Зак Фэйр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зак Фэйр
ザックス・フェア
Зак Фэйр в с мечом Бастера в «Crisis Core: Final Fantasy VII»Зак Фэйр в с мечом Бастера в «Crisis Core: Final Fantasy VII»
История появлений
Игровая серия Final Fantasy
Появления «Final Fantasy VII»
Идея Кадзусигэ Нодзима
Художник Тэцуя Номура
Озвучивание Японская версия:
Кэнъити Судзумура (Final Fantasy и Kingdom Hearts)
Нодзому Сасаки («Ehrgeiz»)
Английская версия:
Рик Гомес (Большинство версий)
Калеб Пирс («Final Fantasy VII Remake»)
Характеристика персонажа
Род занятий СОЛДАТ первого класса
Оружие Палаш

Зак Фэйр (яп. ザックス・フェア Дзаккусу Фэа) — персонаж, дебютировавший в качестве неигрового героя компьютерной ролевой игры «Final Fantasy VII», разработанной компанией Square (в настоящее время Square Enix). В оригинальной игре Зак представлен как покойный член военизированной организации СОЛДАТ, элитного подразделения мегакорпорации «Шин-Ра». По сюжету, Зак погибает за несколько недель до начала действия «Final Fantasy VII», защищая своего друга Клауда Страйфа от пехоты «Шин-Ры» после бегства из заключения, где они пребывали объектами генетических экспериментов.

По мере прохождения «Final Fantasy VII» выясняется, что Зак был первым парнем Айрис Гейнсборо, а также другом Клауда, главного героя игры. Он является вторым владельцем меча Бастера (яп. バスターソード Basutā Sōdo), который он передал Клауду перед смертью. Кроме того, Зак фигурирует в продуктах Компиляции «Final Fantasy VII»: «Before Crisis: Final Fantasy VII», «Last Order: Final Fantasy VII», «Последняя фантазия VII: Дети пришествия» и, что наиболее важно, в «Crisis Core: Final Fantasy VII», приквеле оригинальной игры, где он является главным героем.

Первоначально, Зак Фэйр не был частью «Final Fantasy VII». Тем не менее, сценарист Кадзусигэ Нодзима хотел привнести таинственность в игру и создал дополнительного персонажа, чтобы усложнить предысторию Клауда. Зак был разработан Тэцуей Номурой, а его фамилия произошла от выражения «хорошая погода» (анг. fair weather), для создания контраста с именем Клауда Страйфа. Сотрудники Squareрешили раскрыть персонажа в Компиляции «Final Fantasy VII», пролив свет на его предысторию. В японской версии Зака озвучил Кэнъити Судзумура, а Рик Гомес — в английской. Номура специально выбрал Судзумуру на роль героя без проведения прослушивания. Западные критики высоко оценили персонажа, отмечая его развитие после «Final Fantasy VII».

Создание и дальнейшая разработка

Зак отсутствовал в первоначальном сценарии «Final Fantasy VII», однако был включён в игру в тот момент, когда автор сценария Кадзусигэ Нодзима решил добавить в сюжет таинственность в отношении прошлого Клауда Страйфа[1]. Нодзима всегда планировал, чтобы воспоминания Клауда о его жизни в конечном итоге оказались ложными по ходу игры, но долгое время не знал, как лучше реализовать замысел, в результате чего был придуман персонаж Зак Фэйр. Также Нодзима использовал Зака, чтобы сблизить Клауда и Айрис Гейнсборо, которая отмечала сходства между обоими молодыми людьми. Зак был первым человеком, которого любила Айрис, в связи с чем между ней и Клаудом сформировалась эмоциональная связь, так как тот напоминал ей о её возлюбленном. По изначальной задумке, роль первой любви была отведена Сефироту. В процессе разработки игры, Нодзима завершил сюжетную линию, касающуюся Зака и Клауда, что привело к необходимости переосмысления некоторых сцен. Режиссёр игры Ёсинори Китасэ был удивлён наличием связи между Клаудом и Заком, так как до более поздних стадий производства он даже не знал о существовании Зака. Дизайнер персонажей Тэцуя Номура получил задание создать дизайн Зака, когда «Final Fantasy VII» практически была готова. Прежде чем ввести Зака в основной сюжет, ​​Нодзима попросил сотрудников подкорректировать детали к некоторым сценам, чтобы дать подсказки о Заке, несмотря на тот факт, что он не сообщил им о существовании персонажа[1].

Зак представлен как молодой человек с шипастыми чёрными волосами и ростом 185 см (6 футов 1 дюйм)[2]. Он носит снаряжение СОЛДАТа первого класса, состоящее из чёрной водолазки без рукавов, чёрных ботинок и доспехов. В «Crisis Core» Зак носит два костюма — оригинальный и второй, являющийся снаряжением СОЛДАТа второго класса, который он заменяет на классический после битвы с Энджилом Хьюли[3]. Полное имя Зака ​​было впервые раскрыто в статье Dengeki PlayStation. Номура заявил, что имя Зака ​​произошло от выражения «хорошая погода» (анг. fair weather) и было выбрано для создания контраста с именем Клауда Страйфа[4].

В полнометражном фильме «Последняя фантазия VII: Дети пришествия» Зак появляется лишь несколько раз и, таким образом, у аниматоров не возникло трудностей с его переносом на большой экран. Команда переработала дизайн персонажа на ранней стадии производства, что позволило позаботиться о моделировании его личности[5]. Номура хотел, чтобы у Зака ​​был «приятный, оптимистичный голос», что повлияло на его решение отдать роль Кэнъити Судзумуре[5]. Ранее Номура обедал с Судзумарой и, «в тот момент [Номура] хотел, чтобы тот принял участие в одном из его проектов, если представится такая возможность». Судзумуре была предложена роль без проведения прослушивания. По словам Номуры, поскольку Зак был главным персонажем в «Last Order: Final Fantasy VII», ему нужен был «кто-то, кто мог бы справиться с ролью»[5]. Сотрудники использовали «Последний приказ» как возможность изобразить Зака ​​«должным образом» как «красивого, легкомысленного человека [который] укоренился в памяти каждого»[6]. В английской версии Зака озвучил Рик Гомес[7].

В интервью IGN во время продвижения «Crisis Core», Ёсинори Китасэ рассказал, что в процессе разработки оригинальной игры «Зак был довольно второсортным персонажем», хотя Номура создал концепт-арт, а Нодзима придумал «базовую концепцию истории [Зака]»[8]. Также Китасэ упомянул, что «можно сказать, что идея [для основной сюжетной линии «Crisis Core»] готовилась уже 10 лет»[8]. До начала разработки «Crisis Core» сотрудники планировали создать порт «Before Crisis: Final Fantasy VII» для PlayStation Portable, но затем решили создать новую игру, вращающуюся вокруг Зака, судьба которого уже была предопределена, так как фанаты знали, чем закончится игра[1][9]. На протяжении всей игры сотрудники решили использовать голубое небо в роликах для представления Зака, в то время как другие функции в этих сценах должны были символизировать его связи. Ко всему прочему, ряд действий Зака ​​из игры был смоделирован таким образом, чтобы усилить сходство, которое Айрис нашла между ним и Клаудом в «Final Fantasy VII»[3]. Связь Зака и Клауда укрепилась в конце игры, так как они оба планировали бежать в Мидгар. Тем не менее, из-за ограничений в характеристиках консоли эти сцены не могли быть реализованы, и вместо этого они решили сосредоточиться на роли Зака ​​как воина[10].

Появления

Зак играл небольшую роль в «Final Fantasy VII». Впервые он упоминается по имени в Гонгаге, его родном городе, где его родители остаются в неведении о том, что с ним случилось после того, как он ушёл, чтобы присоединиться к СОЛДАТам, и выражают беспокойство за его безопасность не получив известий о нём в течение многих лет. Именно в этот момент Айрис признаётся, что Зак был её первым возлюбленным[11]. Со временем Клауд осознаёт, что некоторые из его воспоминаний и даже аспектов личности на самом деле принадлежали Заку, а не ему[12]. В воспоминаниях раскрывается, что Зак и Клауд сражались с Сефиротом после того, как тот сжёг город Нибельхейм, когда узнал о своём происхождении в результате научного эксперимента. После победы Клауда над Сефиротом, «Шин-Ра» захватывает его и Зака, превратив обоих в своих подопытных. В конце концов, Зак приходит в себя и сбегает с находящимся в полусознании Клаудом, однако на границе города его расстреливает пехота «Шин-Ры»[2]. Хотя побег из воспоминаний Зака ​​и Клауда не был обязательной частью в североамериканском и европейском изданиях «Final Fantasy VII» и японской международной версии[13], первоначально планировалось показать его, как только Клауд обнаружит результаты экспериментов Шинры[14].

Личность и предыстория Зака ​​раскрываются в «Компиляции «Final Fantasy VII»». В игре-приквеле «Before Crisis: Final Fantasy VII» Зак поддерживает «Шин-Ру» в противостоянии против эко-террористической группы «ЛАВИНА». Во время игры, два знакомых ему СОЛДАТа были захвачены и подвергнуты экспериментам, и, хотя Зак приводит их в чувство, он не преуспевает в спасении товарищей. Также Зак появляется во время главы, посвящённой инциденту в Нибельхайме, а затем в роли босса, когда он и Клауд становятся беглецами «Шин-Ры» и преследуются Турками[2]. В «Last Order: Final Fantasy VII» параллельно рассказывается о путешествии Зака и Клауда в Мидгар и инциденте в Нибельхейме[15]. Также Зак кратко появляется в сиквеле игры «Последняя фантазия VII: Дети пришествия», где большинство сцен с его участия сводятся к флэшбекам Клауда. Он фигурирует в конце фильма, где вместе с ныне покойный Айрис прощается с Клаудом[2]. В режиссёрской версии «Детей пришествия» его роль была расширена, и он возникает во время битвы Клауда с Сефиротом. В фильме также была показана его смерть, когда он передал Клауду меч Бастера и назвал его своим «живым наследием»[16].

Зак — главный герой «Crisis Core: Final Fantasy VII», приквела оригинальной игры, раскрывающей предысторию Зака. По сюжету, Зак обучается в качестве СОЛДАТа своим близким другом Энжилом Хьюли и мечтает стать героем, работая на «Шин-Ру»[17]. Когда Энжил и другой СОЛДАТ, Дженезис Рапсодос, предают корпорацию, Зак и Сефирот отправляются убить их, однако договариваются между собой избежать этого, если представится такая возможность[18][19]. Он и Сефирот узнают, что Энжил и Дженезис были результатом эксперимента «Шин-Ры» под названием «Проект G», при котором им до рождения были введены клетки Дженовы, в попытках создания совершенных людей. Тем не менее, и Энжил, и Дженезис страдают от побочных эффектов, что вынуждает их предать «Шин-Ру» в надежде найти лекарство[20][21]. В ходе игры Зак начинает дружить с Клаудом и обзаводится отношениями с Айрис[2][22]. Во время миссии по поиску Энжила и Дженезиса, бывший наставник вынуждает Зака ​​убить его, в надежде прекратить причинять людям боль из-за своей мутации. Перед смертью Энжил благодарит Зака ​​за то, что тот остановил его, и дарит ему свой меч Бастера[23]. Позже, в то время как Зак и Сефирот разыскивают Дженезиса и бывшего учёного «Шин-Ры» доктора Холландера, они отправляются в Нибельхейм, где Сефирот выясняет, что он также является результатом генетических экспериментов с участием Дженовы[24]. Затем в игре демонстрируется инцидент в Нибельхейме, в результате которого Зак и Клауд попадают в плен и сами подвергаются генетическому вмешательству. Спустя четыре года, Зак сбегает, прихватив с собой Клауда. Во время скитаний он вновь сталкивается с Дженезисом, пришедшим к выводу, что единственный способ излечения заключается в инъекции клеток Сефирота. Поскольку Сефирот считается мёртвым, единственным источником этих клеток остаётся Клауд, и Зак понимает, что Дженезис планирует убить его друга[25][26]. Зак решает остановить Дженезиса, и, после победы над ним, он и Клауд направляются в Мидгар, где он надеется воссоединиться с Айрис[27]. Тем не менее, путь молодым людям преграждает пехота «Шин-Ра», расстреляв Зака в неравном бою. Находясь на последнем издыхании, Зак отдаёт меч Бастера Клауду, своему «живому наследию»[28]. В то время Клауд отправляется в Мидгар, Зак поднимается на небеса, задаваясь вопросом, удалось ли ему стать героем[29].

Зак появился в различного рода мерчендайзе, связанном с игрой, таком как изображение на банках для безалкогольных напитков Final Fantasy VII 10th Anniversary Potion[30][31]. За пределами «Компиляции Final Fantasy VII» Зак является разблокируемым персонажем в версии PlayStation файтинга «Ehrgeiz», будучи играбельным в аркадном режиме и мини-играх[32]. В серии Kingdom Hearts он дебютировал в приквеле «Kingdom Hearts Birth by Sleep» для PlayStation Portable, где он гораздо моложе, чем в оригинальной игре. Он занимает видное место в Олимпийском Колизее, принимая участие в турнирах, чтобы осуществить свою мечту стать героем[33]. Поскольку игра является приквелом к ​​другим играм Kingdom Hearts, сотрудники выбрали его, так как хотели персонажа из приквела Final Fantasy[34].

Зак появляется в финале «Final Fantasy VII Remake», где выживает в засаде пехоты «Шин-Ры» и направляется вместе с Клаудом в Мидгар. Подразумевается, что сцена происходит в другой альтернативной от основного повествования реальности[35].

Критика

Зак получил преимущественно положительные отзывы критиков и фанатов. В списке «10 лучших персонажей Final Fantasy VII» от IGN за 2008 год Зак занял 6-ое место, а Дейв Смит из IGN отметил, что «сцена его проверки в «Crisis Core» была очень эпична»[36]. В 2010 году читатели Famitsu назвали Зака ​​37-м по популярности персонажем видеоигр в Японии[37]. Джим Стерлинг из GamesRadar признал Зака ​​одним из самых сексуально привлекательных персонажей-мужчин в видеоиграх благодаря его поведению и внешности[38]. В 2013 году Complex оценил Зака ​​как 18-ого по рейтингу среди «Лучших персонажей Final Fantasy всех времён», а также 6-ым «величайшим солдатом в видеоиграх»[39][40].

Роль Зака ​​в «Crisis Core» была в целом отмечена положительно. Райан Клементс из IGN особенно высоко оценил отношения Зака ​​с другими главными героями[41]. Джереми Пэриш из 1UP.com согласился с Клементсом, заявив, что история Зака ​​контрастирует с другими сюжетами РПГ, назвав её «сердцевиной игры»[42]. Кевин ВанОрд из GameSpot назвал Зака ​​«приятным и глубоким героем», утверждая, что он «выходит за пределы обычного колючего волосатого героизма и подросткового страха, будучи необычайно зрелым, развиваясь по мере продолжения игры»[43]. Джеральд Виллория из GameSpy описал Зака ​​как «короля славных парней», отметив, что даже если он может быть «довольно достойным ненависти персонажем, если вы относитесь к измученному типу людей, которые высмеивают типичную сюжетную линию Final Fantasy», игроки, которым он не нравится, могут оценить его[44]. Game Revolution назвал Зака «полюбившимся главным героем», заявил, что, несмотря на трудности, с которыми сталкивается протагонист во время игры, он по-прежнему остаётся дружелюбным[45]. Как и другие рецензенты, RPGamer положительно отозвался о сюжетной линии персонажа, назвав его «душевным из-за личных конфликтов», несмотря на его «искусно зализанные волосы и дьявольскую усмешку»[46]. Хотя Саймон Паркин из Eurogamer указал на внешнее сходство Зака и Клауда, и добавил, что «данный фансервис не работает как надо, пока он [Зак] не залезет в карман, не достанет мобильный телефон и не заговорит»[47]. Также он похвалил английского актёра дубляжа Зака ​​за хорошую работу, отметив, что «его персонаж взрослеет и развивается в течение 15-часовой сюжетной линии»[48]. Патрик Колан из IGN AU разделил это мнение, назвав работу Рика Гомеса «довольно приятной»[49]. ЭйДжей Глассер из GamesRadar прокомментировал, что момент, когда Зак получает меч Бастера, и эпизод, в котором он передаёт его Клауду, является «главной расплатой» «Crisis Core», сославшись на предварительное знание игроками концовки игры как на её серьёзный недостаток[50]. Когда Аяка завершила работу над песней «Why» для «Crisis Core», она упомянула, что хочет передать её вместе с судьбой Зака ​​«в сердца многих людей»[51]. Дейв Маккарти из IGN UK оценил возрастание роли Зака в Компиляции «Final Fantasy VII», которая привела к предоставлении ему собственной игры[52].

С другой стороны, Бен Дутка из PSXextreme чувствовал, что Зак не достоин личной игры, полагая, что только игроки с «более менее ясными воспоминаниями» и «жёстким менталитетом завершителей» смогут вспомнить появления Зака ​​в оригинальной «Final Fantasy VII»[53]. IGN UK высказал неоднозначное мнение о персонаже, посчитав, что его личность иногда раздражает, однако в то же время контрастирует с серьёзным отношением других главных героев[52]. Точно так же Уэсли Ин-Пул из VideoGamer.com назвал Зака «идентичным близнецом Клауда во всём, кроме цвета волос», и посетовал на то, что его личность «раздражает» в первой половине игры[54] . Destructoid разделил эту позицию, предупредив игроков не ожидать удовольствия от Зака, если им не нравятся «дерзкие подростки», и даже назвал его «раздражающим петушком»[55]. Gameplanet раскритиковал игру Рика Гомеса, посчитав его более незрелым, чем они ожидали[56]. PALGN назвал Зака ​​незнакомым персонажем серии, поскольку тот появлялся только в предыстории[57].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Final Fantasy VII 10th Anniversary Ultimania (Revised Edition) (яп.). — Square-Enix, 2009. — С. 8—13. — ISBN 978-4-7575-2560-3.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Final Fantasy VII 10th Anniversary Ultimania (Revised Edition) (яп.). — Square-Enix, 2009. — С. 82—85. — ISBN 978-4-7575-2560-3.
  3. 3,0 3,1 Crisis Core: Final Fantasy VII 10th Ultimania (яп.). — Square-Enix, 2007. — ISBN 978-4-7575-2126-1.
  4. Dengeki Staff. Tetsuya Nomura Interview (яп.) // Dengeki PlayStation  (англ.). — ASCII Media Works, 2007. — 3月. — 第146 頁.
  5. 5,0 5,1 5,2 Final Fantasy VII Advent Children: Reunion Files (неопр.) / SoftBank. — Square-Enix, 2006. — С. 59. — ISBN 4-7973-3498-3.
  6. Final Fantasy VII Advent Children: Reunion Files (неопр.) / SoftBank. — Square-Enix, 2006. — С. 94—95. — ISBN 4-7973-3498-3.
  7. Mielke, James. FFVII Advent Children (недоступная ссылка). 1UP.com. IGN Entertainment Inc. (13 марта 2008). Дата обращения: 25 августа 2010. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  8. 8,0 8,1 McCarthy, Dave Crisis Core: Final Fantasy VII UK Interview. IGN. IGN Entertainment Inc.. Дата обращения: 2 марта 2009. Архивировано 16 октября 2013 года.
  9. Mielke, James. Final Fantasy VII: Crisis Core (PSP) Preview (недоступная ссылка). 1UP.com. IGN Entertainment Inc. (19 марта 2008). Дата обращения: 22 июля 2010. Архивировано 9 августа 2016 года.
  10. Gantayat, Anoop. The 3rd Birthday Has Skippable Event Scenes. Amdriasang (14 октября 2010). Дата обращения: 15 октября 2010. Архивировано 2 мая 2012 года.
  11. Айрис: Вот это шок..... Я и не знала, что Зак был из этого города. / Клауд: Ты знаешь его? / Айрис: Разве я тебе не рассказывала? Он был моим первым возлюбленным. Square, Final Fantasy VII. Изд. SCE America. PlayStation (7 September 1997).
  12. «Клауд: Я никогда не был СОЛДАТом. Я придумал истории о том, что произошло пять лет назад, и о моей службе в СОЛДАТах.. Я покинул мою деревню в поисках славы, но так и не смог присоединиться к СОЛДАТам...... Я стыдил себя слабость. Затем я услышал эту историю от своего друга Зака... И я создал себе иллюзию, как будто это случилось со мной..... И я продолжил играть свою роль, как будто это было правдой.» — Square, Final Fantasy VII. Изд. SCE America. PlayStation (September 7, 1997).
  13. Dodson, Joe. Franchise Player: Final Fantasy VII Video Feature. GameSpot. CBS Interactive (28 марта 2008). Дата обращения: 8 сентября 2010.
  14. Final Fantasy VII Ultimania Ω (яп.) / Studio BentStuff. — Square-Enix, 2005. — С. 529. — ISBN 4-7575-1520-0.
  15. Last Order: Final Fantasy VII [DVD]. Square Enix. Архивная копия от 23 января 2009 на Wayback Machine
  16. Тэцуя Номура (Режиссёр). Final Fantasy VII Advent Children Complete [Blu-ray Disc]. Square Enix. «Клауд: Всё верно. Я — твоё «живое наследие».»
  17. «Лазард: Кстати, о чём ты мечтаешь? "Получить первый класс... не так ли? / Зак: Нет... стать героем!» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  18. «Лазард: Компания приняла решение устранить Дженезиса и его приспешников. Это касается и Энжила. /.../ Сефирот: Они считают, что эмоции могут тебе помешать. / Зак: Ну конечно же! / Сефирот: Поэтому я тоже иду туда.» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  19. «Сефирот: Кто-то заметил Энжила./Зак: Значит надо найти и убить?/Сефирот: Армия мобилизуется, но у нас ещё есть время. Ты и я найдём их прежде чем они и... / Зак: И ЧТО?/ Сефирот:...не сможет устранить их.» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  20. «Сефирот: «Проект G» породил человека, которого мы знаем как Дженезиса.» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  21. «Зак: Работаешь на Холландера? / ... / Энжил: Я стал монстром. /.../ Энжил: Ангелы мечтают только об одном. / Зак: Прошу, расскажи мне. / Энжил: Быть людьми. /.../ Angeal: Защищайся!» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  22. «Зак: Хорошие новости, Ценг! Я и... / Клауд: Клауд / Зак: Я и Клауд оба эксперты по захолустьям. О да!» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  23. «Энжил: Зак. Я благодарен тебе. Это... тебе. Защищай свою честь, всегда...» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  24. «Зак: Кстати, куда мы идём? / Сефирот: В Нибельхейм.» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  25. «Дженезис: Дар богини... Чистый образец «клеток С» остановит процесс деградации.» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  26. «Холландер: Этот пехотинец несёт в себе последние чистые «клетки С во всё мире».» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  27. «Письмо Айрис: Мне хотелось бы знать, где ты. Ведь прошло уже четыре года. /.../ Зак: Айрис, дождись меня.» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  28. «Зак: Продолжай жить. Ты — доказательство того, что я существовал. Мои мечты и гордость, я отдаю их тебе. / Клауд: Я — доказательство того, что ты существовал.» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (March 24, 2008).
  29. «Зак: Эти крылья... Я тоже их хочу. Это так приятно. Если увидишь Айрис, передай ей привет от меня. Эй, как думаешь, я стал героем?» — Square Enix, Crisis Core: Final Fantasy VII. PlayStation Portable (August 24, 2008).
  30. Final Fantasy VII 10th Anniversary Potion (canned softdrink). Play-Asia. Дата обращения: 7 марта 2009. Архивировано 7 октября 2008 года.
  31. Final Fantasy VII 10th Anniversary Potion with Trading Arts Mini Figure. Play-Asia. Дата обращения: 7 марта 2009. Архивировано 15 июня 2011 года.
  32. Ehrgeiz Hints & Cheats. GameSpot. CBS Interactive. Дата обращения: 15 августа 2009.
  33. «Zack: C'mon. Phil, please. I really wanna be a hero.» — Square Enix, Kingdom Hearts Birth by Sleep. PlayStation Portable (September 7, 2010).
  34. Kingdom Hearts: Birth by Sleep Q&A. GameSpot. CBS Interactive (19 июля 2010). Дата обращения: 9 августа 2010.
  35. Gravelle, Cody. Final Fantasy 7 Remake's Different Ending Explained. Screen Rant (13 апреля 2020). Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 20 апреля 2020 года.
  36. Smith, Dave Final Fantasy VII: Top 10 Characters. IGN. IGN Entertainment Inc.. Дата обращения: 7 января 2009. Архивировано 24 октября 2012 года.
  37. Glifford, Kevin. Snake Beats Mario, Is Coolest Video Game Character Ever (недоступная ссылка). 1UP.com. IGN Entertainment Inc. (10 февраля 2010). Дата обращения: 10 марта 2010. Архивировано 22 июня 2011 года.
  38. Sterling, Jim Videogame characters we'd go gay for. GamesRadar. Future plc. Дата обращения: 8 августа 2010. Архивировано 7 октября 2012 года.
  39. Zack Fair — The 20 Greatest Final Fantasy Characters of All Time. Complex (8 октября 2013). Дата обращения: 22 ноября 2013. Архивировано 12 октября 2013 года.
  40. Chad Hunter, Michael Rougeau, The 50 Greatest Soldiers In Video Games Архивная копия от 27 июня 2014 на Wayback Machine, Complex.com, May 25, 2013.
  41. Clements, Ryan. IGN: Crisis Core: Final Fantasy VII Review. IGN. IGN Entertainment Inc.. Дата обращения: 13 февраля 2009. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  42. Parish, Jeremy. Final Fantasy VII: Crisis Core Review. 1UP.com. IGN Entertainment Inc. (19 марта 2008). Дата обращения: 9 августа 2010. Архивировано 30 мая 2016 года.
  43. VanOrd, Kevin Crisis Core: Final Fantasy VII Review. GameSpot. CBS Interactive. Дата обращения: 7 марта 2009. Архивировано 23 ноября 2011 года.
  44. Villoria, Gerald Crisis Core: Final Fantasy VII Review. GameSpy. IGN Entertainment (19 марта 2009). Дата обращения: 17 августа 2009. Архивировано 15 июля 2009 года.
  45. Tan, Nick Crisis Core: Final Fantasy VII - PSP. Game Revolution (8 августа 2008). Дата обращения: 9 августа 2010. Архивировано 24 сентября 2012 года.
  46. Welhouse, Zach. Starring Sephiroth and Some Other Chumps. RPGamer. Дата обращения: 25 августа 2010. Архивировано 27 декабря 2008 года.
  47. Simon, Parkin Crisis Core - Final Fantasy VII Review (PSP). Eurogamer. Gamer Network (23 июня 2008). Дата обращения: 17 августа 2009. Архивировано 4 июня 2009 года.
  48. Simon, Parkin Crisis Core - Final Fantasy VII Review (PSP), page 2. Eurogamer. Gamer Network (23 июня 2008). Дата обращения: 17 августа 2009. Архивировано 12 февраля 2009 года.
  49. Kolan, Patrick. Crisis Core: Final Fantasy VII AU Review. IGN AU. IGN Entertainment Inc.. Дата обращения: 26 августа 2010. Архивировано 19 февраля 2014 года.
  50. Glasser, AJ. Crisis Core: Final Fantasy VII review. GamesRadar. Future plc (8 июля 2008). Дата обращения: 25 июля 2010. Архивировано 10 октября 2012 года.
  51. Crisis Core Gets a Star. IGN. IGN Entertainment Inc. (18 мая 2007). Дата обращения: 24 июля 2010. Архивировано 26 октября 2012 года.
  52. 52,0 52,1 McCarthy, Dave. Crisis Core: Final Fantasy VII UK Review. IGN UK. IGN Entertainment Inc. (13 июня 2008). Дата обращения: 26 августа 2010. Архивировано 11 января 2013 года.
  53. Dutka, Ben. Crisis Core: Final Fantasy VII Preview (недоступная ссылка). PSXextreme. Present Poise Media (19 декабря 2006). Дата обращения: 24 июля 2010. Архивировано 16 июня 2011 года.
  54. Yin Poole, Wesley. Crisis Core - FFVII Review. VideoGamer.com (23 июня 2008). Дата обращения: 26 августа 2010. Архивировано 17 июля 2011 года.
  55. Bennett, Colette. Destructoid Review: Final Fantasy VII Crisis Core. Destructoid. Crave Online (27 марта 2008). Дата обращения: 26 августа 2010. Архивировано 11 августа 2010 года.
  56. Gunn, Micky. Crisis Core: Final Fantasy VII review. Gameplanet (19 марта 2008). Дата обращения: 26 августа 2010. Архивировано 22 февраля 2013 года.
  57. Ellis, Kimberley. PALGN: Crisis Core: Final Fantasy VII (недоступная ссылка). PALGN (24 июня 2008). Дата обращения: 24 июля 2010. Архивировано 26 декабря 2013 года.

Ссылки