Бузкаши

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Так играют в бузкаши в Афганистане.

Бузкаши(тадж. Бузкаши, дари بزکش) — среднеазиатская конная игра, где обычно каждый игрок играет сам за себя. Киргизы и алтайцы играют в кок-бору, казахи в кокпар, таджики – в бузкаши. Названия разные, игра – одна. Слово «бузкаши» происходит от двух таджикских слов: буз – «коза» и кашидан – «тянуть», «тащить», то есть буквально – «козлодрание». Игра, распространённая в Таджикистане, Афганистане, Узбекистане, Туркменистане, напоминающая поло на лошадях. Отличие заключается в том, что вместо мяча используется обезглавленная туша козла. Цель каждого всадника (тадж. човандоз) — схватить тушу козла и владеть ей как можно дольше или доскакать с ней до финиша, в этом игра бузкаши полностью идентична с индивидуальным вариантом игры кок-бору, в кок-бору также есть командный вариант.

Этимология

В переводе с таджикского «бузкаши» переводится как «перетягивание козла».

История и правила

Бузкаши на почтовой марке Таджикистана 2002 года

Первоначально, борьба за тушу козла не являлась только игрой, а была своего рода подготовкой и экзаменом будущих воинов. Молодёжь нарабатывала навыки борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях настоящего боя. Есть свидетельства, что в игре участвовали сотни наездников и даже тысячи, а длилось такое состязание целый день. В козлодрании используется только козлиная туша, так как шкура козла обладает большой прочностью, и выдерживает напряжение, когда её тянут участники игры в разные стороны. В современных вариантах может использоваться муляж. Всадники борются за тушу козла — необходимо не только завладеть ею, но и удерживать её как можно дольше, либо, по другим правилам, добраться с тушей до оговорённого участка, дальше которого противники не имеют право бороться за неё. Сегодня за действиями джигитов обычно следит конная судейская коллегия, состоящая из нескольких опытных всадников.

Распространение

Сегодня в игры, похожие на бузкаши, играют несколько центрально-азиатских этнических групп, таких как киргизы, туркмены, казахи, узбеки, уйгуры, хазарейцы. На западе в эту игру также играют афганские турки (этнические киргизы), которые мигрировали в села в Турции от региона Памиры. В западном Китае есть не только конные бузкаши, но и яки-бузкаши среди таджиков Синьцзяна.[1]

Афганистан

Бузкаши — национальный вид спорта и «страсть» в Афганистане, где в него часто играют по пятницам, а матчи привлекают тысячи болельщиков. Уитни Азой пишет в своей книге под названием «Бузкаши: игра и власть в Афганистане», что «Лидеры — это люди, которые могут контролировать всё нечестным и несправедливым способом. а затем победить своих соперников. Аналогично же наездник в бузкаши действует так же».[2] Традиционно, игры могут длиться несколько дней, но в более регламентированной версии турнира у него ограниченное время матча.

Таджикистан

Сезон бузкаши в Таджикистане обычно длится с ноября по апрель. Высокие температуры часто не позволяют проводить матчи за пределами этого периода, хотя отдельные игры могут быть проведены в некоторых более прохладных горных районах. В Таджикистане и среди таджиков Ташкургана в китайском регионе Синьцзян игры бузкаши особенно популярны в связи со свадьбами, так как игры спонсируются отцом невесты в рамках празднования.[3]

Бузкаши в искусстве

В фильме Джона Франкенхаймера «Всадники» Терсен, вождь одного из афганских племён, обещает сыну Уразу отдать великолепного скакуна по имени Джахил, если он победит в игре.

В книге «Рэмбо 3» и в одноимённом фильме Джон Рэмбо играет в одну из разновидностей бузкаши с афганскими повстанцами.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 塔什库尔干:高天下的太阳部落 (англ.). — P. 162. — ISBN 7-5613-2787-0.
  2. Tony Perry Afghans love to get their goat in rough national sport January 3, 2009 page A20 LA Times
  3. Summers, Josh Buzkashi Explained: Mysterious Rules & Traditions. Far West China. Дата обращения: 11 декабря 2017. Архивировано 11 декабря 2017 года.