Ан, Рейнальдо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейнальдо Ан
Reynaldo Hahn
Основная информация
Профессии композитор, дирижёр, музыкальный критик, пианист
Инструменты фортепиано
Награды
Командор ордена Почётного легиона

Рейнальдо Ан (исп. Reynaldo Hahn, 9 августа 1874, Каракас — 28 января 1947, Париж) — французский композитор, пианист, музыкальный критик, дирижёр и руководитель оркестра, один из наиболее известных музыкантов прекрасной эпохи.

Биография

Мать музыканта была родом из Венесуэлы, отец — немецкий еврей из Гамбургa по фамилии Хан — приехал в Венесуэлу в поисках удачи, сделал успешную карьеру инженера и предпринимателя и стал близким другом президента Антонио Гусмана Бланко, но после угроз со стороны врагов президента в 1878 году переехал с семьей в Париж. Первый вальс для фортепиано Рейнальдо написал в 1883 году. Учился в Парижской консерватории у Гуно, Сен-Санса, Жюля Массне, его одноклассниками были Морис Равель и Альфред Корто. В 1888 году написал романс на стихи В.Гюго, тут же ставший известным. Подружился с семейством Альфонса Доде, с Верленом, сочинил цикл песен на его стихи («Песенки под хмельком», фр. Les Chansons grises; 1893). Его вокальные сочинения вошли в моду, композитор стал завсегдатаем лучших столичных салонов, где исполнял свои песни и музыку других композиторов, познакомился с Малларме, Эдмоном Гонкуром, Прустом, Сарой Бернар1930 году он написал о ней книгу).

Люси Ламбер. Портрет Рейнальдо Ана, 1907

В 18941896 гг. был в близких отношениях с Прустом; они были приглашены в салоне и в шато Ревейон Мадам Лемер, вместе путешествовали, строили общие планы, переписывались (эпистолярий издан); многие детали этого времени вошли в роман Пруста «Жан Сантёй». Дружил с Лианой де Пужи, Клео де Мерод. Вместе с Прустом и Сарой Бернар выступал в защиту Дрейфуса.

В 1909 году стал гражданином Франции. В годы Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, затем служил в министерстве обороны. Так как Рейнальдо было 40 лет, он был старше призывного возраста, но был принят и служил, сначала как доброволец, затем дослужился до звания капрала. В то время на фронте он сочинил цикл песен[какой?] на стихи Роберта Луиса Стивенсона[1]. Писал музыку для сцены и кино, симфонические, фортепианные и вокальные сочинения на стихи Марселины Деборд-Вальмор, Леконта де Лиля, Теодора де Банвиля, Жана Мореаса, Анри де Ренье и др., оставил несколько балетов, опер и оперетт. Сотрудничал[уточнить] с Сергеем Дягилевым и его труппой.

С 1920 г. преподавал в Нормальной школе музыки, дружил с Пабло Казальсом, Жаком Тибо, Надей Буланже. Сотрудничал с Саша Гитри, Арлетти, Магдой Тальяферро.

В годы Второй мировой войны, опасаясь нацистского антисемитизма, был вынужден покинуть Париж, жил в Канне, Монте-Карло. Вернувшись в столицу в 1945 году, был избран в Академию изящных искусств, возглавил Парижскую оперу.

Избранные сочинения

Оперы

Оперетты

Балеты и пантомимы

  • «Конец любви» (1892),
  • «Бал Беатрис д’Эст» (1909)
  • «Праздник у Терезы» (1910)
  • «Заколдованный лес» (1912)
  • «Синий бог» (1912)
  • «Дега» (1925)
  • «Вальсы» (1932)
  • «В рощах Италии» (1937)

Музыкальные комедии

  • «Моцарт» (1925)
  • «Парад» (1926)
  • «О, мой прекрасный незнакомец» (1933)
  • «Много шума из ничего» (1936, по Шекспиру)

Музыка к спектаклям

Могила Ана
  • L’obstacle' (1890, по Альфонсу Доде)
  • Nocturne (1895)
  • Songe d’une matinée de printemps (1897)
  • Esther (1898)
  • Dalila (1899)
  • La pastorale de Noël, mystère (1901)
  • Les deux courtisanes (1902)
  • Werther (1902, по Гёте)
  • Angelo (1905)
  • Scarron (1905)
  • La Vierge d’Avila (1906)
  • Méduse (1911)
  • L’homme à la rose (1919)
  • Andrea del Sarto (19191920)
  • Manon, fille galante (1923, по Прево)
  • Seigneur Polichinelle (1925)
  • L’homme avec dix femmes (1937)
  • Laure et Pétrarque (1937)

Инструментальная музыка

  • Романс для скрипки и фортепиано ля мажор (1901/1902)
  • Сарабанда и тема с вариациями для кларнета и фортепиано (1903)
  • Ноктюрн для скрипки и фортепиано (1906)
  • «Развязавшаяся лента» для двух фортепиано (1916)
  • Фортепианный квинтет (1920/1921)
  • Соната для скрипки и фортепиано до мажор (1926)

Для голоса с фортепиано

  • Романсы и песни. Тетрадь 1 (Mélodies I; 1895)
  • Венеция. 6 песен на венецианском диалекте (1901)
  • Романсы и песни. Тетрадь 2 (Mélodies II; 1920)

Признание

Среди современных исполнителей сочинений Ана — Фелисити Лотт, Йен Бостридж, Елена Образцова, Патрисия Пётибон.

Примечания

  1. Reynaldo Hahn. reynaldo-hahn.net. Дата обращения: 24 сентября 2019. Архивировано 2 ноября 2020 года.

Литература

  • Gavoty B. Reynaldo Hahn, le musicien de la Belle Époque. Paris: Buchet/Chastel, 1976
  • Depaulis J. Reynaldo Hahn. Biarritz: Atlantica, 2007
  • Пруст М. Письма. М.: Фонд «Гласность», 2002 (по Указателю)

Ссылки