Имморализм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Имморали́зм (лат. immoralismus: от лат. in- — не- и лат. moralis — нравственный) — целостная мировоззренческая позиция, заключающаяся в отрицании принципов и предписаний морали[1][2][3].

В философии имморализм рассматривается как независимый критический по отношению к морали тип мышления и равноправная сторона культурного диалога[1]. На разных этапах развития человеческого общества имморализм представлялся не только равноправным инвариантом — антитезой, но и мощной социальной силой, которая оказывала значительные влияния на исторический вектор[1].

Традиционно имморализм разделяется на два течения[1][2][3]:

  • Абсолютный имморализм — полное отрицание самого принципа морального регулирования — всех моральных ценностей вплоть до различия между добром и злом.
  • Относительный имморализм — восприятие морали как свода правил, который должен отличаться в зависимости от времени, места, области деятельности[прим. 1], культурной среды и т. п.[4][5]; в частности может выражаться в переосмыслении «устаревших» моральных принципов.

Имморализм следует отличать от аморализма — отказа от соблюдения моральных принципов полностью или в определённых ситуациях, областях человеческой деятельности[2][3].

Имморализм в той или иной форме присутствует в самых ранних философских изысканиях начиная с античности, положительно коррелируя с такими течениями, как релятивизм, агностицизм, нигилизм и т. п.[1].

К последователям «чистого» имморализма можно отнести софистов, скептиков, Макиавелли, Ницше, раннего Шестова и других[1].

К латентным или частичным сторонникам имморализма относят киников, стоиков, эпикурейцев, механицистов, детерминистов Нового Времени, марксистов и других[1].

Среди самобытной — отличной от мировой, российской традиции имморализма выделяют Константина Леонтьева, Льва Шестова, частично Василия Розанова, Вячеслава Иванова, Дмитрия Мережковского и других[1]. Для российской школы имморализма характерен выход за границы морали для поиска «истинного» метафизического бытия[1]. Наиболее ярко это отражает призыв Шестова искать то, что глубже морали, — искать Бога[1].

Примечания

  1. См., например, «политика вне морали», «бизнес, экономика вне морали», «искусство вне морали», «наука вне морали».
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Соловьев, Дмитрий Евгеньевич. Имморализм в истории зарубежной и отечественной философии. — Саранск, 1998. Архивировано 12 апреля 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — С. 98. — 538 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Имморализм. Философский словарь. Дата обращения: 18 марта 2015. Архивировано 13 апреля 2016 года.
  4. Frans de Clerck. Ethical banking (англ.) (недоступная ссылка). social-banking.org. Дата обращения: 9 мая 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  5. Rupert Jones. Ethical alternatives to the Co-operative Bank (англ.). The Guardian (23 октября 2013). Дата обращения: 9 мая 2015. Архивировано 26 сентября 2015 года.