Вирсавия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вирсавия
ивр.בת שבע‏‎
Давид и Вирсавия Яна Массейса, 1562, ЛуврДавид и Вирсавия
Яна Массейса, 1562, Лувр
Царица Израиля

Отец Елиам
Мать неизв.
Дети Соломон, Нафан

Вирса́вия (Бат Шева, ивр.בת שבע‏‎ «дочь клятвы») — дочь Елиама[1], вдова Урии Хеттеянина, жена царя Давида и мать царя Соломона.

В Ветхом Завете

Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар. 11:15). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид же раскаялся в содеянном. 50-й псалом написан Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.

Имела высокое положение самой возлюбленной из жён Давида. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство.

Этимология имени

Имя Вирсавия пришло в русский язык из греческого перевода Библии. В оригинальном тексте женщина носит имя Бат-Шеба, «дочь клятвы», или же Бат-Шуа. По мнению библеиста Л. Несёловски-Спано, поскольку Бат-Шуа происходила из хеттов, как и её первый муж, то её имя, как и ряд других библейских имён, было изначально хеттским, но было переосмыслено в рамках еврейской этимологии; он предполагал, что оригинальное имя было связано с Шавушкой, хеттской и хурритской богиней любви[2].

В искусстве

Библейская история послужила сюжетом для многих произведений искусства. Вирсавия обычно изображается нагой, хотя более ранние художники Ренессанса показывают её одетой и просто моющей руки или ноги. Давид подглядывает издалека, обычно с балкона или башни.

Иногда Вирсавию изображают с письмом в руках, либо рядом с посланником, передающим письмо[3], хотя Библия не указывает на эту деталь[4].

В астрономии

В честь Вирсавии назван астероид (592) Батшева, открытый в 1906 году.

Примечания

  1. 2Цар. 11:3
  2. Nesiołowski-Spanò, Łukasz. (2012). Dziedzictwo Goliata. Filistyni i Hebrajczycy w czasach biblijnych Архивная копия от 15 августа 2016 на Wayback Machine, s. 393—394.
  3. Например, на фреске в храме Иоанна Предтечи в Ярославле: temples.ru, russianculture.ru.
  4. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6. С. 178—179