Гельман, Александр Исаакович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Гельман
Имя при рождении Шуня Исаакович Гельман
Место рождения Дондюшаны, Сорокский жудец, Бессарабия, Королевство Румыния
Род деятельности драматург, поэт, прозаик, сценарист, публицист, общественный и политический деятель
Годы творчества с конца 1950-х
Направление реализм
Жанр драма
Премии
Награды

Алекса́ндр (Шу́ня) Исаа́кович Ге́льман (род. 25 октября 1933, Дондюшаны, Бессарабия, Королевство Румыния) — советский и российский драматург, сценарист, публицист, общественный и политический деятель.

Биография

Шуня (впоследствии Александр) Гельман родился в бессарабском местечке Дондюшаны (ныне — райцентр Дондюшанского района Молдавии) в семье Исаака Давидовича (1904—1981) и Мани Шаевны (1910—1942) Гельман. В начале войны семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии, где погибла его мать[1]. Младший брат и бабушка писателя погибли по пути в гетто в ходе так называемого марша смерти; в итоге из 14 депортированных членов его семьи до освобождения дожили только он и его отец.[2]

После войны вернулся с отцом в Дондюшаны, где ещё три года учился в школе, потом поступил в профтехшколу трикотажников в Черновцах (1948—1951). Работал помощником мастера на чулочной фабрике во Львове и одновременно закончил десятый класс вечерней школы. После окончания Львовского военно-политического училища (сухопутных войск) имени Щорса (1952—1954) на протяжении шести лет служил в армии в звании старшего лейтенанта, был командиром подразделения 410-го полка береговой обороны Черноморского флота в Севастополе (1954—1957), затем отдельного подразделения 39-го узла связи Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота (1957—1960)[3]. С 1960 года жил в Кишинёве, работал фрезеровщиком на заводе «Электроточприбор» (1960—1963)[4]. В 1960—1963 годах учился на заочном отделении Кишинёвского университета.

С 1964 года работал в Киришах диспетчером 99-го СМУ 46-го треста «Главзапстроя» на строительстве нефтеперерабатывающего завода, в 1966 году переехал в Ленинград. С 1966 по 1970 год работал корреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Строительный рабочий». В 1970—1976 годах был членом профкома ленинградских драматургов.

В 1978 году переехал в Москву, где тесно сотрудничал со МХАТом.

На XXVIII Съезде КПСС в июле 1990 года избран членом ЦК КПСС. В 1989 году избран народным депутатом Верховного Совета СССР от Союза кинематографистов СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу. Вышел из партии в 1990 году (формально выведен из состава ЦК КПСС на январском Пленуме ЦК 1991 года).

Семья

  • Сын от первого брака — Марат Гельман (род. 1960), галерист.
  • Супруга (второй брак, с 1966 года) — Татьяна Павловна Калецкая (1937—2019), кинодраматург. Сын — Павел Гельман (род. 1967), сценарист.

Общественная позиция

В октябре 1993 года подписал «Письмо сорока двух», авторы которого призывали приостановить деятельность Советов, признать нелегитимными Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации.

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ. В 2003 году — письмо против войны в Чечне.

В марте 2020 года подписал обращение против принятия поправок к Конституции РФ, предложенных президентом Путиным.

В сентябре 2020 года подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии.

Творчество

Публиковать рассказы и очерки начал в конце 1950-х годов во время службы на Камчатке. В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» — в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой.

С тем же соавтором он написал сценарии ещё двух художественных фильмов — «Считайте меня взрослым» и «Ксения — любимая жена Фёдора». Широкую известность Гельману принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия»; позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Г. Товстоноговым в БДТ и, под названием «Заседание парткома» — О. Ефремовым, шедшей с неизменными аншлагами во МХАТе[4]. Кульминацией спектакля является пронзительный монолог председателя парткома Соломахина (Евгений Евстигнеев), который заканчивается словами обращенными в зал: «Товарищи! Мы члены Коммунистической парти Советского Союза, а не члены партии треста №101! Нет такой партии! И не будет!!!», после которых зал обычно взрвался бурными овациями.

В середине 1970-х годов в Гельмане нашёл своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы: помимо «Заседания парткома», «Обратная связь» (1977), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Наедине со всеми» (1981), «Скамейка» (1984), «Зинуля» (1986), в 1994 году, уже МХТ им. Чехова, поставил и «Мишин юбилей»[5]. Острые, злободневные пьесы Гельмана, с не всегда правдоподобными сюжетами (А. Смелянский называет их «притчами», а «Протокол одного заседания» — «социологической сказкой про советскую жизнь»[4]), но всегда нацеленные на изучение механики советской жизни, для Ефремова, по словам критика, становились «утолением социальной жажды»[5].

Пьесы Гельмана ставили театры более чем тридцати стран[6].

В годы перестройки А. Гельман пьесы уже не писал: «драма как превращённая игра гражданских и политических интересов, не могущих выразиться естественным путём», пишет А. Смелянский, исчерпала себя как для самого драматурга, так и для театра[7], — он вернулся в журналистику, вёл рубрику в журнале «Искусство кино», был политическим обозревателем газеты «Московские новости». Вновь возвратился к драматургии в начале 2000-х годов. Опубликовал также два сборника стихов и несколько книг эссеистики.

Почётный доктор гуманитарных наук университета Пепердайн[en] (Калифорния, США).

Литература

Книги

  • Премия. — М.: Искусство, 1976.
  • Обратная связь. — М.: Искусство, 1978.
  • Мы, нижеподписавшиеся. — М.: Искусство, 1980.
  • Наедине со всеми. — М.: Искусство, 1983.
  • Пьесы. — М.: Советский писатель, 1985. — 272 с., 30 000 экз.
  • Наедине со всеми: пьесы. — М.: Вагриус, 2003.
  • Когда прошлое было будущим: эссе. — Стратегия, 2003.
  • Последнее будущее: стихи. — Время, 2008.
  • Костыли и крылья: стихи. — Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013.
  • Aiexandre Guelman. «Les mots veillent sur nous» — poemes, proses. Collection «Le singulier dans l’instant», 2016.
  • После всего: стихи. — Издательство РСП, 2017.

Пьесы

  • Протокол одного заседания (1975)
  • Обратная связь (1977)
  • Мы, нижеподписавшиеся (1978)
  • Наедине со всеми (1982)
  • Скамейка (1983)
  • Зинуля (1984) другое название «Чокнутая»
  • Мишин Юбилей (1996) /совместно с Ричардом Нельсоном/
  • Профессионалы победы (2002)
  • Последнее будущее (2010)

Публицистика

  • Что сначала, что потом // ЛГ. — 1986. — 10 сент.;
  • Перестройка: Обратные связи // ИК. — 1987. — № 9;
  • Время собирания сил // Сов. культура. — 1988. — 9 апр.;
  • Вопросы и мысли // ИК. — 1988. — № 9;
  • У нас в запасе нет вечности // ИК. — 1989. — № 1;
  • Как быть с консерваторами? // ИК. — 1989. — № 4;
  • Не выверни свободу наизнанку // ИК. — 1989. — № 7;
  • После съезда — перед съездом // ИК. — 1989. — № 8;
  • Кино и будущее // СФ. — 1989. — № 8;
  • Демократия — это человечность // Сов. культура. — 1989. — 4 ноября;
  • Принципы и компромиссы // ИК. — 1989. — № 11;
  • Грех упрощенчества // ИК. — 1990. — № 1;
  • Третий фронт // ИК. — 1990. — № 4;
  • Другие — это мы // ИК. — 1990. — № 5;
  • Тоска… // ИК. — 1990. — № 11;
  • Игра в бессмертие // ИК. — 1991. — № 1;
  • Они должны знать // ИК. — 1991. — № 3;
  • Нельзя без зимы // ИК. — 1991. — № 4;
  • Дожить бы до смерти // ИК. — 1991. — № 5;
  • Откровенно говоря // ИК. — 1991. — № 7;
  • Сверху вниз, снизу вверх // ИК. — 1991. — № 10;
  • Август // ИК. — 1991. — № 11;
  • Народ, начальство и мы // ИК. — 1992. — № 1;
  • Если выставить в музее шестидесятника // ИК. — 1992. — № 4;
  • Новые чувства, истины старые // ИК. — 1992. — № 5;
  • Жажда врага // ИК. — 1992. — № 9;
  • На зимнюю трезвую голову // ИК. — 1992. — № 12;
  • Демократия и мы // ЭиС. — 1993. — 28 окт. — 4 ноября;
  • Апостол Павел и мы // МН. — 1994. — 23 — 30 окт.;
  • Две с половиной культуры // ТЖ. — 1995. — № 10;
  • Не свободой единой // МН. — 1997. — 23 — 30 марта;
  • Моя революция // МН. — 1997. — 2 — 9 ноября;
  • Ноги без дороги // ЛГ. — 1999. — 21 октября;
  • Детство и смерть // Общая газета — 2005;
  • Культура и дикость // ВВС — 2007;
  • Таня, я и внутренний цензор // ИК. — 2019. — № 5/6.

Фильмография

Награды и призы

Примечания

  1. В гетто игра была спасением и безумием (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 апреля 2019. Архивировано 23 марта 2016 года.
  2. Гельман А. И. «Детство и смерть». Газета «Первое сентября» (№ 24, 1999). Дата обращения: 29 октября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.
  3. Я старый человек и молодой поэт. Дата обращения: 15 мая 2013. Архивировано 27 мая 2011 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 110. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  5. 5,0 5,1 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 109. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  6. Гельман А. и Нельсон (США) — Мишин Юбилей. «Старое радио». Дата обращения: 29 октября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.
  7. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 113. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  8. Об объявлении благодарности Министра культуры Российской Федерации
  9. В Москве объявили первых лауреатов театральной премии «Золотая маска». Дата обращения: 10 декабря 2018. Архивировано 10 декабря 2018 года.

Литература

  • Писатели Москвы: Биобиблиографический справочник / Сост.: Е. П. Ионов, С. П. Колов. — М.: Моск. рабочий, 1987. — С. 102.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Бауман Е. Тугой узел // СЭ. — 1986. — № 24. (о ф. «Зина-Зинуля», в том числе об А. Г.);
  • Левитин М. Зина-Зинуля // СФ. — 1987. — № 2. (в том числе об А. Г.);
  • Марголит Е. А вот она, музыка… // ИК. — 1987. — № 3. (о ф. Зина-Зинуля, в том числе об А. Г.);
  • Симанович Г. Диалектика свободы: Инт. с А. Г. // Сов. культура. — 1989. — 22 апр.;
  • Аннинский Л. Дважды два — четыре? // Билет в рай. — М.: Искусство, 1989. (в том числе об А. Г.);
  • Ефремов О. Драматургия А. Гельмана на сцене театра // Всё непросто. — М.: АРТ, 1992;
  • Швыдкой М. Сашин юбилей // НГ. — 1993. — 26 окт.;
  • Гранин Д. Три юбиляра в одном лице // ОГ. — 1993. — 29 окт. (об А. Г.);
  • Цекиновский Б. Возвращение // ТЖ. — 1995. — № 3;
  • Шевелёв В. Старость — это молодость мудрости // МН. — 1998. — 18 окт.;
  • Шаповал С. За скуку!: Инт. с А. Г. // НГ. — 1999. — 17 апр.;
  • Давыдов А. П. Картинки с выставки середин: К 80-летию Александра Гельмана. — Стратегия, 2013.