Гокет

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Двухголосный мотет "Alpha bovi / Domino" (Франция, XIII в.). Источник: I-Fl Pluteus 29.1, f. 407r-v. Гокет реализован как контрапункт верхнего голоса (на возгласе "О") и тенора. Ритмически верхний голос реализован как «внемодусная» последовательность лонг, рассечённых паузами, при том что тенор придерживается стандартного пятого модуса
Мотет "Alpha bovi / Domino" (фрагмент). Транскрипция М. Томсона

Гоке́т (hoquetus, hoketus, ochetus, hochetus и др. латинизированные формы фр. hoquet — икота) — техника многоголосной композиции в музыке XIII—XIV веков.

Краткая характеристика

По определению Э. Сандерса, «гокет — это контрапунктическая техника манипулирования тишиной как точной мензуральной длительностью»[1]. М. Фасслер определяет гокет как тип «фактуры, в которой музыка поделена между двумя или более быстро чередующимися голосами таким образом, что один голос звучит, когда другой молчит»[2]. В типичном случае гокета отдельные звуки мелодии распределяются по разным голосам или инструментам, отчего музыка становится прерывистой, как бы «заикается».

Одно из первых описаний гокета содержится в «Зеркале милосердия» (около 1142 г.) английского цистерцианца Элреда Ривоского, который (в соответствии с этикой и эстетикой цистерцианцев) выступал за «чистоту» церковного пения, против излишеств и украшений: «Иногда видишь человека с открытым ртом, будто издающего последний вздох; человек этот не поёт, а как бы угрожающе молчит, нелепым образом прерывая мелодию, подражая то ли агонии умирающего, то ли обмороку больного»[3]. Много о гокете пишут Аноним из Санкт-Эммерама (трактат «De musica mensurata», 1279)[4] и Иоанн де Грокейо (трактат «Ars musicae», ок. 1300); некоторые дополнительные сведения о технике гокетирования (в том числе, изысканный «контрадвойной гокет» — hoquetus contraduplex) предоставляют Якоб Льежский (около 1330) и Вальтер Одингтон (около 1316).

Расцвет гокета в западноевропейской музыке пришёлся на период Ars antiqua, в XIII веке (в анонимных мотетах бамбергского кодекса и Кодекса Монпелье, в рукописях Magnus liber organi). Сильное влияние гокет оказал на изоритмический мотет и песенные формы французского Ars nova (неоднократно встречается у Гийома де Машо — в инструментальной пьесе «Гокет Давид», в Мессе, в светских многоголосных песнях) и Ars subtilior (например, в мотете Матье де Сен-Жана «Are post libamina»).

Заимствованный у французов (aere Gallico), гокет изредка встречается и в итальянской музыке Ars nova, особенно в звукоизобразительных разделах «сонетов»[5] и мадригалов («Lucida pecorella» Донато Флорентийского, «L'aquila bella» Герарделло Флорентийского). К середине XV века гокет исчез из музыкальной практики. Искусство гокетирования возродилось в музыке XX века в связи с развитием серийной техники и пуантилизма.

Примечания

  1. ...contrapuntal technique of manipulating silence as a precise mensural value (Sanders E. Hocket / Grove Music online).
  2. A texture <...> in which the music is divided between two or more voices so that one voice sounds while another falls silent, in rapid succession (Fassler M. Music in the medieval West. New York; London: W. W. Norton and company, 2014, p. A37).
  3. Videas aliquando hominem aperto ore quasi intercluso halitu exspirare, non cantare, ac ridiculosa quadam vocis interceptione quasi minitari silentium; nunc agones morientium, vel exstasim patientium imitari. // Speculum charitatis II, 23 (MPL 195).
  4. См.: Sowa H. Ein anonymer Glossierter Mensuraltraktat 1279. Kassel, 1930, S. 97-98.
  5. См. у Анонима Дебеденетти (ок. 1313-32), трактат опубликован в кн.: Debenedetti S. Il Sollazzo. Contributi alla storia della novella, della poesia musicale e del costume nel Trecento. Torino, 1922, p. 183-184 (uchettus, hochettus). Под sonus/sonettus подразумевался не сонет, а подвид баллаты: sonus, во-первых, содержал специфическую смену тернарной мензуры бинарной (modus mixtus), и во-вторых, не предполагал танца (чисто песенный жанр).

Литература

  • Sanders E. The medieval hocket in practice and theory // Musical Quarterly 60 (1974), p. 246–256.
  • Кудряшов Ю. Гокет в музыке средних веков // Проблемы музыкальной науки. М., 1975. Вып. 3.
  • Frobenius W. Hoquetus // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie (1988), см. здесь.
  • Zayaruznaya A. Hockets as compositional and scribal practice in the Ars Nova motet // Journal of Musicology 30 (2013), p. 461–501.

Ссылки