Гартман фон Ауэ

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гартман фон Ауэ
Hartman von Owe
Манесский кодекс, XIV в.Манесский кодекс, XIV в.
Дата рождения 1160 - 1170 годы
Место рождения Швабия, Германия
Дата смерти 1210 - 1220 годы
Гражданство Флаг Священной Римской Империи Священная Римская империя
Род деятельности поэт
Направление эпос, лирика
Жанр рыцарский роман, миннезанг
Язык произведений средневерхненемецкий
Произведения на сайте Lib.ru

Га́ртман фон А́уэ (нем. Hartman von Owe, Ouwe, современное написание Hartmann von Aue; 1160, Швабия — 1210) — немецкий поэт и музыкант, миннезингер.

Творчество

Действительно, в своей жизни и поэзии Гартман — яркий выразитель идеологии служилого рыцарства времён расцвета феодальной культуры. Швабский дворянин, вассал владетеля замка Ауэ, участник крестовых походов, во время которых тесное соприкосновение рыцарства различных национальностей способствовало развитию классовой культуры и обмену её ценностями, благодаря своему пребыванию во Фландрии ознакомившийся с более совершенными, чем немецкие, формами феодальной культуры фламандского и французского рыцарства, — Гартман в своих произведениях соединяет идеал светской куртуазии, «вежества», с мотивами христианского «отречения и покаяния».

В его лирике наряду с превосходными образцами куртуазной любовной песни представлены и песни о Крестовых походах (нем. Kreuzlieder), характерные для настроения первых крестоносцев. В своих ранних эпических произведениях Гартман переносит в немецкую литературу тематику и формы романов артуровского цикла, пересказывая куртуазные эпопеи Кретьена де Труа — «Erec» (Эрек) и «Iwein» (Ивейн). Сильнее и глубже, чем его прототип, выдвигает он основную идею рыцарского долга — преодоление личного счастья во имя «чести», большее место занимает у него анализ переживаний героев; в этом отношении он является предшественником Готтфрида Страсбургского.

Мотив отречения, приобретающего религиозную окраску, выступает ярче в позднейших, более оригинальных произведениях Гартмана: небольшой стихотворной повести о «Столпнике Григории» (нем. Gregorius von Steine, 1210) — эпической переработке христианского варианта легенды об Эдипе — и наиболее известном произведении Гартмана — стихотворной повести о «Бедном Генрихе» (нем. Der arme Heinrich), — не раз вдохновлявшей поэтов романтизма и символизма («Бедный Гейнрих» Гауптмана). Характерно для идеологии средневекового рыцаря-крестоносца, что и в этой трогательной истории о молодой крестьянке, готовой исцелить своей невинной кровью поражённого проказой господина, на первое место выдвигается не мотив жертвенной любви, а мотив долга вассала по отношению к сеньору; юная героиня произносит длинные поучительные речи о тщете земной жизни и сладости отречения.

В области формы Гартман как мастер стиха значительно превосходит своего предшественника — фламандца Гейнриха фон Фельдеке: по богатству рифмы, лёгкости ритма и ясности изложения Гартмана превосходит только Готтфрид Страсбургский.

Примечания

Литература

  • Erec, изд. Haupt, 1839; нем. перев. Fistes, 1851.
  • Iwein, изд. Lachmann, 1827, нем. перев. Baudissin, 1845.
  • Григорий или Добрый грешник (Gregorius, oder Der gute Sünder), изд. H. Paul, 1873, нем. перев. Reclam’s Universal Bibliothek, Ї 1887.
  • Der arme Heinrich, изд. H. Paul, 1882, нем. перев. Recl. Un. Bibl., Ї 456.
  • Лирика — Des Minnesanges Frühling, изд. 1920; Собрание сочинений, изд. Bech, 1867.
  • Schreier, Untersuchungen über das Leben und die Dichtungen Hartman von Aue, 1874.
  • Lippold, Ueber die Quelle des Gregorius Hartman von Aue, Lpz., 1869.
  • Settegasti, Hartmans «Iwein», vergliechen mit seiner französischen Quelle, Marb., 1873.
  • Kassel P., Die Symbolik des Blutes und der «Arme Heinrich» des Hartman von Aue, Berlin, 1882.
  • Piquet, Etude sur Hartman d’Aue, 1898.
  • Бедный Генрих. Перевод со средневерхненемецкого Л. Гинзбурга. — Средневековый роман и повесть. Москва: Художественная литература, 1974 (Библиотека всемирной литературы. Серия первая). С. 581—616.

Ссылки

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как автор — R. S. — умер в 1939 году.