Арабески (сборник)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Арабески
Обложка издания 1835 года.Обложка издания 1835 года.
Автор Николай Васильевич Гоголь
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1835

«Арабе́ски» — сборник сочинений Николая Васильевича Гоголя в двух частях, составленный автором. Опубликован в первой половине января 1835 года (цензурное разрешение — 10 ноября 1834 года)[1]. Сборник очень разнообразен по содержанию, отсюда название: «арабески» — особый тип орнамента из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, элементов животных, возникший в подражание арабскому стилю. Сборник объединял в себе статьи по летописи, географии, художеству, также несколько художественных произведений[2].

В статьях, вошедших в сборник «Арабески», Гоголь излагает свои исторические воззрения и свои взгляды на литературу и искусство. В статье «Несколько слов о Пушкине», Гоголь высказал взгляд на Пушкина, как на великого русского национального поэта; в борьбе с романтической эстетикой Гоголь намечает здесь задачи, стоявшие перед русской литературой. В статье «О малороссийских песнях» Гоголь дал оценку народного творчества, как выражения народной жизни и народного сознания. В статье о картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» Гоголь выступил с принципиальной оценкой явлений русского искусства[3].

Содержание сборника

Последний день Помпеи, К.П. Брюллов, 1833.

Часть первая

Часть вторая

Примечания

  1. Николай Гоголь «Арабески». Дата обращения: 29 марта 2009. Архивировано 22 апреля 2009 года.
  2. К юбилею Гоголя впервые за 100 лет выйдет сборник «Арабески»
  3. Лотман. Дата обращения: 29 марта 2009. Архивировано 28 апреля 2009 года.

Литература

  • Черняева Т. Г. О жанровой природе «Арабесок» Н. В. Гоголя // Проблемы метода и жанра. — Томск, 1977. — Вып. 5. — С. 37-50.
  • Черняева Т. Г. О поисках творческого метода в «Арабесках» Гоголя // Художественное творчество и литературный процесс. — Томск, 1976. — Вып. I. — С. 64-78.
  • Денисов В. Д. «Арабески» Н. В. Гоголя и русские прозаические сборники конца 20 — начала 30-х гг. XIX ст. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. — Л., 1985. — 27 с.
  • Губарев И. М. Идейно-художественное единство сборника Н. В. Гоголя «Арабески». — Донецк, 1987. — 32 с.
  • Денисов В. Д. О жанровой природе «Арабесок» Н. В. Гоголя // Наследие Н. В. Гоголя и современность. — Нежин, 1988. — Ч. 1. — С. 29-30.
  • Паламарчук П. Узор «Арабесок» // Осмысление. — М., 1989. — Вып. 2. — С. 29-47.
  • Киричок Г. А. Поэтика метажанра в прозе Н. В. Гоголя (на материале цикла «Арабески») // Гоголь и современность: материалы науч. конф., посвящ. 185-летию со дня рожд. писателя (24-25 мая 1994 г.). — К., 1994. — С. 166—170.
  • Фуссо С. Ландшафт «Арабесок» // Гоголь: Материалы и исследования. — М., 1995. — С. 69-81.
  • Шульц С. Духовное и вещественное в «Арабесках» Н. В. Гоголя // Ростовский государственный ун-т. Факультет филологии и журналистики. Научная конференция аспирантов и соискателей факультета (октябрь 1995 г.): Тезисы и материалы докладов. — Ростов-на-Дону, 1995. — С. 28-32.
  • Куделин А. Б. К характеристике исторических взглядов Гоголя: от «Арабесок» к «Выбранным местам из переписки с друзьями» // Контекст. — М., 1996. — С. 296—313.
  • Фаустов А. А. О гоголевском зрении: между «Арабесками» и вторым томом «Мертвых душ» // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. — Воронеж: Воронежский ун-т, 1997. — Вып. 8. — С. 104—119.
  • Алпатов С. Арабески // Литература. — М., 1998. — Апрель. — № 4. — С. 7-8.
  • Музалевский М. Е. К вопросу о формосодержательном единстве сборника Н. В. Гоголя «Арабески» // Филологические этюды. — Саратов, 1998. — Вып. 1. — С. 39-42.
  • Денисов В. Д. Архитектоника гоголевских «Арабесок» // Творчество Пушкина и Гоголя в историко-литературном контексте: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГГМУ, 1999. — С. 57-67.
  • Козлов О. Г. К проблеме художественного единства сборника «Арабески» Н. В. Гоголя // Литературное произведение: сюжет и мотив. — Новосибирск, 1999. — С. 128—139.
  • Семенцов С. В. 1830-е годы: пик славы, кризис и революция в градостроительстве Санкт-Петербурга. Переход к новому мироощущению пространства // А. С. Пушкин — Эрмитаж — Петербург. Педагогика диалога культур. — СПб., 1999. — С. 50-62
  • Киселев B. C. Образ автора в «Арабесках» Н. В. Гоголя // А. С. Пушкин: проблемы творчества: Материалы научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. — Красноярск, 2000. — С. 55-62.
  • Козлова А. В. Особенности циклической структуры «Арабесок» Н. В. Гоголя: к вопросу об эволюции прозаического цикла в творчестве писателя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки (филология). — Томск, 2000. — Вып. 6. — С. 12-14.
  • Киселев В. С. «Арабески» Гоголя и традиции романтической цивилизации // Известия РАН. Серия литературы и языка. — 2004. — Т. 63, № 6. — Ноябрь-декабрь. — С. 16-25

Ссылки