Крылов, Е. А. Введенский, Н. П. Хомяков и П. И. Боков.
По инициативе П. А. Титова броненосец строился без рыбин; вместо них использовались днищевые и палубные стрингеры[1].
Специально для броненосца «Император Николай I» в 1887 году был разработан проект носовой двухорудийной 305-мм/35 барбетной установки и кормовой одноорудийной 305-мм/35 барбетной установки вместо двух кормовых орудий. Однако в 1888 году Великий Князь Алексей Александрович приказал заменить 305мм/35 на 305-мм/30 орудия в носовой установке, а от кормовой отказаться вообще. В 1888 году МТК по инициативе наблюдающего Н. Е. Кутейникова решил заменить носовую барбетную установку закрытой башенной, что вызвало перегрузку в 50 тонн.
Строительство броненосца окончилось скандалом. Установленные механизмы не вышли на проектную мощность, а как следствие не была достигнута и проектная скорость.
Служба в российском флоте
- 1893 — Пересёк Атлантику и участвовал в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки, проходивших в Нью-Йорке.
- Служба в Средиземном море. Корабль посетил французский флот с русской эскадры в Тулоне в октябре 1893 в рамках франко-русского союза. Командовал Капитан Рихард Романович Диккер (1847—1939)[2].
- 1895—1896 — Совершил поход на Дальний Восток под флагом контр-адмирала Макарова .
- 1897—1898 — В составе эскадры контр-адмирала П. П. Андреева участвовал в международной миротворческой операции на Крите[3]. Во время обострения Критского кризиса и начавшейся резни христиан на Крите 24—25 января 1897 года участвовал совместно с рядом кораблей других Великих держав в спасении греческого населения с Крита, доставив на своём борту в материковую Грецию около 1 500 мирных жителей (совместно с канонерской лодкой «Запорожец»)[4].
- 1898—1900 — Капитальный ремонт, скорость возросла до 16,85 узлов.
- 1901 — Служба в Средиземном море.
- 1902 — Прибыл на Балтику.
- 1902 — Изменён состав малокалиберной артиллерии, боевые марсы опущены ниже, добавлены две прожекторные площадки.
- 1904 — Срезан ют, на его месте установили одно 152-мм орудие длиной 45 калибров и шесть 47-мм орудий.
- 3 февраля 1905 — Флагманский корабль Отдельного отряда кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова. Кораблём командует капитан 1-го ранга В. В. Смирнов.
- 14 мая 1905 — Участвовал в Цусимском сражении. Серьёзных повреждений не получил (за исключением оторванного или надтреснутого[5] ствола левого 305-мм башенного орудия), но истратил более 2/3 боезапаса. Потери составили 11 человек убитыми и 16 — ранеными. Нанёс повреждения японским броненосцу «Фудзи» и броненосным крейсерам «Асама» и «Идзумо».
- 15 мая 1905 — В 10 часов утра сдался в плен по приказу контр-адмирала Небогатова.
- 13 сентября 1905 — Исключён из списков российского флота.
Служба в японском флоте
23 мая 1905 года включён в состав флота. После быстрого ремонта и покраски броненосец, вместе с «Мисима» и «Окиносима», поддерживал свои войска у о. Сахалин, а после войны выполнял задачи учебного артиллерийского корабля.
В 1910 году прошёл модернизацию и переклассифицирован в броненосец береговой обороны. По некоторым данным, тогда же его старые орудия ГК заменили 305-мм японскими с длиной ствола 40 калибров. Сохранив за собой ранг броненосца береговой обороны, он использовался как учебный корабль школы юнг и был приписан к базе в Йокосуке. Экипаж броненосца в тот период составлял 611 человек. Активного участия в первой мировой войне броненосец не принимал, но привлекался для несения дозорной службы у своих берегов.
В октябре 1915 года потоплен как мишень линейными крейсерами «Конго» и «Хиэй».
Оценка проекта
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
На рубеже веков корабль уже сильно устарел и стал фактически хорошо вооружённой правительственной яхтой. Особенно устарела артиллерия (старые короткоствольные орудия с дымным порохом были неудобны, крайне недальнобойные и медленно перезаряжаемые) и схема бронирования (площадь бронирования была мала, а как следствие, корабль был очень плохо защищён от осколков фугасных и полубронебойных снарядов).
Было несколько проектов его перевооружения. Однако во время ремонта и модернизации особое внимание было уделено механизмам. «Император Николай I» стал едва ли единственным кораблём российского флота, чьи ходовые характеристики были лучше изначальных.
Что касательно артиллерии, то реализовано было лишь одно: установка ничего не дающего современного 6" орудия с длиной ствола 45 калибров над адмиральской каютой, а также нескольких орудий малого калибра. В результате боевое значение его в русско-японскую войну было весьма минимально, что во многом способствовало цусимской трагедии.
Повреждения, нанесённые броненосцем японским крейсерам — не столько заслуга его комендоров, сколько неопытности и тактической безграмотности японских командиров, которые в погоне за зоной обстрела флагмана русской эскадры сблизились с устаревшими кораблями эскадры Небогатова.
Многие называют «Император Николай I» самым противоречивым кораблём в истории российского флота. Начиная от проекта, кончая службой он олицетворял гениальные решения с непростительными недоработками, героические походы с беспрецедентным позором сдачи целой эскадры, его самая устаревшая в русской эскадре артиллерия нанесла самые серьёзные повреждения японцам (пробитие брони башни 12" орудий на эскадренном броненосце «Фудзи», а также пробитие брони и повреждение рулевого управления на броненосном крейсере «Асама») в Цусимском сражении.
Командиры
- ??.??.1888—??.??.1892 капитан 1-го ранга Я. А. Гильтебрандт[6]
- ??.??.1892—??.??.???? капитан 1-го ранга Р. Р. Дикер
- 01.01.1895—??.??.1899 капитан 1-го ранга Д. Г. фон Фелькерзам
- 29.01.1901—06.12.1903 капитан 1-го ранга М. Г. Невинский
- 13.12.1904—15.05.1905 капитан 1-го ранга В. В. Смирнов
Список офицеров в 1905 году
Штаб 3-го броненосного отряда 2-й эскадры флота Тихого океана
- Командующий — контр-адмирал Н. И. Небогатов
- Начальник штаба — капитан 1-го ранга В. А. Кросс
- Старший флаг-офицер — лейтенант И. М. Сергеев 5-й
- Младший флаг-офицер — лейтенант Н. Н. Глазов
- Младший флаг-офицер — лейтенант Ф. В. Северин
- Флагманский артиллерист — капитан 2-го ранга Н. П. Курош
- Флагманский минер — лейтенант И. И. Степанов
- Флагманский штурман — подполковник КФШ Д. Н. Федотьев
- Флагманский механик — подполковник КИМ Н. А. Орехов
- Обер-аудитор — подполковник В. А. Маевский
Офицеры броненосца
- Командир — Капитан 1 ранга В. В. Смирнов
- Старший офицер — Капитан 2 ранга П. П. Ведерников
- Ревизор — Мичман Б. М. Четверухин, и. д., в бою командовал носовым плутонгом 75-мм орудий.
- Минный офицер — Лейтенант В. М. Хоментовский
- Старший артиллерийский офицер — Лейтенант А. А. Пеликан
- Младший артиллерийский офицер — Лейтенант П. И. Белавенец
- Младший артиллерийский офицер — Лейтенант М. Д. Жаринцов
- Младший артиллерийский офицер — Лейтенант барон Фон К. Р. Мирбах
- Старший штурманский офицер — Лейтенант Н. Н. Макаров
- Младший штурманский офицер — Мичман В. В. Дыбовский
- Вахтенный начальник — Лейтенант И. Г. Тиме
- Вахтенный начальник — Мичман барон Г. К. Унгерн-Штернберг
- Вахтенный начальник — Мичман барон П. Л. Унгерн-Штернберг
- Вахтенный начальник — Мичман М. И. Щербицкий
- Вахтенный офицер — Мичман Ю. Ф. Волковицкий
- Вахтенный офицер — Мичман В. П. Суйковский
- Вахтенный офицер — Прапорщик по морской части А. А. Шамие
- Вахтенный офицер — Прапорщик по морской части Н. И. Балакшин
- Старший судовой механик — Капитан К.И.М. М. И. Хватов
- Помощник старшего судового механика — Штабс-капитан К.И.М. Г. Э. Бекман
- Трюмный механик — Штабс-капитан К.И.М. Дмитраш, Фёдор Григорьевич
- Младший судовой механик — Поручик К.И.М. И. А. Гаршинский
- Младший судовой механик — Поручик К.И.М. Г. Г. Константинов
- Младший судовой механик — Прапорщик по механической части И. А. Адамцевич
- Младший судовой механик — Прапорщик по механической части А. И. Скрыжаков
- Старший судовой врач — Надворный советник фон С. К. Виттернбург
- Младший судовой врач — Лекарь Л. А. Юшкевич
- Судовой священник — Иеромонах отец Антоний
Изображения
-
Броненосец «Император Николай I». Чифу, весна 1895 г.
-
Броненосец «Император Николай I» (под флагом контр-адмирала С.О.Макарова). Чифу, апрель 1895 г.
-
Броненосец во время докования в Гонконге, конец 1895 года.
Примечания
- ↑ VIVOS VOCO: А. Н. Крылов, «Корабельный инженер-самоучка» . Дата обращения: 18 мая 2014. Архивировано 14 апреля 2018 года.
- ↑ L'Illustration, 14 окт. 1893.
- ↑ Рукавишников Е. Н. Деятельность российских миротворцев в Восточном Средиземноморье (1897—1898). // Военная мысль. — 2020. — № 9. — С. 145—156.
- ↑ Соколовская О. В. Россия в миротворческой акции европейских держав на Крите в 1897—1909 гг. // Военно-исторический журнал. — 2008. — № 11. — С.25-30.
- ↑ Показания старшего офицера капитана 2-го ранга Ведерникова.
- ↑ Груздев, 1996, с. 84.
Литература
- Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота 1861—1917 г. М.: Воениздат, 1948
- Чертеж ЭБР «Император Николай I». Тверь: «Ретро-Флот», 1993.
- Вторая тихоокеанская эскадра. «Наваль», вып. 1, с. 24-29. М., 1991.
- А. А. Белов «Броненосцы Японии». Серия «Боевые корабли мира»
- Груздев А. И. Береговая черта: имя на карте. Морской топонимический словарь Приморского края. — Владивосток: Дальнаука, 1996. — 244 с.