Гаевский, Вадим Моисеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вадим Моисеевич Гаевский
Гаевский Вадим Моисеевич.jpg
Страна  СССР
 Россия
Научная сфера Балетоведение
Место работы ИФАН, РГГУ
Альма-матер ГИТИС
Учёная степень доктор искусствоведения
Известен как театральный критик, балетовед
Награды и премии Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Золотая маска

Вадим Моисеевич Гаевский (12 ноября 1928, Москва — 16 июля 2021, там же) — советский и российский театральный и литературный критик, балетовед и педагог[1]. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997)[2].

Биография

Родился 12 ноября 1928 года в Москве, сын журналиста Моисея Абрамовича Гаевского (настоящая фамилия Федермеер; 1886, Одесса — 1958, Москва)[3] — редактора журнала «На аграрном фронте» (ежемесячного органа Аграрного института и Всесоюзного общества аграрников-марксистов), участника Великой Отечественной войны. Мать (также уроженка Одессы, девичья фамилия Померанц) некоторое время была пианисткой. Племянник писателя Ефима Зозули и экономиста Давида Батуринского. Семья жила в Денежном переулке (угол Глазовского), д. 14/3, кв. 14[4].

В 1951 году окончил театроведческий факультет ГИТИСа. C 1959 по 1966 год работал научным сотрудником Института истории искусств, с 1970 по 1972 год — научным сотрудником Института философии АН СССР.

С 1990 по 1998 год был членом редколлегии театрального журнала «Московский наблюдатель». С 1992 года заведовал кафедрой истории театра и кино историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета[5], с 1993 года — заведующий кафедрой театроведения РГГУ, профессор.

Выступал в печати с 1954 года. Автор исследований и статей о балетмейстерах XIX и XX веков: Жюле Перро, Мариусе Петипа, Джорже Баланчине и Морисе Бежаре. Ему также принадлежат работы о знаменитых танцовщиках, таких как Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Марина Семёнова. Предпочитая литературно-критический жанр эссе и свободно ассоциативную манеру изложения, как правило, соотносил искусство своих героев с явлениями мировой культуры[6].

Скончался 16 июля 2021 года на 93-м году жизни. Прах захоронен в колумбарии на Донском кладбище (колумбарий 17, секция 1).[7]

Сочинения

Книги

  • В. Гаевский. Дивертисмент. Судьбы классического балета. — Искусство, 1981. — 384 с. — 245 000 экз.
  • В. Гаевский. Флейта Гамлета. — М.: Союзтеатр, 1990. — С. страниц = 352. — 25 000 экз.
  • В. Гаевский. Дом Петипа. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2000. — 432 с. — 6000 экз. — ISBN 5-87334-042-0.
  • В. Гаевский. Книга расставаний. — М.: РГГУ, 2007. — 304 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-7281-0906-8.
  • В. Гаевский. Хореографические портреты. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2008. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-87334-113-9.
  • В. Гаевский, П. Гершензон. Разговоры о русском балете. — М.: Новое издательство, 2010. — 292 с. — ISBN 978-5-98379-127-5.
  • В. Гаевский. Галина Уланова. — М.: Мир энциклопедий Аванта. Астрель, 2010. — 3000 экз. — ISBN 978-5-98986-347-1.

Избранные статьи

Первая беседа с Вадимом Моисеевичем Гаевским, записанная И. Р. Скляревской для Фонда «Устная история».
  • В. М. Гаевский. Джульетта на балетной сцене // «Шекспировский сборник». — М., 1958.
  • В. М. Гаевский. Балерина Семёнова. — М., 1959. — № 1.
  • В. М. Гаевский. Майя Плисецкая. — М., 1962. — № 1.
  • В. М. Гаевский. Страницы Истории = «Л.Жданов». «Школа Большого Балета». — М.
  • В. М. Гаевский. Семёнова-Ермолаев-Уланова. — 1976. — № 3.
  • В. М. Гаевский. Иветт Шовире. Я-балерина (послесловие). — 1977.
  • В. М. Гаевский. Парижские сезоны Баланчина. — 1978.
  • В. М. Гаевский. Майя Плисецкая — вчера и сегодня. — 1979.
  • В. М. Гаевский. Служение муз = о постановке Александра Плисецкого «Серенады» Баланчина.. — 1984.
  • В. М. Гаевский. Историк балета Л. Д. Блок (вступительное слово) = Л. Д. Блок. «Классический танец. История и современность» / Рецензент: Пётр Гусев, Ред.коллегия: В.М.Красовская, Е.А.Суриц. — 17.08.1987. — 556 с. — 25 000 экз.
  • В. М. Гаевский. Чистый мастер. — Л., 1988.
  • В. М. Гаевский. Автопортрет Мориса Бежара = Бежар, мгновения жизни другого» / Перевод с французского: М. Зонина. — М., 1988. — 240 с. — 10 000 экз.
  • В. Гаевский, К. Рудницкий, Е. Горфункель, Н. Крымова, Г. Холодова, Р. Кречетова. «О Гамлете» = «Высоцкий на Таганке». — «Союзтеатр», 1989. — 150 000 экз.
  • В. М. Гаевский. Прихоть полубога = «Аполлон Мусагет И.Стравинского». — «Наше наследие», 1990.
  • В. М. Гаевский. Хрустальный дворец и его архитектор. — 1990. — № 17.
  • В. М. Гаевский. Дневник Нижинского. — 1990. — № 12.
  • В. М. Гаевский. Дорога в Гурзуф. — 1991. — № 8.
  • В. М. Гаевский. Флейта Гамлета = «Театр на Таганке». — «Союзтеатр» СТД СССР, 1991. — С. 108, 112.
  • В. М. Гаевский. Флейта Гамлета. Победитель не получает ничего. — «Московский наблюдатель», 1991.
  • В. М. Гаевский. Охота к перемене мест. — «Московский наблюдатель», 1991. — № 6—7.
  • В. М. Гаевский. Бег Джульетты. — «Наше наследие», 1991. — № 2.
  • В. М. Гаевский. А. Волынский и Петербургский балет = «Книга ликований» / А.Волынский. — «Артист. Режиссёр. Театр», 1992. — ISBN 5-87334-074-9.
  • В. М. Гаевский. Диана и Актеон или класс Вагановой 20-30-е гг.. — «Московский наблюдатель», 1993.
  • В. М. Гаевский. Хорхе Донн и Рудольф Нуреев. — «Московский наблюдатель».
  • В. М. Гаевский. Второй акт „Жизели“. Метаморфозы одного балета. — «Московский наблюдатель», 1993.
  • В. М. Гаевский. Тургеневская девушка из XXI. — «Московский наблюдатель», 1993. — № 10.
  • В. М. Гаевский. Версальская феерия Чайковского-Петипа „Спящая красавица“. — «Московский наблюдатель», 1994. — № 7—8.
  • В. М. Гаевский. Серж Лифарь о Дягилеве Портрет и автопортрет. — 1994. — № 4.
  • В. М. Гаевский. „Баядерка“ Петипа — опыт интерпретации. — «Петербургский театральный журнал», 1994. — № 5.
  • В. М. Гаевский. Приглашение к танцу = «Театр Анатолия Эфроса» / Марина Зайонц. — М.: «Артист. Режиссёр. Театр», 2000. — С. 213—224. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 5-87334-041-2.
  • В. М. Гаевский. Рудольф Нуреев. Михаил Барышников. Два виртуоза = «От Распутина до Путина. 50 петербуржцев XX столетия». — М.: «Лидер». Аналитический еженедельник "Дело", 2003. — С. 346—355. — 528 с. — 5000 экз. — ISBN 5-9900079-1-4.
  • В. М. Гаевский. Рецензия на спектакль Льва Дурова «Прилашенние к танцу». — 2003.
  • В. М. Гаевский. История балета и Л. Д. Блок. — «Наше Наследие», 2004. — № 70.
  • Гаевский В. М. Укор владеющей судьбе. Немирович, Мейерхольд и два чеховских спектакля. — Наше наследие № 79/80, 2006.
  • В. М. Гаевский. «Наша профессиональная добросовестность сомнительна». — «Новая газета», 29 марта 2006. — № 3. Архивировано 4 сентября 2008 года.
  • В. М. Гаевский. Китч. Большой балет: свои и чужие. — «Русская жизнь», 10 сентября 2008 год.
  • В. М. Гаевский. Соперники. Большой и Мариинский: два пути на Запад. — «Русская жизнь», 22 октября 2008 года.

Цитаты

О современной передовой критике:

"… Она поддерживает только то, что она считает авангардным. Самая фундаментальная и репрезентативная книга Марины Давыдовой «Конец театральной эпохи» подводит черту и ставит точку. Это жёсткий призыв: то время прошло, пришло время деятельных людей, которым не до нашей ностальгии, хватит нам рассказывать все эти легенды. Я считаю, что это неправильно. Никакая эпоха не кончилась, пока она хотя бы в нашей памяти. Меня пугает, что из моей жизни исчезли классики предыдущей эпохи … « 

В.Вязовкина:Вадим Гаевский. Статья "Наша профессиональная добросовестность сомнительна"[8]
  • Известный историк и авторитетный критик театра и балета Вадим Гаевский на вопрос слабого, но амбициозного актёра „Где сейчас Марковы и Алперсы?“

ответил:

»… Там же, где сейчас Михаилы Чеховы и Хмелевы. Они гуляют всегда рядом. Вас туда не пустят … Мы грешили против истины, не позволяя себе сказать слов правды об Эфросе и Любимове, потому что с ними было связано будущее. Потому что любая критика немедленно использовалась бы против них. У Георгия Александровича Товстоногова были спектакли замечательные, а были не замечательные, кто-нибудь, когда-нибудь сказал о незамечательных спектаклях в ситуации, когда его преследовал Ленинградский обком? Поэтому наша профессиональная добросовестность довольно сомнительна! Иначе и быть не могло. В данном случае друг в искусстве дороже, чем истина, а истина пусть выяснится потом … "

В.Вязовкина:Вадим Гаевский. Статья "Наша профессиональная добросовестность сомнительна"[9]

«Хореографические портреты» — заключительная часть трилогии балетного критика. Первые две — «Дивертисмент» и «Дом Петипа» — опубликованы в 1981 и 2000 годах. В книгу вошли статьи и очерки, публиковавшиеся ранее в журналах «Театр», «Свой», «Наше наследие», газетах «Мариинский театр» и «Большой театр». Главы книг — не только исторические зарисовки, но и подробные рецензии на недавние премьеры, и портреты ныне танцующих артистов. В книге выдержан формат трёхчастной формы: первая посвящена Сергею Дягилеву, третья — Джорджу Баланчину, а средняя составляет портретную галерею.

В предисловии к этой части автор пишет:

«… Здесь даются зарисовки избранных персонажей балетной истории преимущественно XX века. Краткость одних очерков, большая или меньшая пространность других никак не связаны с масштабом личности и таланта, а совершенно произвольны …»

Вадим Гаевский. Статья «Хореографические портреты»[10]

Награды и звания

Библиография

Примечания

  1. Балетоведение — наука о балете, включающая теорию, историю хореографии, критику (С. 41).
    С конца 50-х в жанре эссе-портрета начал выступать В. М. Гаевский (С. 43).
    // Энциклопедия «Русский Балет». — М.: Согласие, 1997.
  2. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — С. 568.
  3. Беседа с Вадимом Гаевским (Устная история). Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 16 июля 2021 года.
  4. Справочная и адресная книга «Вся Москва» на 1928 год. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 9 июня 2018 года.
  5. Институт филологии и истории РГГУ (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 февраля 2010. Архивировано 20 декабря 2010 года.
  6. Чернова Н. Ю. Гаевский Вадим Моисеевич // Энциклопедия «Русский балет». — М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — С. 119. — ISBN 5-85270-099-1
  7. ГАЕВСКИЙ Вадим Моисеевич (1928 – 2021). moscow-tombs.ru. Дата обращения: 12 июля 2022.
  8. Вадим Гаевский. Статья "Наша профессиональная добросовестность сомнительна" Ж."Новая газета" // Новая газета. — 2006. Архивировано 4 сентября 2008 года.
  9. Вадим Гаевский. Статья "Наша профессиональная добросовестность сомнительна" Ж."Новая газета" 2006 // Новая газета. — 2006. Архивировано 4 сентября 2008 года.
  10. Вадим Гаевский. Статья «Хореографические портреты» — Союз театральных деятелей Российской Федерации. Издательство «Артист. Режиссёр. Театр». Москва 2008. «Артист. Режиссёр. Театр» № 86 2008 // «Наше Наследие». — 2008.
  11. В Москве объявили первых лауреатов театральной премии «Золотая маска». Дата обращения: 10 декабря 2018. Архивировано 10 декабря 2018 года.

Видео