Вортицизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Вортицизм (англ. Vorticism) — направление авангардистского искусства начала XX столетия в Англии, близкое к футуризму[1].

История

Вортицизм представлял собой исключительно английское культурное явление, английскую ветвь модернизма, и в равной степени противостоял как импрессионизму, так и классической художественной традиции. Предтечей вортицистов был английский художник Роджер Фрай, проложивший им дорогу своими выставками «Мане и пост-импрессионисты[2]» в 1910 году и «Вторая пост-импрессионистская выставка английских, французских и русских художников» в 1912 году.

Большое влияние на формирование вортицизма оказал итальянский футуризм. В 1910 году в Лондон приезжает Ф. Т. Маринетти и выступает с лекциями о футуризме в женском Лицеум-клубе (Lyceum Club for Women), а в 1912 году лондонская галерея Саквилл становится вторым местом, где расположилась большая футуристическая передвижная выставка.

В 1914 году несколько английских художников, среди которых были Перси Уиндхем Льюис, Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг и поэт Эзра Паунд, создают художественное объединение, основанное на понимании решающей роли индустриального процветания и мегаполисов в будущем европейской цивилизации. Печатным органом этого художественного направления, просуществовавшего 2 года, был выпускавшийся Льюисом журнал Blast[en], выходивший дважды — в июле 1914 и в июле 1915 года. Паунд был идейным вдохновителем течения[3].

Вортицизм боролся с реалистическими тенденциями в живописи, отрицал моральный аспект искусства и настаивал на автономности каждого художественного творения. Кроме этого, вортицисты были антагонистами французской художественной школы и считали себя представителями нордического английского искусства. По их мнению, в духе современности чувствовался особый ритм, рождённый ураганом перемен. В то же время вортицисты видели всеобщий прогресс не в скоростных измерениях новых автомобилей и самолётов, а в изменении функциональных структур и внутренней организации общества. Свои работы представители вортицизма рассматривали как свой спор с современной индустриальной цивилизацией, в которой человек чувствует себя пленённым огромными городами и массовыми продукционными производствами. Преклонение перед механическим движением, практикуемое итальянскими футуристами, вортицисты отклоняли как сентиментальный романтизм. Вортицизм как художественное течение угас ко времени окончания Первой мировой войны.

Наиболее известные художники-вортицисты

Примечания

  1. Ольга Борисовна Краснова. Энциклопедия искусства XX века. — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — 351 с. — ISBN 9785224032419.
  2. Altshuler B. From salon to biennale: exhibitions that made the art history. Vol. I.. — London: Phaidon, 2009. — С. 85.
  3. Авангард в культуре XX века: 1900-1930 гг. : теория, история, поэтика. — ИМЛИ РАН, 2010. — 710 с. — ISBN 9785920803634. Архивная копия от 6 декабря 2018 на Wayback Machine

Литература