Гермарх

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гермарх
Ἕρμαρχoς
ГермархГермарх
Дата рождения ок. 325 г. до н. э.
Место рождения Митилена
Дата смерти ок. 250 г. до н. э.
Школа/традиция «Сад»
Направление Эпикуреизм

Гермарх (др.-греч. Ἕρμαρχoς; около 325 г. до н. э. - около 250 г. до н. э.) — древнегреческий философ, ученик и последователь Эпикура.

Жизнь

Родился в Митилене в бедной семье, поначалу занимался школьной риторикой, но впоследствии, когда Эпикур приехал в Митилену и обосновался там надолго, Гермарх стал его преданным учеником. По неясным причинам в Митилене стало трудно находиться, тогда Эпикур вместе с Гермархом покинули город и переехали в Лампсак, где создали новую философскую школу. Именно из Лампсака происходит большая часть известных авторов эпикурейской школы. Когда все ближайшие последователи Эпикура переехали в Афины и основали там новый «Сад» — только трое учеников носили титул kathegemones (фактически заместители главы школы) — Метродор, Полиэн и Гермарх.

Наследником Эпикура в управлении школой должен был стать Метродор из Лампсака, однако он умер слишком рано, а вскоре за ним ушел и Полиэн. Поэтому у Эпикура не было никакого варианта, кроме как назначить Гермарха своим преемником в управлении школой (ок. 270 г. до н. э.). Цицерон приводит письмо Эпикура, адресованное Гермарху, где он излагает свои предсмертные муки, и возлагает ответственность за детей Метродора на плечи Гермарху, как новому главе школы[1]. Сам Гермарх умер уже в преклонном возрасте от паралича, показав себя способнейшим человеком, и управляя школой на протяжении 30-ти лет.[2]

Произведения

Согласно Диогену Лаэртскому, Гермарх автор следующих трактатов:

  • Πρὸς Ἐμπεδoκλέα — Письма об Эмпедокле (22 книги)
  • Περὶ τῶν μαθημάτων — О знаниях
  • Πρὸς Πλάτωνα — Против Платона
  • Πρὸς Ἀριστoτέλην — Против Аристотеля

Сочинения Гермарха не сохранились, из названий ясно, что его работы были направлены против философии Платона, Аристотеля и Эмпедокла.[3] Отрывок из его "Против Эмпедокла" был процитирован Порфирием при рассмотрении вопроса о необходимости законов в обществе.[4] Также на его воззрения о природе богов ссылается Филодем.[5]

Примечания

  1. Цицерон, «О пределах добра и зла», II. 30
  2. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», гл. X
  3. Цицерон, Учения академиков, II, 30
  4. Порфирий, О воздержании, I. 7-12; 26
  5. PHerc 152/7

Литература

  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Пер. и прим. М. Л. Гаспарова. Общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева. — (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль, 1979. — 624 стр.
    • 2-е изд., испр. — М.: Мысль. 1986. — 570 стр. — 100 000 экз.я; переиздания: 1995, 1998, 2009.
  • Античная философия: Энциклопедический словарь. — М., 2008. — С. 148—150. — ISBN 5-89826-309-0 (ошибоч.)