Бас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Основные вокальные диапазоны
Женские
Мужские

Бас (от итал. basso «низкий») — самый низкий мужской певческий голос, имеющий соответствующую тесситуру голоса[1]. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. С давних пор и по наше время басовые голоса используются композиторами. Во многих сочинениях для хора и песнопениях басовая партия является ключевой. Также множество басовых партий было исполнено в оперном искусстве. Басы разграничивают на глубокий бас-профундо и певучий бас-кантанте[2].

Диапазон баса — от E2—F2 (Ми, Фа большой октавы) и до E4—G4 (Ми, Фа, Фа#, Соль первой октавы), переходные ноты: A3—C#4 (Ля малой октавы — До диез первой октавы).

Центр голоса — С3—С4 (До малой октавы — До 1-й октавы), однако у низких басов может быть смещён вниз[3].

Разновидности

По высоте[4]
По тембру
  • баритональный бас
  • характерный бас
  • глубокий бас (бас-профундо)
  • комический бас (бас-буффо)

Высокий бас, бас певучий (кантанте), имеет рабочий диапазон от F2(Фа большой октавы) до F4 (Фа 1-й октавы), а иногда F4, F#4, G4, Ab4 (фа-диез, соль и даже ля-бемоль первой октавы) наверху. Это голос светлого, яркого звучания, иногда напоминающий баритональный тембр. Однако середина и низы абсолютно басовые, хотя иногда нижний регистр (в сравнении с центральными басами) несколько тускловат. Рабочая середина: Bb2—D4 (cи-бемоль большой октавы — ре первой октавы).

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Люди с этим типом голоса иногда имеют проблемы с верхним регистром, хотя звучит он у поставленного голоса весьма мощно (до первой октавы гораздо мощнее, нежели у высоких басов). Этим голосам доступны партии, требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до F2 (Фа большой октавы), а иногда E2 (Ми большой октавы) (Хан Кончак, барон Окс, Зарастро, партии в операх Вагнера). Рабочая середина: G2—C4 (соль большой октавы — до первой октавы).

Низкий бас является в общем и целом подвидом центрального баса. Имеет особенно густой басовый колорит, бархатный, раскатистый тембр, более короткий верхний участок диапазона, обладает глубокими, мощными низкими нотами. В опере этот голос называется басом-профундо, диапазон в оперных партиях — C2—D4 (до, ре большой октавы — до, ре первой октавы). Рабочая середина: E2—B3 (ми, фа большой октавы — ля, си малой октавы).

Октависты. В хоровой православной церковной практике существуют певцы с особым характером звукоизвлечения, т.е. поющие не в грудном регистре, а в третьем низком регистре (колебания иных участков звукового аппарата), которые называются басами-октавистами (на профессиональном жаргоне — «октавой»). В этом типе максимально используется нижний регистр низкого баса — вплоть до соль, реже ми, очень редко даже до контроктавы (М. Златопольский).

Этот тип голоса редко используется в светской музыке (примеры: солист в хоровом концерте №.21 Д. Бортнянского, партия Сенеки в опере К. Монтеверди «Коронация Поппеи»).

Некоторые известные басовые партии в операх

Оперы на русском языке

Оперы на других языках

  • Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
  • Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини; бас-буффо)
  • Дон Манифико, Алидоро («Золушка» Дж. Россини)
  • Дон Профондо, лорд Сидней, барон Тромбонок, дон Альваро, дон Пруденцио («Путешествие в Реймс» Дж. Россини)
  • Мустафа («Итальянка в Алжире» Дж. Россини)
  • Дуглас, Бертрам («Дева озера» Дж. Россини)
  • Князь Вальтер, Мельхталь, Геслер («Вильгельм Телль» Дж. Россини)
  • Гувернант («Граф Ори» Дж. Россини)
  • Ассур, Орой («Семирамида» Дж. Россини)
  • Цамбри («Кир в Вавилоне» Дж. Россини)
  • Эльмиро («Отелло» Дж. Россини)
  • Моисей, Фараон («Моисей в Египте» Дж. Россини)
  • Брускино («Синьор Брускино» Дж. Россини)
  • Бартоло («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
  • Лепорелло, Командор, Мазетто («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
  • Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта)
  • Фигаро («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта; бас-баритон, баритон)
  • Осмин («Похищение из сераля» В. А. Моцарта)
  • Уберто («Служанка-госпожа» Д. Б. Перголези)
  • Генрих VIII, Рошфор («Анна Болейн» Г. Доницетти)
  • Дулькамара («Любовный напиток» Г. Доницетти)
  • Раймонд («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти)
  • Оровезо («Норма» В. Беллини)
  • Мефистофель («Фауст» Ш. Ф. Гуно; высокий бас)
  • Лоренцо, граф Капулетти («Ромео и Джульетта» Ш. Ф. Гуно)
  • Цунига («Кармен» Ж. Бизе)
  • Нилаканта («Лакме» Л. Делиба)
  • Абимелех («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
  • Линдорф, Коппелиус, Даппертутто, доктор Миракль («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха; баритон, высокий бас)
  • Куно, Каспар, Пустынник («Вольный стрелок» К. М. Вебера)
  • Мефистофель («Мефистофель» А.Бойто)
  • Аттила, Леоне («Аттила» Дж. Верди)
  • Рамфис, Фараон («Аида», Дж. Верди)
  • Филипп II, Великий инквизитор («Дон Карлос» Дж. Верди)
  • Том, Самюэль («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Банко («Макбет» Дж. Верди)
  • Захария («Набукко» Дж. Верди)
  • Спарафучиле, граф Чепрано («Риголетто» Дж. Верди)
  • Феррандо («Трубадур» Дж. Верди)
  • Маркиз Каллатрава («Сила судьбы» Дж. Верди)
  • Маркиз д'Обиньи, доктор Гренвиль («Травиата» Дж. Верди)
  • Альвизе («Джоконда» А. Понкьелли)
  • Вотан, Доннер, Фазольт, Фафнер («Золото Рейна» Р. Вагнера)
  • Вотан, Хундинг («Валькирия» Р. Вагнера)
  • Странник, Альберих, Фафнер («Зигфрид» Р. Вагнера)
  • Гунтер, Хаген, Альберих («Гибель богов» Р. Вагнера)
  • Принц Бульонский, Квино («Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа)
  • Флевиль, Роше, Фукье-Тенвиль («Андре Шенье» У. Джордано)
  • Штроммингер, Пастор («Валли» А. Каталани)
  • Коллен, Бенуа, Альциндор («Богема» Дж. Пуччини)
  • Бонза («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини)
  • Тимур («Турандот» Дж. Пуччини)
  • Доктор («Воццек» А. Берг)
  • Порги («Порги и Бесс» Дж. Гершвина, бас-баритон)
  • Гений холода («Король Артур» Г. Пёрселл)
  • Карась, Имам («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовский)
  • Тарас Бульба («Тарас Бульба» Н. В. Лысенко)
  • Выборний Макогоненко («Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко)
  • Моисей («Моисей» М. Скорика)
  • Ярослав Мудрый, Сильвестр, Свечкогас, Людомир, Стемир («Ярослав Мудрый» Г. Майбороды)

Партии в опереттах

  • Плутон, Вакх («Орфей в аду» Ж. Оффенбах)
  • Калхас («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбах)
  • Генерал Бум («Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбах)
  • Директор театра («Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве)
  • Франк («Летучая мышь» И. Штраус)
  • Бартоломео Дельаква («Ночь в Венеции» И. Штраус)
  • Коломан Зупан («Цыганский барон» И. Штраус)
  • Бумс, Янос («Лёгкая кавалерия» Ф. фон Зуппе)
  • Вюрмхен («Продавец птиц» К. Целлер)
  • Первый министр, церемониймейстер («Царевич» Ф. Легар)
  • Мануэль Биффи, лейтенант Антонио, профессор Мартини («Джудитта» Ф. Легар)
  • Ферри, Ронсдорф, князь Леопольд («Королева чардаша (Сильва)» И. Кальман)
  • Карл Штефан Лиенберг («Марица» И. Кальман)
  • Директор цирка Станиславский («Принцесса цирка» И. Кальман)
  • Луи-Филипп («Баядера» И. Кальман)
  • Граф Кутайсов («Холопка» Н. Стрельников)

См. также

Список басов

Примечания

  1. Соловьёв Н. Ф. Голос, в вокальной музыке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Ф. С. Капица. История мировой культуры. — ACT : Слово, 2010. — 606 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
  3. Лицвенко И. Г. Бас. Belcanto.ru. Дата обращения: 1 марта 2015. Архивировано 16 марта 2015 года.
  4. Бас // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Иванов А. П. Искусство пения. — М.: Голос-пресс, 2006. — С. 37. — 436 с. — ISBN 5-7117-0124-X.

Литература