Драконций

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Драконтий»)

Блоссий Эмилий Драконций (Драконтий, лат. Blossius Aemilius Dracontius) — позднелатинский поэт и ритор.

Биография

Те немногие сведения, которыми мы располагаем, почерпнуты из его произведений и небольшой приписки к средневековой рукописи сборника сочинений (Romulea).

Происходил из Карфагена, родился уже после вандальского завоевания. Принадлежал к сенаторскому сословию (vir clarissimus). Возможно, был родственником Домиция Драконция, магистра императорских имуществ в Африке в 320/321, и Антония Драконция, викария Африки в 364 и 367.

Был известным в Карфагене ритором, занимал какую-то юридическую должность при проконсуле (togatus fori procunsulis).

В правление короля Гунтамунда (484—496) поэт попал в опалу, посвятив не дошедший до нас панегирик некоему могущественному иностранному правителю, которого Гунтамунд считал своим врагом. Исследователи полагают, что речь шла или о византийском императоре Зеноне, или о короле остготов Теодорихе, и воспевалась его победа над Одоакром. Кто-то из близких к Драконцию людей подал на него донос, и поэт был приговорён к тюремному заключению с конфискацией имущества.

Именно в тюрьме он сочинил (целиком или в большей части) своё самое крупное произведение — Хвалу Господу, а также небольшое Оправдание, в котором после длинной молитвы Богу поэт раскаивался в своей ошибке и просил короля о прощении. Просьба эта не возымела никакого действия.

Освобождение и возвращение Драконцию имущества принесло только воцарение в 496 году Тразамунда, которому он посвятил очередной панегирик, также до нас не дошедший. О дальнейшем жизненном пути Драконция ничего не известно.

Творчество

Драконций был христианским поэтом, но при этом одним из последних поэтов поздней античности, разрабатывавшим мифологические сюжеты.

Самым крупным сочинением Драконция является Хвала Господу в четырёх книгах. Поэма написана пышным риторическим слогом.

По содержанию она скорее лирична, чем эпична: сквозного повествования в ней нет, поэт восхваляет милосердие Божие к роду человеческому сперва на материале ветхозаветной истории (кн. I), потом — новозаветной (кн. II), вслед за тем — на конкретных примерах покорности Божьим повелениям (кн. III, в которой сопоставляется длинный ряд библейских героев-самопожертвователей, начиная с Авраама, и не менее длинный ряд античных героев-самопожертвователей, начиная с Менекея, Кодра и Леонида, — разумеется, вывод делается в пользу первых) и, наконец, — изображая греховность современного человечества, к которому Бог так незаслуженно милосерд (кн. IV).

Гаспаров М. Л. Драконтий, с. 326

Десять мифологических и светских сочинений объединены в сборник под названием Romulea. В его состав входят три поэмы (эпиллия): небольшая по объёму — Гил, и две сравнительно крупных — Похищение Елены и Медея, а также два стихотворных предисловия, три декламации и два эпиталамия. Наиболее значительное из сочинений Драконция на мифологический сюжет — поэма Трагедия Ореста, где он дает новую трактовку известному мифу. Большая часть произведений написана гекзаметром; Оправдание (вероятно, в подражание Тристиям Овидия) и небольшое стихотворение О происхождении роз — элегическим дистихом, а одно из посвящений грамматику Фелициану (учителю Драконция) — трохеическим тетраметром. Гекзаметр Драконция отличен от классического, отчасти это объясняется тем обстоятельством, что в конце V века римляне уже не различали на слух долгие и краткие слоги.

Мифологические поэмы представляют собой смесь эпоса и риторики, причем последней очень много: на неполные 2200 стихов трёх поэм приходится свыше 1000 строк речей, произносимых героями. Из характерных стилистических украшений следует отметить обильно применяемую автором аллитерацию.

Мифология у Драконция — условная и отвлеченная, боги хотя и появляются время от времени, но в сущности они не более чем риторические образы и никакого влияния на поступки героев не оказывают. Персонажи действуют не как античные герои, направляемые богами и судьбой, но как вполне обычные люди, движимые своими страстями и житейскими интересами, и никакого высшего смысла в их действиях нет.

Самый же главный вывод из всех трёх поэм — отсутствие у героев сознания нравственной ответственности перед собой, перед своим общественным окружением, наконец, перед некоей высшей силой — христианским ли богом или языческим Юпитером. Мифологический герой у Драконция свободен от каких-либо моральных обязательств, и такая дегуманизация мифа, в сущности, завершала его обозримое историческое развитие на протяжении 13 веков.

Ярхо В. Н. Античный миф на пороге Средневековья, с. 52

Также поэту приписывают на основании стилистических признаков стихотворение О месяцах и эпиллий Болезнь Пердики, в котором описана несчастная любовь Пердики к своей матери Касталии, посланная разгневанной на юношу богиней Венерой.

Судьба литературного наследия

В Средние века пользовалась известностью поэма Хвала Господу, которой дал высокую оценку Исидор Севильский. Особенно популярно было описание шести дней творения из 1-й книги; эта часть поэмы была издана в середине VII века по приказу вестготского короля Хиндасвинта в редакции испанского поэта и епископа Евгения Толедского. В дальнейшем именно этот отрывок, под названием Гексамерон, издавался несколько раз в XVII и XVIII веках. В 1791 испанский ученый Фаустино Аревало разыскал рукопись XII века, содержавшую полный текст поэмы, и опубликовал его.

Текст Трагедии Ореста содержится в рукописи IX века (codex Bernensis 45 (B), без указания имени автора, а также в рукописи, обнаруженной в середине XV века в Скандинавии (codex Ambrosianus O 74 sup. (A), также без указания автора. Она была впервые издана только в 1858. В 1871 кардинал и филолог Анджело Маи высказался в пользу авторства Драконция, издав поэму вместе с Похищением Елены. Дальнейшие исследования с высокой степенью достоверности подтвердили его вывод.

Полный текст Romulea содержится в единственной рукописи (codex Neapolitanus Bibl. nat. IV E 48 (N), списанной в 1494 по распоряжению гуманиста Джорджо Мерулы с манускрипта под названием Draconti varium poema, обнаруженного годом ранее в Боббио. Оригинал со временем затерялся, а список, хранившийся в королевской библиотеке Неаполя, был издан в 1873.

В XIX—XX веках Трагедия Ореста и Ромулеи издавались более 10 раз. Образцовыми считаются латинское издание Ф. Фольмера (1905) и издания Ж. Буке и Э. Вольфа 1995—1996 (с подробными примечаниями и французским переводом).

Произведения

  • Хвала Господу (De laudibus Dei)
  • Оправдание (Satisfactio)
  • Ромулеи (Romulea):
    • Предисловие ученика Драконция грамматику Фелициану, написанное трохеическим метром (Praefatio Dracontii discipuli ad grammaticum Felicianum, ubi dicta est metro trochaico)
    • Гил (Hylas)
    • Предисловие Фелициану грамматику (Praefatio ad Felicianum grammaticum, cuius supra, in auditorio)
    • Слова Геркулеса, видящего, как головы змея Гидры отрастают в большем числе, чем были срублены (Verba Herculis cum videret hydrae serpentis capita pullare post caedes)
    • Контроверсия о статуе храброго мужа (Controversia de statua viri fortis)
    • Эпиталамий (<Epithalamium in fratribus dictum>)
    • Эпиталамий Иоанну и Витуле (Epithalamium Ioannis et Vitulae)
    • Похищение Елены (De raptu Helenae)
    • Размышление Ахилла, стоит ли ему отдавать за выкуп тело Гектора (Deliberativa Achillis an corpus Hectoris vendat)
    • Медея (Medea)
  • Трагедия Ореста (Orestis tragoedia)
  • О месяцах (De mensibus)
  • О происхождении роз (De origine rosarum)
  • Болезнь Пердики (Aegritudo Perdicae)

Издания

  • Dracontii Poetae Christiani Saeculi V. Carmina Ed. Francisco Arevalo. Romae, 1791
  • Dracontius. Hexaemeron Helmstadii, 1794
  • Poetae incogniti carmen epicum, inscriptum Orestis tragoedia, quod ex codicibus Bongarsiano et Ambrosiano primum edidit Dr. Carolus Guilelus Müller. Rudolstadii, 1858 Google Books
  • Fl. Merobaudis reliquiae, Blossii Aemilii Dracontii carmina, Eugenii Toletani episcopi carmina et epistulae. Ed. F. Vollmer. Berolini, 1905 MDZ München (Первое критическое издание)
  • Poetae Latini minores post Aemilium Baehrens iterum recensuit Fridericus Vollmer. Vol. V: Dracontii de Laudibus Dei, Satisfactio, Romulea, Orestis tragoedia, Fragmenta, Incerti Aegritudo Perdicae. Lipsiae, 1914 Internet Archive
  • Dracontius. Oeuvres. T. I. Louanges de Dieu. Livres I et II. Texte établi, traduit et commenté par Cl. Moussy et C. Camus. — P., 1985 — ISBN 2-251-01328-8
  • Dracontius. Oeuvres. T. II. Louanges de Dieu. Livre III — Réparation. Texte établi et traduit par Cl. Moussy. — P.: Les Belles Lettres, 1988 — ISBN 2-251-01343-1
  • Dracontius. Oeuvres. T. III. La Tragédie d’Oreste. Poèmes profanes I—V. Introduction par J. Bouquet et É. Wolff. Texte établi et traduit par J. Bouquet. — P.: Les Belles Lettres, 1995 — ISBN 2-251-01382-2
  • Dracontius. Oeuvres. T. IV. Poèmes profanes VI—X. Fragments. Texte établi et traduit par É. Wolff. — P.: Les Belles Lettres, 1996 — ISBN 2-251-01398-9

Переводы на русский

  • Драконций. Трагедия Ореста. Вступительная статья, перевод и комментарии В. Н. Ярхо. // Вестник древней истории, 2000, № 3.
  • Драконтий. Хвала Господу (Книга I); Эпиталамий Иоанну и Витуле. Перевод М. Л. Гаспарова. // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII веков. — М.: Наследие, 1998 — ISBN 5-201-13332-0
  • Драконций. Мифологические поэмы. Перевод с латинского, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. М.: Лабиринт, 2001 — ISBN 5-87604-143-2

Исследования

  • Studi draconziani (1912—1996), a cura di Luigi Castagna, Napoli, Loffredo 1997 (Библиография)
  • Ярхо В. Н. Античный миф на пороге Средневековья: поэмы Драконция // Драконций. Мифологические поэмы. М., 2001.

Ссылки