Елизаров, Михаил Юрьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Юрьевич Елизаров
Дата рождения 28 января 1973(1973-01-28) (51 год)
Род деятельности прозаик, автор-исполнитель
Годы творчества с 2000
Язык произведений русский
Дебют «Проза» (2000)
Премии «Русский Букер» (2008)
«Национальный бестселлер» (2020)
Григорьевская поэтическая премия (2020)

Михаи́л Ю́рьевич Елиза́ров (род. 28 января 1973, Ивано-Франковск, Украинская ССР) — русский писатель и автор-исполнитель. Лауреат литературных премий «Русский Букер» (за роман «Библиотекарь»), «Национальный бестселлер» (за роман «Земля») и Григорьевской поэтической премии.

Биография

Окончил музыкальную школу по классу оперного вокала. В 1996 году окончил филологический факультет Харьковского университета. Во время учёбы в университете отслужил в армии[1].

В 2001—2003 годах жил в Ганновере, где учился в киношколе на телережиссёра. В 2003—2007 годах жил и работал в Берлине. С 2007 года живёт в Москве[2].

В 2010 году создал музыкальный проект[3].

Творчество и критика

В 2001 году в издательстве Ad Marginem вышел сборник «Ногти», привлёкший внимание к писателю[4][5]. В сборник вошли 24 рассказа и одноимённая повесть, главными героями которой являются два воспитанника интерната для слабоумных детей. По словам автора, рассказы из сборника он писал с девятнадцати до двадцати семи лет[6]. Повесть попала в шорт-лист литературной премии Андрея Белого[7], Лев Данилкин в журнале «Афиша» отнёс сборник к лучшему дебюту года[8].

В 2003 году вышел роман «Pasternak», который формально может быть отнесён к жанру «городского» фэнтези и представляет собой сатиру на либеральные ценности, высмеивающую идею некой абстрактной «духовности», не имеющей привязки к ясно обозначенным мировоззренческим позициям: «В определённый момент явился спрос на книги, воспроизводящие „духовные ценности“… Сами „духовные ценности“ оказались с секретом. Вначале они были очень похожи на христианские. Потом само же общество переименовало их в более гуманные, „общечеловеческие“, причём процентная духовность от этого ничуть не уменьшилась. Наоборот, добыча её возрастала с каждым годом, но только сами ценности видоизменялись до того, что откровенно противоречили христианской традиции. Но подступиться к ним с критикой уже было проблематично…». Поэт Борис Пастернак, имя которого, по мнению Елизарова, «с религиозным экстазом произносилось либеральной интеллигенцией», представлен символом либеральных ценностей, в образе демона, «отравляющего» сознание интеллигенции своими произведениями. Он пытается уничтожить главных героев и приблизить царство Антихриста. Главных героев в романе два. Один православный священник, второй — язычник, в детстве перенявший от деда «традиционные славянские представления» о мироздании. Эти представления в романе не называются «язычеством», язычеством в книге именнуются популярные эзотерические идеи и ложно понятая духовность. «Поклонение тому, что не Бог, и есть язычество. Художественная литература стала новой религией, и поэт, её пророк, прославил не Бога, а божка… Люди предпочли подлинному Евангелию писательскую романную или стихотворную весть…». Главные герои объединяют свои усилия в борьбе с этим «современным язычеством» и демоном Pasternak’ом. Нетипичной для российской литературы является ситуация, что православие изображено не как антитеза восточнославянской дохристианской религии, а его естественным союзником. В романе присутствуют отдельные неоязыческие мотивы: идея порчи языка, забвения истинного смысла слов, понятия «явь» и «навь», происходящие из «Велесовой книги», трактуемые как мир живых и мир мёртвых, боги, изобретённые неоязыческими авторами (наряду с именами, зафиксированными историческими источникам), и др. В то же время используются некоторые этнографически достоверные источники[9].

Роман «Pasternak» получил неоднозначные оценки[10]. Часть критиков назвала книгу «трэшем», «тошнотворным романом»[11][12]. Литературовед Алла Латынина писала, что у романа «незатейливый, вполне масскультовский сюжет»[13]. Журнал «Континент» в обзоре литературной критики писал, что «когда коричневый цвет входит в моду, появляются его поклонники и в литературных кругах», называя автора «НГ-Ex libris» Льва Пирогова, положительно отозвавшегося о романе[14], «идеологом нацистского толка». При этом, отмечал журнал, лейтмотивом критики сезона были «кризис либеральных ценностей, выход на арену врагов свободы»[15].

Критик Владимир Бондаренко в газете «Завтра» высоко оценил роман: «Вот уж где явил себя в полном блеске необузданный русский реванш, как ответ на все унижения и оскорбления русской нации, русского характера, русской веры и русской мечты… Сквозь весь набор авангардных литературных приёмов, сквозь филологичность текста и густую эрудицию молодого писателя, не уступающую ни Умберто Эко, ни Милораду Павичу, идёт яростная защита незыблемых вековых духовных ценностей русского народа»[16]. Лев Данилкин назвал роман «православным философским боевиком»[17]. Как сказал сам Елизаров, Пастернак ему никогда не нравился: «Человек талантливый, но какие-то отвратительные поэтические принципы плюс такие же человеческие качества. Смотрю дальше — а там целый айсберг, за которым стоит поганая либеральная гнусь»[18].

В 2007 году был опубликован роман Елизарова «Библиотекарь», включённый в лонг-лист премии «Русский Букер»[19]. Главный герой романа узнаёт, что несколько книг забытого советского писателя обладают мистическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточённую борьбу. Как отмечалось в журнале «Знамя», «проза Михаила Елизарова, похоже, эволюционирует подобно прозе Владимира Сорокина: от скандальной эпатажности к интеллектуально насыщенной беллетристике»[20]. В декабре 2008 года роман стал лауреатом «Русского Букера»[21][22]. Галина Юзефович написала: «творчество молодого харьковско-немецко-московского литератора едва ли способно стать объектом искренней народной любви или хотя бы массового интереса. Вялый сюжет, вымученный, немузыкальный стиль и, главное, ощущение катастрофической вторичности по отношению к прозе Владимира Сорокина дополняется в случае „Библиотекаря“ ещё и полнейшей идеологической невнятицей»[23]. В июле 2022 года стартовали съёмки сериала режиссёра Игоря Твердохлебова по мотивам романа с Никитой Ефремовым в главной роли[24].

В 2019 году издан большой роман «Земля», посвящённый «философии русской смерти». Книга получила полярные отзывы со стороны критиков и стала лауреатом премии «Национальный бестселлер».

Свой музыкальный жанр Елизаров назвал «бард-панк-шансоном»: «Что это такое, я и сам толком не понимаю. Во главе — текст, и его сопровождает простой, легко запоминающийся мотив. И всем вместе должно быть весело. Тут речь ни в коем случае не идёт о юморе. Я пытаюсь вытащить потустороннюю изнанку веселья»[3].

Премии и награды

Библиография

  • Проза. Повесть, рассказы / илл. О. Заярный. — Харьков: Торсинг, 2000. — 1000 экз. — ISBN 966-7661-35-0.
  • Ногти. Повесть, рассказы. — Москва: Ad Marginem, 2001. — 315 с. — 5000 + 5000 экз. — ISBN 5-93321-023-4.
  • Ногти. Повесть, рассказы. — Москва: Ad Marginem, 2008. — 173 с. — 4050 экз. — ISBN 978-5-91103-016-2.
  • Ногти. Повесть, рассказы. — Москва: Ad Marginem, 2011. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91103-087-2.
  • Pasternak. — Москва: Ad Marginem, 2003. — 294 с. — 5000 экз. — ISBN 5-93321-062-5.
  • Pasternak. — Москва: Ad Marginem, 2008. — 293 с. — 3100 экз. — ISBN 978-5-91103-038-4.
  • Pasternak. — Москва: Ad Marginem, 2013. — 302 с. — ISBN 978-5-91103-114-5.
  • Красная плёнка. Рассказы. — Москва: Ad Marginem, 2005. — 239 с. — (Суперmarket). — 5000 экз. — ISBN 5-93321-107-9.
  • Библиотекарь. — Москва: Ad Marginem, 2007. — 443 с. — 5100 экз. — ISBN 978-5-91103-006-3.
  • Библиотекарь. — Москва: Ad Marginem, 2008. — 443 с. — 10 000 + 10 000 экз. — ISBN 978-5-91103-034-6.
  • Библиотекарь. — Москва: Ad Marginem, 2009. — 430 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-91103-053-7.
  • Библиотекарь. — Москва: Ad Marginem, 2010. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91103-084-1.
  • Библиотекарь. — Москва: Ad Marginem, 2012. — 430 с. — ISBN 978-5-91103-116-9.
  • Библиотекарь. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 476 с. — (Новая русская классика). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-099910-1.
  • Библиотекарь. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 476 с. — (Новая русская классика). — ISBN 978-5-17-099910-1.
  • Библиотекарь. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — 476 с. — (Эксклюзивная новая классика). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-111811-2.
  • Библиотекарь. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 380 с. — (Читальня Михаила Елизарова). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-119087-3.
  • Кубики. Рассказы. — Москва: Ad Marginem, 2008. — 223 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91103-037-7.
  • Госпиталь. Повести, рассказы. — Москва: Ad Marginem, 2009. — 266 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91103-049-0.
  • Нагант. Повести, рассказы. — Москва: Ad Marginem, 2009. — 302 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91103-042-1.
  • Мультики. — Москва: АСТ: Астрель, 2010. — 317 с. — 10 000 + 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-065809-1.
  • Бураттини. Фашизм прошёл. Эссе. — Москва: АСТ, 2011. — 221 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-17-074598-2. — ISBN 978-5-271-36619-2.
  • Мы вышли покурить на 17 лет… Рассказы. — Москва: Астрель, 2012. — 284 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-271-45074-7.
  • Мы вышли покурить на 17 лет… Рассказы. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — (Проза нашего времени). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-115168-3.
  • Земля. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — С. 781. — (Читальня Михаила Елизарова). — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-118544-2.
  • Земля. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — С. 781. — (Читальня Михаила Елизарова). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-118544-2.
  • Земля. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — С. 781. — (Читальня Михаила Елизарова). — 4000 экз. — ISBN 978-5-17-118544-2.
  • Земля. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — С. 781. — (Читальня Михаила Елизарова). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-118544-2.
  • Земля. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — С. 781. — (Читальня Михаила Елизарова). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-118544-2.
  • Земля. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. — С. 781. — (Читальня Михаила Елизарова). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-118544-2.
Переводы
  • Jelizarow Michail. Die Nägel = Ногти (нем.) / Hannelore Umbreit. — Leipzig: Reclam, 2003. — 128 S. — ISBN 3-379-00803-6. — ISBN 978-3-379-00803-7.
  • Jelizarow Michail. Die Nägel = Ногти (нем.) / Hannelore Umbreit. — München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2006. — 128 S. — ISBN 3-423-13410-0. — ISBN 978-3-423-13410-1.
  • 叶里扎罗夫·米哈伊尔. 图书管理员 = Библиотекарь (кит.).
  • Elizarov Mikhail. Le Bibliothécaire = Библиотекарь (фр.) / Françoise Mancip-Renaudie. — Paris: Calmann-Lévy, 2010. — 384 с. — ISBN 2-7021-4130-7. — ISBN 978-2-7021-4130-4.
  • Jelizarov Mikhail. Neglene = Ногти (датск.) / Jon Kyst. — København: Forlaget Vandkunsten, 2010. — 120 с. — ISBN 87-7695-195-2. — ISBN 978-87-7695-195-5.
  • Elizarov Michail. Il bibliotecario = Библиотекарь (итал.) / S. Guagnelli. — Roma: Atmosphere libri, 2011. — 436 с. — ISBN 88-6564-011-1. — ISBN 978-88-6564-011-1.
  • Elizarov Michail. Cartoni = Мультики (итал.) / trad. di Giulia Marcucci. — Roma: Atmosphere libri, 2012. — 238 с. — (Biblioteca del fuoco). — ISBN 978-88-6564-036-4.
  • Jelizarov Mihhail. Raamatuhoidja = Библиотекарь (эст.) / vene keelest tõlkinud Veronika Einberg. — Tallinn: Varrak, 2012. — 359 с. — ISBN 978-9985-3-2470-7.
  • Jelizarov Mihail. Knjiga mudrosti = Библиотекарь (серб.) / prev. s ruskog Vesna Kecman. — Beograd : Alnari, 2012. — 320 с. — ISBN 978-86-7710-859-5.
  • Jelizarov Mihail. Knjiga mudrosti = Библиотекарь (серб.) / prev. s ruskog Vesna Kecman. — Beograd : Vulkan, 2013. — 320 с. — ISBN 978-86-7710-859-5.

Дискография

  • 2010 — Notebook
  • 2011 — Зла не хватает
  • 2011 — Про козла
  • 2012 — Запощу
  • 2012 — Мы вышли покурить на 17 лет
  • 2013 — Дом и краски
  • 2014 — Жалобная книга
  • 2015 — Рагнарёк
  • 2017 — В светлом ахуе
  • 2018 — Солдатский гранж
  • 2020 — Сектантский альбом
  • 2022 — Кузина смерть

Примечания

  1. Михаил Елизаров в гостях у Захара Прилепина. «Чай с Захаром», 20 февраля 2016 года, телеканал «Царьград»
  2. Против течения Архивная копия от 7 декабря 2008 на Wayback Machine (интервью Захару Прилепину, «Литературная Россия», 28 марта 2008)
  3. 3,0 3,1 Шансонье из хтони Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // «Завтра», № 9, 29 февраля 2012 года
  4. Григорьева Н. Михаил Елизаров. Ногти Архивная копия от 31 января 2012 на Wayback Machine // Новая русская книга, 2002, № 1
  5. Рагозина К. Илья Стогоff. Мачо не плачут; Михаил Елизаров. Ногти Архивная копия от 16 сентября 2011 на Wayback Machine // Знамя, 2001, № 11
  6. Знаток советской магии // Московский корреспондент, 12 декабря 2007
  7. Объявлен шорт-лист старейшей русской литературной премии Архивная копия от 21 марта 2005 на Wayback Machine // Лента.ру, 26 октября 2001
  8. Данилкин Л. Круг чтения: Перевод с английского Архивная копия от 18 января 2005 на Wayback Machine // Ведомости, № 240 (563), 29 декабря 2001
  9. Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья первая) // Colloquium heptaplomeres. — 2015. — № 2. — С. 14—15.
  10. Калмыков В.. 50 самых ярких дебютов в прозе начала третьего тысячелетия Архивировано 20 сентября 2013 года. // Литературная Россия. 25 марта 2005.
  11. Шухмин В. Трэш, или Мусорный ветер перемен Архивная копия от 2 октября 2013 на Wayback Machine // Критическая масса, 2004, № 1
  12. Иванова Н. Сомнительное удовольствие Архивная копия от 2 октября 2013 на Wayback Machine // Знамя, 2004, № 1
  13. Алла Латынина — Случай Елизарова. Дата обращения: 4 июля 2011. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  14. Пирогов Л. Архипелаг Pasternak Архивная копия от 3 апреля 2015 на Wayback Machine // Независимая газета, 2 октября 2003
  15. Ермолин Е. и др. Художественная литература и критика. Четвёртый квартал 2003 г. Архивная копия от 2 октября 2013 на Wayback Machine // Континент, 2004, № 119
  16. Бондаренко В. Реакционный авангард Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // Завтра, № 7 (83), 10 июля 2003
  17. Данилкин Л. Pasternak Архивная копия от 14 сентября 2008 на Wayback Machine // Афиша, 3 июня 2003
  18. Михаил Елизаров: «В чернуху не играю…» Архивная копия от 23 июня 2008 на Wayback Machine // Завтра, № 44 (728), 31 октября 2007
  19. Зайцев П. Чем длиннее, тем короче Архивная копия от 12 июля 2008 на Wayback Machine // Российская газета, № 4698, 3 июля 2008
  20. Анна Кузнецова Архивная копия от 26 октября 2013 на Wayback Machine // Знамя, 2007, № 10
  21. Басинский П. Демон библиотеки Архивная копия от 8 декабря 2008 на Wayback Machine // Российская газета, № 4805, 4 декабря 2008
  22. Шарый А. «Русского Букера» получил роман Михаила Елизарова Архивная копия от 5 декабря 2008 на Wayback Machine // Радио Свобода, 4 декабря 2008
  23. Галина Юзефович. Товарищ лауреат. Частный Корреспондент (4 декабря 2008). Дата обращения: 19 июня 2020. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  24. По роману «Библиотекарь» Елизарова снимут сериал с Никитой Ефремовым в главной роли.
  25. Премия Андрея Белого 2001. Дата обращения: 8 мая 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
  26. Премия «Национальный бестселлер» назвала шесть финалистов 2011 года | РИА Новости
  27. НОС-2013. Дата обращения: 8 мая 2020. Архивировано 11 апреля 2020 года.
  28. Российская литературная премия «Национальный бестселлер» — Лауреат Нацбеста—2020. www.natsbest.ru. Дата обращения: 5 августа 2020. Архивировано 9 августа 2020 года.
  29. Победители 2020 (рус.) ?.
  30. Итоги "Большой книги" (рус.) ?. Дата обращения: 18 декабря 2020. Архивировано 26 января 2021 года.
  31. Григорьевскую премию получил Михаил Елизаров | Год Литературы. Дата обращения: 15 декабря 2020. Архивировано 4 марта 2021 года.

Ссылки