Григорович, Дмитрий Павлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дмитрий Павлович Григорович
Род деятельности Авиаконструктор

Дми́трий Па́влович Григоро́вич (25 января (6 февраля) 1883, Киев — 26 июля 1938, Москва) — российский и советский авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям.

Биография

Родился в 1883 году в Киеве. Отец, Павел Дмитриевич, работал сначала на сахарном заводе, затем служил в интендантстве военного ведомства. Мать, Ядвига Константиновна, — дочь земского врача. Известный писатель Дмитрий Васильевич Григорович был двоюродным братом деда будущего авиаконструктора.

После окончания реального училища поступил в Киевский политехнический институт. После его окончания в 1909 году в течение года учился в институте в Льеже. В 1911 году Григорович переехал в Петербург, занимался журналистикой, издавал журнал «Вестник воздухоплавания». С 1912 года работал техническим директором завода «Первого Российского товарищества воздухоплавания С. С. Щетинин и К°». В 1913 году на завод частным образом попала летающая лодка Donnet-Lévêque для ремонта носовой части. Изучив конструкцию, инженер Григорович уже до войны изготовил свою первую летающую лодку М-1.[1]

После постройки в 1914 году экспериментальных летающих лодок М-2, М-3 и М-4 в 1915 году он создал летающую лодку М-5. Это был двухместный биплан деревянной конструкции, имевший следующие характеристики: размах крыльев — 11,5 м; площадь крыла — 30 м²; общий вес — 660 кг, полезная нагрузка — 300 кг. Гидросамолёт развивал скорость 130 км/ч. Летающая лодка поступила на вооружение российского флота в качестве разведчика и корректировщика артиллерийского огня. 12 апреля 1915 года М-5 совершил первый боевой вылет. Серийная постройка М-5 продолжалась до 1923 года.

Вслед за М-5 Григорович строит более тяжёлый гидросамолёт М-9, предназначенный для нанесения бомбовых ударов по кораблям и береговым объектам. В 1916 году после успешных лётных испытаний гидросамолёт был принят на вооружение. В сентябре 1916 года морской лётчик Ян Нагурский выполнил на М-9 мёртвую петлю. Григорович спроектировал первый в мире гидросамолёт-истребитель М-11. В 1916 году Григорович создал два сухопутных самолёта: «С-1» и «С-2». Самолёт «С-2» представлял собой один из первых в мире самолётов-двухвосток. В том же году им был сконструирован и построен двухпоплавковый гидросамолёт «М-20». В июле 1917 года Григорович стал владельцем завода, отделившегося от завода С. С. Щетинина, на котором он раньше работал. В 1918 году после национализации завода Григорович некоторое время работал начальником конструкторского отдела государственного завода «Красный лётчик», затем уехал из Петрограда в Киев, Одессу, Таганрог и Севастополь. В Таганроге спроектировал поплавковый истребитель МК-1 «Рыбка».

В 1922 году Григорович переехал в Москву. Здесь, возглавляя КБ завода ГАЗ №1 (бывший «Дукс»), он разработал первые советские истребители И-1 и И-2, самолёт-разведчик Р-1.

В начале 1924 года Григорович переехал в Ленинград на завод «Красный лётчик» (бывший свой завод «Гамаюн»). Григорович сделал многое для возрождения завода и организовал Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС).

В конце 1927 году коллектив ОМОС Григоровича переведён в Москву и получил название ОПО-3 (опытный отдел-3). В эти годы им созданы опытные экземпляры морских разведчиков МР-1, МР-2 и МР-3, учебные самолёты МУ-1 и МУ-2, дальние морские разведчики РОМ-1, РОМ-2, двухпоплавковый морской миноносец ММ-1, морской торпедоносец МТ-1.

31 августа 1928 года Григорович был арестован ОГПУ. Осуждён Коллегией ОГПУ СССР 20 сентября 1929 года по ст. 58.7 УК РСФСР и приговорён к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере[2]. С декабря 1929 по 1931 год Григорович, находясь в заключении в Бутырской тюрьме, работал в так называемой «шарашке» — ЦКБ-39 ОГПУ совместно с Н. Н. Поликарповым. Ими в апреле 1930 года был создан истребитель И-5.

Амнистирован постановлением ЦИК СССР от 8 июля 1931 года (в связи с награждением Авиазавода № 39 Орденом Ленина) и одновременно ему была вручена грамота ЦИК СССР и премия в 10 тысяч рублей[3]. Продолжил работу в Центральном конструкторском бюро, создав серию экспериментальных моделей лёгких и тяжелых штурмовиков. Параллельно с конструкторской работой в 1930-е годы Григорович преподавал в МАИ. Позднее он стал профессором, заведующим кафедрой конструкции самолётов.

Умер от рака в 1938 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Реабилитирован 1 июля 1993 года[2].

Самолёты Григоровича

Гидросамолёт М-5
Изображение летающей лодки М-5 на почтовой марке СССР
Гидросамолёт М-15
в Музее польской авиации
  • М-1 (Морской первый), гидросамолёт, 1913 — Летающая лодка. Первый полет в 1913 году. Усовершенствованная французская летающая лодка «Доннэ-Левек». Экипаж два человека. Полеты продолжались до декабря 1914 года, когда самолёт разбился при аварии.[4]
  • М-2, (Морской второй) — Летающая лодка. Первый полет в 1914 году. Экипаж два человека. Два самолёта с 1915 до 1916 года служили в морской авиации Балтийского моря, ещё два самолёта вошли в состав авиации Черноморского флота, где участвовали в боевых действиях.[5]
  • М-3, 1914 — Летающая лодка. Первый полет в 1914 году. Модернизация М-2. Самолёт на вооружение принят не был и серийно не запускался.[6]
  • М-4, 1914 — Морской разведчик, летающая лодка. Первый полет конец 1914 года. Модернизация М-3. Построено четыре самолёта. Два самолёта были переданы авиации Черноморского флота и два Балтийскому.[7]
  • М-5, 1915 — Летающая лодка. Первый полет в 1915 году. Двухместный биплан. До 1923-го года самолёт строился серийно. Всего было построено около 300 самолётов. До 1916 года самолёт использовался в качестве морского разведчика, а затем как учебный.[8]
  • М-6, 1915 — Летающая лодка. Первый полет в 1915 году. Не лицензионное копирование американских летающих лодок «Кертисс Ф». Было построено пять самолётов. Использовались на Чёрном море с 1915 по 1916 годы.[9]
  • М-7, 1915 — Развитие самолёта М-5. При испытании самолёт не смог оторваться от воды. В дальнейшем работы по М-7 прекратили.[9]
  • М-8, 1915 — Опытный гидросамолет. Тяжелый разведывательный самолёт с большим радиусом действия. Работы прекратили на этапе проектирования, из-за отсутствия моторов нужной мощности.[10]
  • М-9, 1915 — Разведывательная летающая лодка. Первый полет в 1915 году. Биплан с толкающим винтом. Экипаж два человека. Всего было построено около 500 самолётов. Эксплуатировались до 1921 года.[11]
  • М-10, 1915 — Летающая лодка. Первый полет в 1916 году. Во время испытаний самолёт не показал проектируемых летных качеств и от дальнейшей доработки отказались.[12]
  • М-11, 1915 — Истребитель-летающая лодка. Первый полет в 1916 году. Одноместный биплан. Всего в морское ведомство было передано 61 гидросамолет М-11, которые базировались на Чёрном и Балтийском морях. На флоте самолёты использовались до лета 1917 года.[13]
  • С-1 (Сухопутный первый), самолёт-разведчик, 1916 — Биплан с тянущим винтом. Достроен не был[14]
  • С-2, 1916 (Сухопутный второй) Самолёт-разведчик. Один из первых самолётов выполненных по схеме «рама». При проведении испытаний произошла авария, после которой самолёт не восстанавливался.[15]
  • М-12, 1916 — Истребитель-летающая лодка . Первый полет в 1916 году. Двухместный вариант М-11.[16]
  • М-13, 1916 — Проект морского истребителя. Данные не сохранились.
  • М-14, 1916 — Проект морского истребителя Данные не сохранились.[17]
  • М-15, 1916 — Разведывательная летающая лодка. Первый полет в 1916 году. Экипаж два человека. Серийное производство с 1916 по 1921 годы. Всего было изготовлено 87 самолётов М-15.[18]
  • М-16, 1916 — Гидросамолет-разведчик. Первый полет в 1916 году. Зимний гидроплан, способный садиться на лед и снег. С ноября 1916 по июнь 1917 года на Балтийский флот было передано 36 самолётов М-16. После революции 1917 года 5 самолётов М-16 осталось в Финляндии, где они эксплуатировались до 1923 года.[19]
  • ГАСН (Гидроаэроплан специального назначения) первый торпедоносец, Бомбардировщик-торпедоносец. Первый полет в 1917 году. Двухмоторный биплан. Экипаж 3-4 человека. После первых испытательных полетов в 1917 году работы по самолёту были приостановлены и возобновились лишь в 1920 году и после аварии самолёт больше не восстанавливался.[20]
  • М-17,- Летающая лодка-истребитель. Первый полет в 1918 году. Экипаж один человек. Модернизация М-15 под двигатель 150 л. с.[21]
  • М-18, 1918 — Летающая лодка-истребитель. Проект. Развитие М-15 под двигатель 200 л. с.
  • М-19, 1919 — Проект. М-18 и М-19 построены не были.[22]
  • М-20, — Учебная летающая лодка. Первый полет в 1917 году. Модернизация М-5. Производство продолжалось до 1920 года. Всего было изготовлено около 80 самолётов.[23]
  • М-21, 1917
  • М-22, 1917
  • М-23, 1917
  • М-24 — Летающая лодка береговой разведки. Первый полет в 1923 году. После испытаний самолёт был запущен в серию. Всего было заказано 49 самолётов.[24]
  • М-25, 1917
  • МУР-1 — Учебная летающая лодка. Первый полет в 1926 году. Экипаж два человека. Модификация самолёта М-5. Испытания показали, что МУР-1 не может использоваться как учебный. Мур-1 был построен в единственном экземпляре.[25]
  • МУР-2 — Учебная летающая лодка. Конструкция аналогична МУР-1 с новым корпусом лодки. Использовался в 1929—1931 годах для опытов на различных режимах на воде. Эти исследования легли в основу норм прочности, утвержденных ЦАГИ,[26]
  • МРЛ-1 (Морской разведчик «Либерти» первый), гидросамолёт, — Разведывательная летающая лодка. Первый полет в 1925 году. Биплан с толкающим винтом. Экипаж два человека. После проведения испытаний от серийного выпуска отказались. Единственный экземпляр эксплуатировался в Соловецком лагере как самолёт для связи с материком.[27]
  • И-1 (Истребитель первый), истребитель. Первый полет в 1923 году. Одноместный биплан. При проведении испытаний И-1 Григоровича был признан самым скоростным самолётом, однако также выяснилось, что самолёт не удовлетворяет многим требованиям. Самолёт серийно не изготавливался.
  • И-2 — Одноместный истребитель. Первый полет в 1924 году. Во время испытаний истребитель показал высокие летные качества. В 1926 году самолёт был запущен в серийное производство, которое продолжалось до 1929 года, за это время было выпущено 211 самолётов И-2. Самолёт И-2 стал первым спроектированным в СССР истребителем.[28]
  • РОМ-1 (Разведчик открытого моря первый), гидросамолёт, 1926 — Морской разведчик. Первый полет в 1927 году. Летающая лодка с двумя двигателями. Экипаж 4 человека. В ходе испытаний был сделан вывод, что РОМ-1 не может быть принят на вооружение.[29]
  • РОМ-2 — Морской разведчик. Первый полет в 1928 году. Развитие РОМ-1. Испытания самолёта проводили в 1929 году. Летные качества самолёта не соответствовали параметрам, которые устанавливались для самолётов в 1930 году. Испытания закончились поломкой самолёта при грубой посадке. Самолёт не восстанавливали.[30]
  • И-Z (Истребитель ЗЕТ), истребитель, 1931 — Пушечный истребитель. Первый полет в 1933 году. Экипаж один человек. До 1935 года было построено 70 самолётов И-Z.[31]
  • ТБ-5 (Тяжёлый бомбардировщик пятый), бомбардировщик, 1931 — Первый полет в 1931 году. Экипаж 4 человека. Испытания не были проведены до конца, так как к тому времени уже вышел бомбардировщик ТБ-3 Туполева превосходивший по летным данным ТБ-5 Григоровича.[32]
  • ИП-1 (Истребитель пушечный первый), истребитель, 1934 — Пушечный истребитель. Первый полет в 1934 году. Цельнометаллический моноплан. Экипаж один человек. В 1936 году начался серийный выпуск ИП-1, было построено около 90 самолётов ИП-1. В 1937 году производство ИП-1 прекратили. ИП-1 последний самолёт Григоровича, который строился серийно.[33]
  • ТШ-1 (Тяжёлый штурмовик первый), штурмовик, 1934
  • ТШ-2, 1934

Совместно с Поликарповым

См. также

Примечания

  1. под ред. Валерия Кузнецова. ПРТВ «С. С. Щетинин и Ко» («Гамаюн»). Авиару.рф. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 25 октября 2020 года.
  2. 2,0 2,1 Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив в г. Самаре». Григорович Дмитрий Павлович. РГА в г. Самаре. Дата обращения: 14 июня 2017. Архивировано 17 июня 2017 года.
  3. Постановление Президиума ЦИК Союза ССР // Правда : газета. — 1931. — 10 июля (№ 188). — С. 3.
  4. авиару.рф Летающая лодка М-1 (Щ-1)
  5. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Григорович М-2
  6. авиару.рф Летающие лодки М-2, М-3, М-4.
  7. naukatehnika.com Морские разведчики М-2, М-3, М-4.
  8. авиару.рф Григорович Дмитрий Павлович
  9. 9,0 9,1 alternathistory.com Аппараты Щетинина и Григоровича: М-6, М-7, М-8
  10. stroimsamolet.ru Аппараты Щетинина и Григоровича: М-6, М-7, М-8.
  11. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Григорович М-9
  12. airwar.ru Григорович М-10.
  13. airwar.ru Григорович М-11
  14. авиару.рф Григорович Дмитрий Павлович.- Российская авиация
  15. http://www.flyingmachines.ru Архивная копия от 12 мая 2022 на Wayback Machine Григорович С-1 / С-2
  16. airwar.ru Григорович М-12
  17. flyingmachines.ru Григорович М-11 / М-12 / М 17.
  18. авиару.рф летающая лодка М-15.
  19. авиару.рф Гидросамолет-разведчик М-16. — Российская авиация.
  20. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Григорович, Щетинин ГАСН
  21. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Григорович М-17
  22. http://www.flyingmachines.ru Архивная копия от 12 мая 2022 на Wayback Machine Григорович М-15 /М-18 / М-19
  23. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Григорович М-20.
  24. http://www.flyingmachines.ru Архивная копия от 12 мая 2022 на Wayback Machine Григорович М-24
  25. http://www.navy.su Архивная копия от 26 сентября 2011 на Wayback Machine Морская авиация. Самолёт МУР-1
  26. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Григорович МУР-1 (2).
  27. airwar.ru Григорович МРЛ-1.
  28. airwar.ru Григорович И-2
  29. www/airwar.ru Григорович РОМ-1.
  30. http://www.airware.ru Архивная копия от 22 сентября 2017 на Wayback Machine Григорович РОМ-2
  31. авиару.рф Пушечный истребитель И-Z.
  32. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Григорович ТБ-5.
  33. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Григорович ИП-1

Литература

  • Александров А. О. Аппараты Щетинина и Гигоровича. — СПб: Б.С.К., 1998.
  • Бочинин Д. А. Д. П. Григорович — пионер отечественного гидроавиастроения. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия «История». — 2010. — № 3.
  • Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. — 3-е изд, исправл. — М.: Машиностроение, 1986. — 752 с. — 40 000 экз.
  • Софронов И. Гений летающих лодок. // «Братишка». — 2012. — № 2. — С.72-76.
  • Ачкасов Н. Б., Бочинин Д. А. Боевое применение авиации Балтийского флота в годы первой мировой войны. // Военно-исторический журнал. — 2017. — № 11. — С.11—16.

Ссылки