Далматовский Успенский монастырь

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Монастырь
Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь
Фото Сергея Прокудина-Горского из серии «Коллекция достопримечательностей Российской империи», 1912 годФото Сергея Прокудина-Горского из серии «Коллекция достопримечательностей Российской империи», 1912 год
Страна  Россия
Город Далматово, ул. Советская, 194
Конфессия православная церковь
Епархия Шадринская
Тип общежитный
Основатель преподобный Далмат
Первое упоминание 1644 год
Известные обитатели Исаак (Мокринский)
Настоятель Варнава (Аверьянов)
Статус Герб ОКН
Состояние действующий, восстанавливается
Сайт dalmate.ru
Координаты: 56°15′28″ с. ш. 62°56′22″ в. д.HGЯO

 памятник архитектуры (федеральный)

Шлем и кольчуга преподобного Далмата
(Сергей Прокудин-Горский, 1912 год)
Юго-восточная башня, в советское время наклонилась
Юго-западная башня, в советское время здесь был гальванический цех завода «Молмашстрой»
Красный бастион
Красный бастион и западная башня)
Западные ворота
Восточные ворота
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Успенский собор
(Сергей Прокудин-Горский, 1912 год)
Успенский собор

Далма́товский Успе́нский монасты́рь — мужской монастырь Шадринской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Исети, при впадении в неё Течи, находится в городе Далматово Курганской области (до 1923 года в Шадринском уезде Пермской губернии)[1][2][3][4][5]. Ансамбль Далматовского монастыря[6] и входящие в него строения — Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи — являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения[7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18].

История

Монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (или Долматом), в миру — Дмитрий Иванович Мокринский. Он родился в 1594 году в городе Берёзове, где служил. А в 1642 году удалился в один из монастырей Верхотурского уезда (Невьянский Спасо-Богоявленский), где постригся в монахи. Через некоторое время ушёл и стал жить отшельником в пещере на высоком берегу реки Исети при впадении реки Течи, называвшемся Белым Городищем[1][2][19]. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод Королёвым и Шипицыным для рыбных и зверовых промыслов. Однажды Илигей пришёл к пещере Далмата и хотел его убить. Далмат объяснил Илигею, что он по своей матери из крещённых татар и приходится тому родственником. Услышав это, Илигей смягчился, но осенью 1645 года он вернулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Утомлённый поездкой от Тюмени, Илигей с толпою своих единоплеменников остановился на ночлег напротив пещеры. К сонному Илигею явилась Богородица, которая изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему всю вотчину с угодьями. Утром Илигей явился к Далмату рассказал ему о чудесном явлении. После этого Илигей часто посещал Далмата, покровительствовал ему и снабжал дарами. В 1646 году, когда кончился договор с арендаторами, Илигей прибыл на Белое Городище со своими детьми и родственниками, взял с собой Далмата, обошёл с ним вокруг своей вотчины и, исполняя повеление Пресвятой Богородицы, отдал всю землю во владение Далмата. В знак особой любви Илигей подарил ему также и свои доспехи — шишак и кольчугу (в настоящее время шишак и кольчуга выставлены в Далматовском монастыре на длительное экспонирование[20]).

Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода, ученик старца Дорофея. Затем в пустыни стали селиться другие подвижники. Исетская пустынь, стала первым русским поселением в долине реки Исети. С 1649 года в монастыре Далмата за вклад жил Тимофей Невежин, основатель города Кургана, который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования[21]. По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлёва) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая Далматом из Невьянского монастыря.

В сентябре 1651 года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея[22]. Часть монахов была убита, остальных увели в плен. Преподобный Далмат отсутствовал во время набега на пустынь и, придя на пепелище, нашёл неповреждённую икону Успения Богородицы. После этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники, и обитель была восстановлена.

В 1651 году, старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Царской грамотой от 17 мая 1659 года пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 года.

В начале 1650-х годов в пустынь к Далмату пришёл, стал его учеником и прожил в пустыни более 10 лет Афанасий (Любимов) — будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого и кельи, а саму обитель обнесли острогом.

В 1662—1664 годах во время башкирского восстания монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племён, разорявших его (например, про набег отряда Сары Мергена в 1662 году архивные документы сообщают, что монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнен с землею».

В монастыре Далматом поддерживался очень строгий монашеский устав. Так, в 1664 году Тобольской съезжей избой был рассмотрен донос на руководителей монастыря, гласивший, что в нём не отмечаются дни ангела царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В собственноручно написанных Далматом объяснениях он сообщает, что в его монастыре царские именины, приходящиеся на дни Великого поста, отмечают только совершением молебна, а празднование совершают уже после Светлой седмицы.

После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. Из-за связи Далматова монастыря со старообрядцами сын Далмата Исаак 31 июня 1669 года был отстранён от игуменства (все прещения с него были сняты только в 1685 году под условием, чтобы он «с раскольниками раскола не говорил»).

В 1674 году в монастырь был назначен строитель Никон. По его распоряжению вкладные, выданные в 1671 году, были объявлены подложными и их владельцы были изгнаны из монастыря. Пострадавший от этого Тимофей Анисимов в числе поверенных вкладчиков был отправлен в Тобольск в поисках правды. В 1674 году к строителю Никону от митрополита Корнилия пришла грамота с указанием не обижать вкладчиков. В 1675 году игумен Афанасий получил память от митрополита Корнилия из Тобольска: выслать старца Никона на очную ставку с Тимошкой Анисимовым, представлявшим интересы обманутых вкладчиков. Однако последующие события свидетельствуют, что отношения Никона с вкладчиками не наладились. Через несколько лет на него было совершено нападение пашенных крестьян Митки и Спирки Никитиных. В 1676 году суд встал на сторону челобитчиков и постановил в наказной памяти: «Никону впредь строителем быть не велят, потому, будучи он в строителях, в монастырской казне учинил хитрость большую и всякие дела делал без братского ведома и вкладчикам и крестьянам и бобылям налога и обиды чинил». Спирке Никитину который ножом резал старца Никона, в Тобольске учинено градское наказание: бит кнутом. Суд учёл, что братья содержались в тюремном заключении до очной ставки со старцем Никоном, и отпустил их из Тобольска, оставив их по-прежнему за монастырём. При этом особо оговаривалось: «и чтобы наветом их здесь не изгонять и натуги и обиды не чинить и зла им никакого места прежней грубости не помнить»[23].

15 марта 1675 года митрополит Корнилий поручил игумену Афанасию ведать всякие дела вместе с игуменом Исааком, вместо Никона. После шести лет Исаак «хотя и не выше, на степень строителя был поставлен, никому не поведомствен кроме Игумена Афанасия».

В 1677 году Исаак и игумен Афанасий за «церковные вины» они были сосланы в Енисейский Спасский монастырь. В мае или июне 1679 года Игумен Афанасий и Игумен Исаак ездили в город Тобольск к митрополиту Павлу по своим монастырским делам. 31 июля 1679 года по его грамоте Исаак становится настоятелем Далматова монастыря. А Игумен Афанасий под названием чёрного попа с благословения митрополита Павла отправляется в г. Москву.

В 1682 году игумен Исаак с братиею обратился с челобитной к Тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о передаче монастырю земель, находящихся в 80 км от монастыря по р. Железенке (Каменке), притоку р. Исети, на что получил согласие. Здесь были обнаружены залежи железной руды. Был построен монастырский двор и переселены крестьяне (40 дворов). Монастырский завод просуществовал 18 лет и был отобран у монастыря в казну, отписано от монастыря к заводу 145 душ мужского пола.

В 1688 году митрополит отстраняет Исаака от должности. Назначенный настоятелем архимандрит Тихон по челобитью чёрного попа Израиля с братией и служек и службников, и стариц Введенского девичьего монастыря 26 сентября 1689 года был низведён со степени настоятеля. Игумену Исааку митрополит Сибирский благословил и указал быть в Успенском монастыре в игуменах по-прежнему вместо архимандрита Тихона.

В 1696 году у монастыря было людей: службников — 31, детёнышей — 9, крестьян, их детей, братьев, племянников — 145, бобылей — 45, деловых людей и их детей — 34, плавильщик на Железенском поселье — 1, всего 265 человек. В Успенском монастыре старцев: старец Далмат, чёрный поп Осия, чёрный поп Филарет, чёрный дьякон Василид, рядовые старцы: Сарапион, Михайло, Варлам, Саватий, Агапит, Аввакум, Никандро, Иаков, Протасей, Дмитрей, Вавило, Афанасий, Киприян, Спиридон, Капитон, Андроник, Симеон, Харитон, Кирило, в Железенском поселье Питирим, казначей Никанор, строитель Никон, игумен Исаак. Всех 27 человек.

В 1704 году разрешено строить на Белом Городище церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы, 17 декабря 1705 года был заключён договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока на каменные работы.

В 1707—1709 годах башкиры опустошали вотчину монастыря так, что настоятель монастыря Исаак не мог собрать положенные сборы с крестьян и внести столовые припасы в Тобольский митрополичий дом.

11 января 1707 года в монастыре случился пожар, от которого сгорели все три монастырские церкви, колокольня, семь келий, две башни, оградной стены третья доля и иные служебные помещения.

23 октября 1708 года снова случился в монастыре пожар: загорелась поповская келья, от неё огонь распространился и уничтожил оставшиеся от прошлогоднего пожара строения. Сгорели также грамоты и указы. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также случавшиеся в 1707 и 1708 годах пожары, митрополит Сибирский Филофей своим указом от 14 июня 1710 года повелел не брать с монастыря полагавшиеся столовые припасы.

в 1713 году начато строительство монастырской каменной стены на счёт казны для защиты от воровских воинских людей. По государеву указу было выделено в 1713 году 200 рублей денег, 20 пудов соли, 100 четвертей овса. В 1716, 1717, 1718, 1719 гг. отпускались казённые деньги из Исетска по 200 руб., из Шадринска по 100 руб. Северо-восточная башня (бастион) так и не была закончена. С 1731 года начинаются работы по строительству западной стены и угловой северо-западной башни.

В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей.

В 1717 году завершается строительство Успенской церкви. В 1719 году завершается строительство колокольни. 13 августа 1720 года освящение церкви.

В 1735 году в Далматовом монастыре учреждается славяно-российская школа, первым учителем которой был Петро Кирьянов. Эта школа давала начальное образование. В 1738 году в ней обучалось 15 человек в возрасте от 10 до 18 лет.

В 1735 и 1742 в монастыре случались пожары.

В 1761 году открыта семинария.

К 1763 году монастырская каменная ограда была построена полностью. Она имела форму неправильного шестиугольника и занимала площадь около 4,5 гектара.

В январе 1763 года крестьяне села Николаевского (ныне город Далматово) изгнали из мирского правления старосту — ставленника монахов и избрали Мирским старостой крестьянина Лаврентия Широкова, сотским — Ивана Лобова, писарем был избран Михайло Барсуков. Монахов не устроило крестьянское самоуправление. Они обманным путём захватили выборных, пригласив их в монастырь для переговоров, и страшно избили. Во главе мирского правления были снова поставлены монастырские: староста Василий Лавров, писщиком — Иван Могильников. В апреле 1763 года прибывает в монастырь архимандрит Иоакинф, который считался его настоятелем с 1760 года. Он организует карательный отряд, с помощью которого захватывает крестьянские земли, засевает монастырским зерном, уводит лошадей и т. д. Это вызвало возмущение крестьян села, поддержанное и другими селениями вотчины. В конце июня 1763 года в Далматовский монастырь прибыл карательный отряд Азовского драгунского полка в составе 60 человек под руководством подпоручика Телепнева, который приступил к усмирению крестьян, сопровождавшемуся насилием и произволом. Мирская изба в селе Николаевском стала центром крестьянского бунта, вошедшем в историю края под названием «дубинщина». 2 августа 1763 года крестьяне разбили команду Телепнева. Пик восстания пришёлся на сентябрь-декабрь 1763 года, когда крестьяне, вооружённые в большинстве дубинами и косами, насаженными на древко, пошли на открытое неповиновение, окружили Далматовский монастырь, перерезали дорогу на Шадринск и на Челябинск. В начале декабря с начавшимися морозами крестьяне сами ушли от стен монастыря, установив на подступах к деревням засады. В конце марта в помощь осаждённому монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание подавлено с помощью войск. 167 человек главных «крамольников» были преданы казни[24].

26 февраля 1764 году Екатерина II подписала указ о передаче монастырских крестьян введение коллегии экономии. С 1837 года крестьяне Далматовской волости, бывшие экономические, стали именоваться государственными крестьянами.

В 1764 году в монастыре числилось 56 разного звания служителей (дворовых работников) из них: столяров — 5, мельников — 3, бондарей — 2, кожевников — 2, оловяннщик — 1, рыбаков — 3, кузнецов — 3, колясошник — 1, портной — 1, чеботарь, сапожник — 2, поваров — 5. Все они обслуживали живших в монастыре монахов в количестве 26 человек.

Отряд пугачевцев, до 2 000 человек под командованием челябинского есаула Прохора Пестерева, с 11 февраля по 2 марта 1774 года стоял в селе Николаевском и проводил осаду монастыря. Монастырь выдержал штурмы 12 и 13 февраля и осаду, но имущество тех, кто ушёл под защиту монастыря и для его защиты, было разграблено. Монастырь понёс потери в денежном отношении на 1 025 рублей 21 копейку. Эту сумму разложили по всем селениям вотчины. С села Николаевского было взыскано 68 рублей 18,5 копейки.

В июне 1776 года архимандрит Иоакинф (Камперов) переводится в Пыскорский Преображенский монастырь города Соликамска. В передаточной ведомости архимандрита Иоакинфа указано, что на все произведённые в монастыре работы: ремонтные, строительные, живописные и прочие истрачено 11442 рубля 64 копейки.

В 1816 году в Далматовском монастыре открывается уездное духовное двухгодичное училище закрытого типа для детей церковносвященнослужителей. В нём учились Антонин (Капустин), А. Н. Зырянов, А. С. Попов, К. Д. Носилов и В. М. Флоринский.

В 1852 году был пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесён ущерб 6000 рублей серебром.

В 1853 году построена церковь Сергия Радонежского и Никона Радонежского (не сохранилась).

В 1871—1881 годах на месте часовни над погребением старца Далмата строилась церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Боковые приделы Стефана Пермского и прп. Исаакия, Далмата и Фавста. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована, устроена крестильня с престолом 70 апостолов.

В 1904 году по Указу Св. Синода за № 765 монастырь обращён из штатного 3-классного в общежительный.

В 1912 году по Указу Св. Синода о возведении Далматовского Успенского монастыря из 3-классного во 2-й класс.

В монастыре находится чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившаяся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие её пожары. На этой святой иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой святой иконы празднуется еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата (скончавшегося в 1697 году); в ней хранятся его портрет, мантия и клобук. При монастыре 2 школы — двухклассная и одноклассная.Из книги С. В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В 1917 году освящена надвратная церковь Иоанна Богослова.

Монастырь в XX—XXI веках

Памятная монета Банка России (2015)
Модель монастыря в Музее архитектуры и дизайна в Екатеринбурге

После Октябрьской революции монастырь был закрыт. В 1922 году в зданиях бывшего монастыря открылся краеведческий музей. В 1923 году при Скорбященском храме была зарегистрирована приходская община, впоследствии принявшая обновленчество. Богослужения продолжались до 1928 года. В 1928 году церковь Всех Скорбящих Радость была закрыта и её здание передали под Народный дом. В 1930 году единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт, с церкви снесли купола.

В период с 1932 по 1939 годы в бывшей церкви действовал колхозно-совхозный драматический театр[25].

В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре размещался госпиталь и курсы усовершенствования командного состава.

8 августа 1945 года вышло распоряжение СНК СССР о передаче зданий бывшего Далматовского монастыря Наркоммясмолпрому. На территории монастыря разместился завод «Молмашстрой»[25]. Для нужд завода была разобрана часть стены рядом с северными воротами и устроен проезд. При устройстве фундаментов возводимого цеха разобран северо-западный бастион, зубцы с северо-западной и восточной стен монастырской ограды. Монастырский парк исчез под возведённым механосборочным цехом. В 1988 году переименован в завод «Старт».

27 сентября 1989 года при Скорбященской церкви зарегистрировали приходскую общину, в том же году начали реставрацию храма, его заново освятили.

С 1989 года завод начал освобождать помещения бывшего монастыря и передавать их Русской православной церкви (РПЦ). Полностью монастырь передали православной церкви в 1994 году[25].

6 мая 1992 года решением Священного синода РПЦ монастырь открыли, наместником утвердили игумена Василия (Ожерельева).

В апреле 1994 года в монастыре произошёл пожар, нанесён ущерб в 49 млн рублей.

Ансамбль Далматовского монастыря находится в неудовлетворительном состоянии. Многие детали убранства зданий утрачены. Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вертикали юго-восточной башни. Поверхности незащищённых конструкций покрываются мхом и зарастают кустарником. Ведутся восстановительные и реставрационные работы[25].

Святой источник

В середине XVII века чудотворный источник пробился на месте землянки Далмата[26]. Он был популярен у паломников. Ходит предание о том, что сам святой Далмат пил из этого родника и именно поэтому прожил больше ста лет. В годы советской власти святой родник засыпали, местные о нём забыли. В 1992 году, когда монастырь начал возрождаться, источник вновь пробился чуть поодаль его первоначального исторического местонахождения. Ныне Святой источник обустроен, над ним возведена деревянная часовня с купелью. Часовня расположена на расстоянии не более 100 метров к западу от стены монастыря. Вода источника стекает в небольшое болото, откуда попадает в реку Исеть.

Настоятели монастыря

  • 1659—1669 — игумен Исаак (Мокринский)
  • 1669—1670 — строитель старец Никон
  • 1670—1674 — игумен Иосиф
  • 1674—1675 — строитель старец Никон (2-й раз)
  • 1675—1679 — игумен Афанасий (Любимов)
  • 1679—1688 — игумен Исаак (Мокринский) (2-й раз)
  • 1688—1689 — архимандрит Тихон
  • 1689—1724 — архимандрит Исаак (Мокринский) (3-й раз)
  • 1725—1730 — игумен Филипп
  • 1730—1735 — архимандрит Сильвестр
  • 1736—1738 — архимандрит Порфирий (Насонов)
  • 1739—1749 — архимандрит Сильвестр
  • ?—1751—? — архимандрит Митрофан
  • 1760—1776 — архимандрит Иоакинф (Камперов)
  • 1777—? — игумен Адам (Аркудинский)
  • ?—1782—1783—? — игумен Маргарит
  • ?—1785—1795 — игумен Даниил
  • 1795—1799—? — игумен Гедеон
  • ?—1807—? — игумен Гавриил (Наумов)
  • ?—1812—? — игумен Никандр
  • ?—1816—? — игумен Александр
  • ?—1844—? — игумен Павел
  • 1846—1866 — архимандрит Мефодий (Лапчинский-Михайлов)
  • ?—1870—? — архимандрит Исаакий
  • 1887—1890 — игумен Нил
  • 1898—1904 — архимандрит Агафон (Колесников)[27]
  • ?—1921—? — архимандрит Досифей (Гуторов)
  • 1992—2001 — игумен Василий (Ожерельев)
  • С 2001 — игумен Варнава (Аверьянов)

Награды

  • Медаль преподобного Далмата Исетского I степени, 15 февраля 2013 года, Управляющий Курганской и Шадринской епархией архиепископ Константин[28][29].

Сосланные в монастырь

  • Лаврентий Карамышев, родной дядя князя Матвея Гагарина — первого Сибирского губернатора. В 1721 году его содержали в монастырском хлебне на цепи.
  • Феофан (Леонтович-Дорумин), с февраля 1765 за дерзость и неподчинение Священному Синоду[30].
  • Граф Петр Фёдорович Апраксин, с 1775 по 1778 год, по именному указу Екатерины II.
  • Отставной секунд-майор Алексей Ржевский, с 1775 по 1791 год, сослан по правительственному указу от 15 апреля 1763 года «за отставление в Прусскую войну Ея Величества службы самовольно, за учиненные в чужих краях придерзости».
  • Александр Чадоев, с 1753 года, иероучитель Московской Владимирской церкви в Катае «по сумасшедствии».
  • Федор Маковкин, крестьянин графов Орловых, с 1787 года как секретный арестант, «за учиненную им предерзость и для удержания от подобного» сроком на пять лет.

В художественной литературе

Осада пугачевцами монастыря 11 февраля — 2 марта 1774 года легла в основу сюжета исторической повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «Охонины брови» (1892), в которой он называется Прокопьевским монастырем.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. — Москва: издание Ступина А. Д., 1908. — С. 662—664.
  2. 2,0 2,1 Самойлов Н. С. Историческое описание Далматовского Успенского мужеского монастыря, состоящего в Пермской губернии. — Москва: Тип. Августа Семена при Медико-хирургич. акад., 1830. — 35 с.
  3. Дмитрий Бровко. Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. Официальный сайт Курганской и Шадринской епархии. Дата обращения: 30 октября 2011. Архивировано 1 сентября 2012 года.
  4. Дмитрий Бровко. Далматовский монастырь: вчера, сегодня, завтра. Курганская областная общественно-политическая газета «Новый мир» (11 ноября 2010). Дата обращения: 30 октября 2011. Архивировано 1 сентября 2012 года.
  5. Татьяна Маковеева. Возродить уральскую жемчужину. Курганская областная общественно-политическая газета «Новый мир» (21 октября 2010). Дата обращения: 30 октября 2011. Архивировано 1 сентября 2012 года.
  6. Объект культурного наследия № 4510395000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  7. Объект культурного наследия № 4510395013 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  8. Объект культурного наследия № 4510395012 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  9. Объект культурного наследия № 4510395011 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  10. Объект культурного наследия № 4510395010 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  11. Объект культурного наследия № 4510395009 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  12. Объект культурного наследия № 4510395008 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  13. Объект культурного наследия № 4510395007 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  14. Объект культурного наследия № 4510395006 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  15. Объект культурного наследия № 4510395005 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  16. Объект культурного наследия № 4510395004 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  17. Объект культурного наследия № 4510395002 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  18. Объект культурного наследия № 4510395001 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
  19. автор. Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. XIII : «Григорий Палама — Даниель-Ропс». — С. 664—665. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
  20. Движимые памятники — Сайт древлехранителя Шадринской епархии Русской Православной Церкви. Дата обращения: 11 июня 2019. Архивировано 11 августа 2020 года.
  21. Тимофей Невежин (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2016. Архивировано 26 апреля 2016 года.
  22. Манькова И. Л., Нечаева М. Ю. Далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. XIII : «Григорий Палама — Даниель-Ропс». — С. 659—664. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
  23. Варлаков П., Кузьмин А. Друзья и враги Тимофея Невежина.// Курган и курганцы : газета. — № 136. — 01.12.2008. Архивная копия от 25 апреля 2016 на Wayback Machine
  24. Далматовский край - Дубинщина (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2016. Архивировано 18 октября 2016 года.
  25. 25,0 25,1 25,2 25,3 Далматовский монастырь в конце XIX — начале XXI века. kurgangen.org. Дата обращения: 18 ноября 2011. Архивировано 20 октября 2012 года.
  26. Родник, святой источник в честь преподобного Далмата Исетского город Далматово…. Дата обращения: 11 августа 2019. Архивировано 11 августа 2019 года.
  27. Архимандрит Агафон (Колесников). Дата обращения: 16 октября 2016. Архивировано 18 октября 2016 года.
  28. УСПЕНСКИЙ ДАЛМАТОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.. Дата обращения: 7 марта 2022. Архивировано 15 марта 2022 года.
  29. «МОНАСТЫРЬ ПОКАЖЕТ, ЧЕГО ТЫ СТОИШЬ»: КАК МЫ ПАЛОМНИЧАЛИ В ДАЛМАТОВО.
  30. Б. Ж. Феофан (Леонтович-Дорумин) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.

Литература

Ссылки