Бугаку

Это серебряная статья пантеона энциклопедии Руниверсалис, в одной из версий этой статьи выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Бугаку (яп. 舞楽, букв. «танцевальный театр»[1], «танец и музыка»[2][3]) — японское танцевально-музыкальное представление[4][5]. Является частью гагаку — исполнительских традиций, которые независимо от происхождения и форм опекаются Императорским двором[6]. Бугаку до конца периода Хэйан (794—1185) существовал только как придворный театр, а затем стал частью буддийских ритуалов и синтоистских обрядов и праздников во всей Японии, вместе с тем сохраняя свой статус при дворе[7].

В рамках бугаку впервые был разработан и применён дзё-ха-кю[en] (вступление-развитие-завершение) — композиционно-ритмический принцип, ставший универсальным и для других театральных форм Японии. Современный репертуар бугаку составляют как масочные, так и безмасочные танцы[8].

Двое актёров исполняют танец бугаку

История бугаку

В 701 году в Японии приступила к работе императорская академия музыки под названием Гагакурё[ja][9], которая согласно реформе Тайка подчинялась ведомству Дзибусё, контролировавшему деятельность, связанную с различного рода церемониями[2]. Задачей академии было освоение китайской придворной музыкальной традиции[10]; в её состав вошло более 400 профессиональных музыкантов и их учеников. Большинство преподавателей были родом из Китая и Кореи[9]. В первом отделении Гагакурё изучались танская музыка и танцы тогаку, во втором — корейская музыка и танцы комагаку[11]. Изначально словом «бугаку» называлась совокупность танцев и музыки различных народов, пользовавшихся популярностью в китайской столице Чанъань в VI—VIII веках[2]. Со становлением Гагакурё в Японии так стали называть танцевально-музыкальные спектакли (оркестровые спектакли получили название кангэн («духовые и струнные»); в совокупности обе практики составляют гагаку — исполнительские традиции, опекаемые японским Императорским двором)[12].

Актриса бугаку в костюме

Расцвет искусства бугаку, приходящийся на конец VII — начало IX века, связан с именами двух исполнителей — Овари-но Хамануси (733-?) и Ото-но Киёками (?-834). Первый, которого преемники называли основоположником театра бугаку, создал несколько десятков композиций, и насытил иностранные танцы японскими элементами пластики; второй занимался адаптацией мелодий, пришедших с континента, ко вкусам японской публики[13][14]. Кроме того, к IX веку в Гагакурё сложилась практика деления репертуара на «танцы левой стороны» (сахо-но маи; к ним относились японские, китайские, индийские танцы) и «танцы правой стороны» (ухо-но маи; к ним относились танцы корейского и маньчжурского происхождения, а также некоторые элементы представления гигаку)[15]. В X веке популярность бугаку возросла настолько, что многие аристократы стали практиковать его в качестве личного развлечения, обучаясь исполнению одного-двух танцев. Наиболее искусные из них получали право выступать на сцене вместе с профессиональными актёрами. Нередко аристократами-любителями устраивались домашние спектакли и состязательные выступления[16].

В XI веке произошла реорганизация Гагакурё; с целью повышения уровня мастерства путём заложения принципа соревновательности был издан указ о разграничении обязанностей потомственных актёрских семей: отныне танцы левой стороны подлежало исполнять семье Кома, а танцы правой стороны — семье Оно. С конца XI века был установлен очень строгий контроль за профессиональными придворными исполнителями, что привело к утрате стилевой свободы актёров и жёсткой канонизации всех элементов спектакля[17].

В период Камакура (1192—1333), когда власть в стране перешла в руки сословия самураев, Императорский двор был не в состоянии содержать актёров Гагакурё[17], и представления бугаку постепенно переместились на территории буддийских храмов и синтоистских святилищ. И хотя до конца XVI века бугаку оставался в дворцовой практике ритуалов и праздников, но к тому времени большинство исполнителей уже растеклось по всей Японии. Вместе с тем снизился уровень исполнительского искусства, часть актёров предпочла другие профессии[14][18]; ослабевал интерес к бугаку зрителей: на первый план вышли представления дэнгаку и саругаку, более удовлетворявшие вкусам воинского сословия[14]. К периоду Токугава (1600—1868) осталось немногим более 90 актёров и музыкантов бугаку. Правительством Токугавы Иэясу при замке в Эдо была создана Момидзияма-гакусё (Театральная палата в Момидзияма), которая должна была обеспечивать проведение праздников и церемониалов при дворе. После Реставрации Мэйдзи, когда в Эдо была перемещена императорская резиденция, в 1890 году была проведена реорганизация внутри потомственного придворного цеха актёров бугаку. Было создано Гагакукёку — Управление придворного театра (ныне — театральное отделение Министерства двора — Кунайтё гакубу), что ещё более упрочило бугаку в качестве дворцового императорского театра[18] и привело к его новому расцвету[14]. В 1955 году придворная труппа бугаку получила высокий статус «национального культурного достояния»[6][19]. В 1959 году актёры бугаку впервые выехали на гастроли и посетили с ними США[20]. В настоящее время мастерство бугаку преподаётся в Токийском университете искусств и других художественных вузах; театр бугаку включён в большое число музыкально-песенно-танцевальных форм, опекаемых Императорских двором[6][20]. В труппе актёров бугаку при Императорском дворце состоят только мужчины[21].

Устройство сцены

Изначально сцена бугаку организовывалась на открытом воздухе в пределах императорского дворца либо другой дворцовой постройки, позднее — на территории храмов и святилищ. В некоторых случаях (на период совершения ритуалов или праздников) сооружались временные подмостки произвольного размера из четырёх фрагментов, которые крепились в единую конструкцию и легко разбирались. Уже в VII веке сформировались два типа сцены бугаку: така-бутай («высокие подмостки») и сики-бутай («сцена-настил»). Така-бутай — квадратная деревянная сцена-коробка высотой около 90 см и площадью 7,32×7,32 м, обрамлённая ярко-красной балюстрадой высотой 61 см. К двум противоположным сторонам така-бутай подходят две лестницы шириной 1,8 м с ярко-красными перилами (в некоторых случаях лестниц бывает четыре: по две с каждой из двух сторон)[22].

Сики-бутай — настил, на котором происходит спектакль бугаку и который устанавливается поверх така-бутай, на земляной площадке или на сцене современного театра. Представляет собой состоящий из двух частей подиум, изготовленный из японского кипариса, высотой от 17,5 до 25 см и размерами 5,5×5,5 м. Сики-бутай всегда имеет одинаковое покрытие из тяжёлого камчатого зелёного полотна с цветочным рисунком[23]. Остающееся пространство между ним и балюстрадой така-бутай по всему периметру накрывается плотным белым полотном. Иногда сики-бутай по углам также обрамляется балюстрадой. В случае, если спектакль проходит на открытом воздухе, устанавливаются две временные четырёхугольные завесы, служащие актёрам уборными (гакуя)[24].

В общем случае специальных мест для зрителей не предусмотрено: они свободно располагаются вокруг сцены. Когда представление устраивается в императорском дворце, гости располагаются на стульях, а члены императорской фамилии — на почётных местах, изолированных от публики[25].

Классификация танцев

В период расцвета бугаку в IX веке танцы подразделялись на танцы левой стороны (мандзайраку, тагюраку, кансю, хокутэйраку, тайхэйраку, карёбин, сюндэйка, мандзюраку, сандзю, бато, ранрёо) и танцы правой стороны (энгираку, ханнари, ринга, хассэн, байро, котё, хохин, тикю, китоку, гэндзёраку, насори). К танцам левой стороны относились исконно японские танцы, танцы, пришедшие в Японию из Китая и исполнявшиеся под мелодии тогаку, из Индии и исполнявшиеся под мелодии тэндзигаку, а также из Индокитая, исполнявшиеся под мелодии ринъюгаку. К танцам правой стороны относились корейские танцы в сопровождении музыки комагаку и маньчжурские танцы под музыку боккайгаку[24], а также некоторые элементы представления гигаку. По мнению учёных, своё название танцы левой и правой стороны могли получить из-за того, что слева и справа от сцены бугаку в непосредственной близости от неё временно сооружались уборные гакуя, из которых на сцену и выходили актёры[15].

После IX века, когда данные танцы перестали считаться иностранными, а придворные актёры и музыканты стали обрабатывать народные танцы и мелодии для представлений при дворе, появилась новая классификация репертуара по пяти тематическим разделам[26][27]:

  1. воинские танцы (бубу либо бу-но маи), отражающие мощь и славу добывших победу в сражении;
  2. гражданские танцы (бумбу либо бун-но маи), воспевающие ценности жизни, культуру и природу;
  3. детские танцы (варави-маи), исполняемые подростками в сложных красочных костюмах;
  4. женские танцы (онна-маи). Исполняются в том числе мужчинами;
  5. быстрые танцы (хасиримоно), в которых актёры в масках изображают сверхъестественных и мифологических существ[26]. В общепринятом смысле танцы этой группы не являются быстрыми, а получили название хасиримоно («танец с бегом»), поскольку при их исполнении актёр передвигается по всей площадке, в отличие от других танцев, в которых действие разворачивается на пространстве не больше одного метра[28].

В настоящее время весь репертуар бугаку разделяется на четыре категории по происхождению[28]:

  1. музыка и танцы добуддийских времён, обработанные в канонах бугаку (адзума-асоби, ниндзё-маи, ямато-маи), реконструкции танцев ритуально-обрядового характера (кумэ-маи, киси-маи, татэфуси-маи, кудзу-но маи, цукуси-маи, мороката-маи, хаято-маи, госэти-но маи, тамаи);
  2. заимствованные вместе с буддизмом танцы левой и правой стороны;
  3. народные песни сайбара, обработанные в стиле гагаку, и китайские стихи роэй;
  4. новые композиции и танцы, сочиняемые либо адаптируемые современными музыкантами[28].

Некоторые из танцев бугаку являются песенными; часть исполняется актёрами в масках[29].

Музыка и музыканты бугаку

Музыка, сопровождающая бугаку, включает мелодии как японского, так и иностранного происхождения. По мнению некоторых исследователей, изначально музыка японского происхождения была снабжена текстом, который пелся под аккомпанемент, а на данный момент этот текст утрачен[30][к. 1]. Танцы левой стороны исполняются под аккомпанемент трёх духовых и трёх ударных инструментов: поперечной бамбуковой флейты рютэки, небольшого бамбукового гобоя хитирики, губного орга́на сё, бронзового гонга сёко, а также барабанов тайко и какко. Для танцев правой стороны используются бамбуковая флейта комабуэ, гобой хитирики, гонг сёко, двойной барабан сан-но цудзуми и большой барабан тайко. Кроме того, по двум сторонам сцены устанавливаются два больших барабана дадайко (до 2 метров в диаметре, с учётом декора — резной металлической рамы — более 6 м в высоту)[31].

В основе музыкальной композиции бугаку лежит одна мелодия, которая одновременно воспроизводится на нескольких инструментах и повторяется с небольшими вариациями[32]. Ансамбль музыкантов бугаку составляет шесть-восемь человек[31]; они размещаются на специальном подиуме позади сцены либо непосредственно на сцене така-бутай у задней её стороны, за пределами сики-бутай[24] в шахматном порядке так, чтобы каждый был виден зрителю. Большую роль в спектакле играет зрительный образ исполнителей. По словам доктора искусствоведения Н. Г. Анариной, «прекрасны сосредоточенные лица музыкантов и их строгие и изящные позы во время музицирования <…> работа музыкантов представляет собой хорошо поставленный спектакль-ритуал, который формирует возвышенное настроение у зрителей»[32].

Элементы представления

Костюмы

Актёр бугаку в костюме и маске

В отсутствие декораций костюмы, маски и дополнительные аксессуары являются главными декоративными элементами представления. Как правило, костюм бугаку настолько сложен, что актёр не способен в одиночку его надеть: в этом ему помогают два специально обученных человека (один находится перед актёром, а другой — за ним). Так, например, костюм в воинском танце китайского происхождения тайхэйраку состоит из 18 элементов (включая головной убор и обувь)[33].

Костюмы бугаку разнообразны по сочетаемости элементов и покрою (значительное число составляют платья неяпонского происхождения с круглой горловиной), цвету, типу тканей. С веками влияние на костюмы оказывала эволюция используемой при их создании техники[34]. Для завезённых в Японию танцев левой стороны стандартны одежды красного цвета, для танцев правой стороны — зелёного[35].

Маски

В бугаку используются 22 различные маски, названия которых также являются названием музыкальной композиции, сопровождающей танец, и самого танца[36]. Многие маски окрашены в яркие цвета и изображают утрированное гротескное выражение лица. Одни маски представляют собой человеческие лица неяпонского типа, другие — образы фантастических существ и морды животных[30].

Все маски бугаку классифицируются по четырём категориям, в зависимости от характера танца, в котором они используются. В первую категорию т. н. «ровных танцев» хирамаи относятся десять масок: синторисо, тикю, тайсотоку (синсотоку), онинтэй (коробасэ), аякири, котокураку, ама, ни-но маи (эмимэн + харэмэн), сайсоро, сорико. Вторую категорию составляют маски воинских танцев: синно (сандзю) и китоку (китоку коикути, китоку банко). Третья категория включает маски для быстрых танцев, т. н. «танцев с бегом» хасиримаи: коондзю, бато, гэндзёраку, рёо (ранрёо) и насори. Пятую категорию т. н. «разных масок» составляют тэндо, сиси, сомакуся, босацу и сэссэн[36]. Единственной женской маской в бугаку является маска аякири[37].

Маска китоку
Маска коробасэ
Маска рёо
Маска насори

Помимо вышеозвученного, существуют и другие принципы разделения масок на категории:

  • по материалу, из которого они сделаны, — камэн (деревянные маски, таких большинство) и дзомэн (маски из ткани или бумаги)[38];
  • по размеру — таймэн, тюмэн, сёмэн (большие, средние и малые, соответственно). Самые большие имеют размер 29,8 × 21,9 × 16,1 (длина × ширина × высота в сантиметрах), самые маленькие — 19 × 16 × 10[36][38].

В отличие от других видов театральных масок Японии, маски бугаку имеют подвижные части: открывающиеся и закрывающиеся глаза, двигающийся подбородок, поворачивающийся вправо и влево нос, вертикально двигающиеся щёки. Движениями отдельных частей маски актёр может управлять с помощью прикреплённых к ним ниток или просто пальцами[39].

Реквизит

Манекен, изображающий актёра бугаку

Ниже представлены вещи, используемые актёрами в танце либо являющиеся дополнением к костюму[40][41]:

  • ветка деревца сакаки (непременный аксессуар танцев кагура, входящих в репертуар бугаку);
  • миниатюрные чашечки доки и маленькие кувшинчики хэйси для саке;
  • табуретки (перед некоторыми танцами на них располагаются актёры);
  • драгоценный пятицветный глиняный камень тама около 20 см в диаметре;
  • хэби (свёрнутая в кольцо змея);
  • искусственные веточки сакуры (либо других цветов) длиной около 20 см;
  • барабанные палочки бати;
  • крылья ханэ, которые крепятся к плечам;
  • соломенный плащ мино;
  • бамбуковая шляпа каса;
  • копьё хо длиной до 3 м;
  • шест сао длиной более 3 м;
  • меч тати (соответствует реальному мечу по весу и размеру, имеет орнаментированные ножны и рукоятку);
  • жезл сяку.

Некоторые аксессуары (ветки, шесты, мечи, жезлы) в представлениях играют роль торимоно, то есть магических вещей, помогающих актёру взаимодействовать с богами[42].

Ход представления

Представление бугаку подчинено строгим правилам и канонам. Оно начинается с торжественного неспешного выхода музыкантов и их размещения[43]. Следом на сцену поочерёдно выходят все актёры, участвующие в спектакле, и исполняют короткий танец эмбу (фурихоко) с целью очищения пространства представления. Затем последовательно исполняются гражданские, воинские и динамичные танцы; при этом в каждой группе обязательно попарно (т. н. таигаймаи[44]) исполняются танцы левой и правой стороны[45], в таком случае первый танец характеризуется как омогаку («благородная музыка»), а второй как тобу («ответный танец»)[19]. Завершает действо постепенный уход со сцены его участников[46].

Спектакль бугаку, так же как и музыка гагаку в целом, подчиняется композиционно-ритмическому правилу дзё-ха-кю[en], заимствованному из китайских музыкальных теорий, где дзё — вступление, ха — развитие, кю — завершение. Универсальность этого правила в бугаку заключается в том, что здесь принципу подчинены не только музыка и композиция спектакля, но и композиция и темпоритм каждого танца и отдельного движения. Нарастание темпоритма в спектакле и в каждом танце создаёт эффект нарастания драматизма и напряжённости действия[47][45]. Впервые появившись в бугаку, дзё-ха-кю стал универсальным принципом и для других традиционных театральных форм Японии[8][48].

Комментарии

  1. В некоторых постановках бугаку иностранного происхождения актёры иногда произносят короткие возгласы (саэдзури), которые, однако, не содержат в себе смысла[30].

Примечания

  1. Анарина, 2008, с. 69.
  2. 2,0 2,1 2,2 Иофан, 1974, с. 216.
  3. Ortolani, 1995, p. 298.
  4. Конрад, 1978, с. 139.
  5. Гришелёва, 1977, с. 7.
  6. 6,0 6,1 6,2 Анарина, 2008, с. 77.
  7. Анарина, 2008, с. 108.
  8. 8,0 8,1 Анарина, 2008, с. 109.
  9. 9,0 9,1 Ortolani, 1995, p. 41.
  10. Анарина, 2008, с. 70.
  11. Анарина, 2008, с. 73.
  12. Анарина, 2008, с. 73, 77.
  13. Анарина, 2008, с. 73—74.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Гришелёва, 1977, с. 8.
  15. 15,0 15,1 Ortolani, 1995, p. 42.
  16. Анарина, 2008, с. 74—75.
  17. 17,0 17,1 Анарина, 2008, с. 75.
  18. 18,0 18,1 Анарина, 2008, с. 76.
  19. 19,0 19,1 Гришелёва, 1977, с. 11.
  20. 20,0 20,1 Гришелёва, 1977, с. 12.
  21. Kimiko O. Japanese Approaches to the Study of Dance : [англ.] // Yearbook for Traditional Music. — International Council for Traditional Music, 1991. — Vol. 23. — P. 24. — doi:10.2307/768394.
  22. Анарина, 2008, с. 78—79.
  23. Анарина, 2008, с. 79.
  24. 24,0 24,1 24,2 Анарина, 2008, с. 80.
  25. Гришелёва, 1977, с. 9.
  26. 26,0 26,1 Анарина, 2008, с. 81.
  27. Ortolani, 1995, pp. 44—45.
  28. 28,0 28,1 28,2 Анарина, 2008, с. 82.
  29. Анарина, 2008, с. 109, 86.
  30. 30,0 30,1 30,2 Гришелёва, 1977, с. 10.
  31. 31,0 31,1 Анарина, 2008, с. 103.
  32. 32,0 32,1 Анарина, 2008, с. 104.
  33. Анарина, 2008, с. 83.
  34. Анарина, 2008, с. 84.
  35. Ortolani, 1995, p. 47.
  36. 36,0 36,1 36,2 Анарина, 2008, с. 86.
  37. Анарина, 2008, с. 89.
  38. 38,0 38,1 Ortolani, 1995, p. 48.
  39. Иофан, 1974, с. 218—219.
  40. Ortolani, 1995, p. 49.
  41. Анарина, 2008, с. 84—85.
  42. Анарина, 2008, с. 85.
  43. Анарина, 2008, с. 105.
  44. Дьяконова Е. М. Бугаку // Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто / Отв. ред. А. Н. Мещеряков. — Москва : РГГУ, 2010. — С. 292. — 336 с. — (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности). — 1200 экз. — ISBN 978-5-7281-1087-3.
  45. 45,0 45,1 Анарина, 2008, с. 106.
  46. Анарина, 2008, с. 107.
  47. Иофан, 1974, с. 218.
  48. Malm J. R. The Legacy to Nihon Buyō : [англ.] // Dance Research Journal. — Congress on Research in Dance, 1977. — Vol. 9, № 2. — P. 17. — doi:10.2307/1478063.

Литература