Гро, Антуан-Жан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антуан-Жан Гро
фр. Antoine-Jean Gros
Ф. Жерар. Портрет Антуана-Жана Гро. Около 1791 Музей Августинцев[fr], ТулузаФ. Жерар. Портрет Антуана-Жана Гро. Около 1791
Музей Августинцев[fr], Тулуза
Страна  Франция
Жанр
Учёба Жак Луи Давид
Стиль

Антуа́н-Жан Гро (фр. Antoine-Jean Gros; 16 марта 1771, Париж — 26 июня 1835, Мёдон) — французский художник-академист, который снискал известность изображениями побед наполеоновской армии и внёс, таким образом, заметный вклад в формирование героического мифа о Наполеоне.

Жизнь и творчество

Антуан-Жан Гро родился 16 марта 1771 года в Париже. В 1785 году, в возрасте 14 лет Гро поступает в обучение к Жаку-Луи Давиду, оказавшему значительное влияние на художественное развитие Гро[1]. 1787 год будущий мастер начинает учеником в школе при Академии художеств в Париже. В 1793 году он бежит при помощи Давида от нарастающей волны революционного террора через Геную во Флоренцию.

В Италии он делает зарисовки со знаменитых шедевров в музеях, знакомится с поэтом Альфьери, художником Франсуа-Ксавьером Фабром и графиней Олбани. В 1794 году возвращается в Геную, где знакомится с женой Наполеона, Жозефиной де Богарне. Наполеон принимает художника к себе на службу и даёт ему заказы. После оккупации французами Пьемонта молодой «ветрогон», по выражению Стендаля, снискал себе славу карикатурами на австрийского наместника:

Рисунок, оставленный художником Гро на столике в миланской кофейне Серви, показался чудом, сошедшим с неба; за ночь сделали с него гравюру и на другой день распродали двадцать тысяч оттисков.

В 1800 году Гро бежит от наступающих австрийцев в Париж. В 1802 году получает за картину «Битва при Назарете» национальную премию живописи. В 1804 году выставляет в Салоне за этот год полотно «Наполеон возле больных чумой в Яффе», имевшее триумфальный успех. В 1808 году назначается портретистом императорской семьи (за работу «Наполеон на поле сражения у Прейсиш-Эйлау»). При посещении Парижского салона император, завершив церемонию награждения, снял с себя орден Почётного легиона и прикрепил его на грудь живописца[2]. В 1811 году получает государственный заказ на роспись в интерьере Пантеона (закончена в 1824 году).

После свержения Наполеона и бегства Давида из Франции его место во главе студии занял Гро. Среди его известных учеников — Луи-Феликс Амьель, Жан Альфонс Роэн.

В годы Реставрации работает исключительно в академическом стиле. Стиль поздних работ суховатый, им недостаёт яркого романтизма имперской эпохи. Наибольшим успехом в это время пользовались его портреты. После 1830 года сосредотачивается на мифологических сюжетах.

Последние работы Гро говорят лишь о начале творческого кризиса мастера. В то время романтическая школа начала набирать популярность, но Гро не разделял подобные проявления в искусстве. В салонах 1831 и 1833 годов он потерпел серьёзные поражения, но предпринял ещё одну попытку выставить в Салоне 1835 года картину «Геркулес и Диомед» — также безуспешно.

В конце жизни Антуан-Жан Гро впал в депрессию и покончил с собой, бросившись в Сену 26 июня 1835 года в Мёдоне.

Избранные полотна

Примечания

  1. Лависс Э, Рамбо А. История XIX века. — Directmedia, 2014-11-14. — 494 с. — ISBN 9785447510657. Архивная копия от 25 марта 2018 на Wayback Machine
  2. Тюлар Жан. Изобразительное искусство - Наполеон, или Миф о «спасителе». www.e-reading.club. Дата обращения: 25 марта 2018. Архивировано 25 марта 2018 года.

Литература

Комментарии
  • N. Wolf. Malerei der Romantik. — Köln, 1999.
  • W. Broer u.a. Epochen der Kunst. 19 Jahrhundert. Vom Klassizismus zu dem Wegbereitern der Moderne. — München-Wien-Oldenburg, 1997.
  • Die Welt der Malerei. — Köln, 1990.
Словари и энциклопедии

Ссылки