Брэдли, Фрэнсис Герберт

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фрэнсис Герберт Брэдли
англ. Francis Herbert Bradley
FHBradley.gif
Школа/традиция Гегельянство
Направление Западная Философия
Период Философия XX века
Основные интересы Метафизика, Этика, Философия истории, Логика
Оказавшие влияние И. Кант, Гегель, Т. Х. Грин
Испытавшие влияние Дж. Э. Мур, Б. Рассел, А. Айер, М. Оукшотт, Р. Дж. Коллингвуд

Фрэнсис Герберт Брэдли (англ. Francis Herbert Bradley; 30 января 1846, Клапем, графство Суррей — 18 сентября 1924 года, Оксфорд) — английский философ-идеалист, глава школы абсолютного идеализма (британское неогегельянство). Наиболее известная работа — «Явление и действительность[en]» (1893). Почётный член Британской академии (1923).

Родился в семье пастора. Выпускник (учился в 1865-70 гг.) и затем преподаватель Оксфордского университета. Никогда не женился. Вёл образ жизни кабинетного ученого, почти затворника[1].

Философия

В работе «Предпосылки критической истории» (1874) отрицал право истории называться наукой. В этике («Этические исследования», 1876) отстаивает императив самореализации:

Реализуй себя как самосознательный член бесконечного целого, реализуя это целое в себе. Если это целое поистине бесконечно и если твоя личная воля стала единой с ним, то ты также достиг крайней гомогенизации и спецификации вместе и достиг совершенной реализации

В своём труде «Абсолютный идеализм» Брэдли попытался соединить скептицизм Д. Юма и идеализм Г. Гегеля, добавив некоторые идеи трансцендентального идеализма И. Канта.

В сочинении «Явление и реальность» (1893) Брэдли выразил взгляд на диалектику как на доказательство противоречивости научного постижения мира и рассматривал диалектический метод как средство разложения чувственной данности для достижения истинной «сверхэмпирической» реальности, имеющей спиритуальный характер. Брэдли критикует различие первичных (протяженность) и вторичных (цвет) качеств, полагая, что из этого различия вырос материализм. На деле сами первичные качества оказываются субъективными. Брэдли отрицает историческое прочтение Гегеля, призывая отвергнуть спекуляции о генезисе. Абсолют есть полнота бытия и внеисторическая реальность.

Этические воззрения Брэдли строились на критике кантианской и утилитаристской позиций.

Сочинения

  • Явление и реальность (Явление и действительность) (англ. Appearance and Reality, L., 1893).
  • Essays on Truth and Reality. Oxf., 1914.
  • The Principles of Logic. L., 1922.
  • Этические исследования (англ. Ethical Studies, 1876), Изд, N. Y., 1951, Oxf., 1962.
  • Aphorisms (Oxford: privately printed at the Clarendon Press, 1930).
  • Writings on Logic and Metaphysics edited and with introductions by James W. Allard and Guy Stock (Oxford: Clarendon Press, 1994).
  • The Collected Works of F.H. Bradley, 12 volumes, edited and introduced by W.J. Mander and Carol A. Keene (Bristol: Thoemmes, 1999).
Публикации сочинений на русском языке

Литература

  • Бабушкина Д. А. Рецепция Г. В. Ф. Гегеля в неогегельянской философии раннего Ф. Г. Брэдли. СПб., 2007 — 09.00.03 — дисс. на соискание ученой степени к.ф.н.
  • Геффдинг, Г. Современные философы. — СПб.: 1907. — C. 58—70.
  • Квитко, Д. Ю. Очерки современной англо-американской философии. — М.: 1936. — C. 3—53.
  • Хим, Т. И. Современные теории познания. — М., 1965. — Гл. 2.
  • Киссель, М. А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX в. — Л., 1970. — C. 13—23.
  • Богомолов, А. С. Английская буржуазная философия XX в. — М., 1973. — C.61-72 (Гл. 2. Явление и действительность: Абсолютный идеализм Френсиса Брэдли)
  • Косич, И. В. Ф. Г. Брэдли. Очерк мировоззрения // Вестник Московского университета. — 1989. — № 4.
  • Косич, И. В. Логика и метафизика в системах И. Канта и Ф. Г. Брэдли // Кантовский сборник.— Калининград, 1989.
  • Косич, И. В. Логика Ф. Г. Брэдли. — М.: ИНИОН, 1989. — 61 с. (депонировано)
  • Косич, И. В. Проблема отношений в философии Ф. Г. Брэдли. — М.: ИНИОН, 1989. (депонировано)
  • Антипин Н. А. Брэдли и Гегель: концепции Абсолюта и диалектики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия философия. — 2009. — № 4. Т.2. — СПб., 2009. — С.100-109. [1]
  • Saxena, S. K. Studies of the metaphysics of Bradley. — N. Y., 1907.
  • Metz, R. Die philosophischen Stromungen der Gegenwart in Grossbritannien. Bd. I. — Lpz., 1935.
  • Church, R. W. Bradley’s dialectic. — lthaca, 1942.
  • Mllheim, R. Bradley. — Harmondsworth, 1959.
  • Eliot, T. S. Knowledge and Experience in the Philosophy of F. H. Bradley. — L.—N.Y., 1964.
  • Airaksinen, T. The Ontological Criteria of Reality. — Turku, 1975.
  • Manser, A., Stock G. (eds.) The Philosophy of F. H. Bradley. — Oxf., 1984.

Ссылки

  1. В. П. Лега. Современная западная философия. Абсолютный идеализм. Дата обращения: 30 мая 2012. Архивировано 2 января 2013 года.