Амшенцы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Амшенцы, Хемшили
Современное самоназвание Համշենցիներ
Расселение Турция, Россия, Абхазия, Армения и Центральная Азия
Язык Армянский (Амшенский диалект) и турецкий (Амшенский диалект)
Религия Ислам в Турции, Христианство в России
Входит в Армяне

Амше́нцы, амше́нские армяне, хамше́нские армяне (арм. Համշենցիներ); хемши́ны, хемши́лы (тур. Hemşinli) — субэтническая группа армян, исповедующая ислам и частично христианство, проживающая на юго-восточном побережье Чёрного моря – от провинции Самсун в северной части Турции до юга России. Существуют также значительные общины в провинции Измит в западной Турции, в различных городах Средней Азии и Казахстане, среди иностранных рабочих в Германии[1]. Общая численность амшенцев может достигать 800 тыс. человек.

Говорят на диалектах и говорах армянского и турецкого языков.

История

Армянские князья Хамам и Шапух Аматуни, потеряв в сражении с арабами свои владения в Артазе, переселили 12 000 семей в пределы Византийской империи. Гевонд, автор конца VIII века сообщает:

Лишившись всего имущества, голые, босые, голодные, нуждающиеся в пище, хотя уже и поздно, они решили перейти в страну греческую. Число их, говорят, было до 12,000 мужей с женами и детьми. Предводителями их были Шапухр, из рода Аматуни, Хамам, сын его и другие из вельмож армянских и их всадников. Немилосердые неприятели погнались за ними и настигли их на пределах Иверии, в области Ког; но были разбиты и обращены в бегство; а сами они перешли реку Акампсис, которая, протекая по стране тайкской на северо-запад через Егерию, впадает в Понт. По переходе их через реку, слух о них скоро дошел до императора Константина, который призвал их к себе, наградил почестями вельмож и их всадников; а остальной народ поселил в плодоносной и богатой стране[2].

Они основали город Тамбур (Дампур) в Понтийских горах, позднее переименованный в Хамамшен и далее в Хамшен (таково армянское и местное название; официальное турецкое название — Hemşin). Этническая группа, практически отрезанная от остальной части армянского этноса, сохранила особый диалект. Амшенцы, особый народ с некоторыми традиционными чанскими характеристиками, между VII—XI веками были арменизированы Багратидами из Испира[3][цитата не приведена 556 дней].

Большинство амшенских армян были христианами и принадлежали Хачкарской епархии Армянской апостольской церкви. В 1461 году Амшен был захвачен турками. После османского завоевания на протяжении XVIXVIII веков значительное число амшенцев приняло ислам, однако сохранило свой язык и культуру. Исламизированные амшенцы (хемшилы) не преследовались турецкими властями. В XIX веке хемшилы населяли восточные районы Трапезундского вилайета Османской империи.

Ризе — место основного расселения амшенцев

Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своём переселялись в западную часть Понта: в Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции (Адапазары, Болу и др.), а позднее также на черноморское побережье Российской империи. Лишь в отдельных районах Амшена, например, в местечке Елиовит, сохранялось христианское население. В начале XX века, в связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции, большинство спасшихся амшенцев-христиан Турции эмигрировало в поселения на территории России. Группа амшенцев из Адапазары, согласно некоторым источникам, нашла убежище в Армении.

Среди амшенцев, переселившихся на черноморское побережье Кавказа, выходцев из Амшена практически нет; преобладают самсунцы, трапезундцы и ордуйцы. При знакомстве принято интересоваться «происхождением» собеседника. Считается, что трапезундские амшенцы, внешне более светлые, относительно высокие, с «крупными» чертами лица, добродушны, меланхоличны и немного ленивы, в то время как амшенцы из Орду и Самсуна — активные, даже агрессивные, к тому же неисправимые сквернословы. Согласно шутливой традиции, при выборе мужа предпочтение отдаётся именно выходцам из Орду и Самсуна как более предприимчивым и способным обеспечить семью, а жениться надо на девушках из Трапезунда, скромных и покладистых в отличие от своенравных и «языкастых» девушек из Орду и Самсуна.

Группы и подразделения

Амшенцы Ризе, Турция

Амшенцев принято делить на следующие группы:

Западная группа, или баш-хемшины, проживают в основном в горных деревнях ила Ризе. Это мусульмане-сунниты, представленные в большом количестве в районах Чамлыхемшина (Вийя) и Хемшина. Меньшие по численности общины хемшилов проживают далеко на западе Турции в илах Стамбул, Эрзурум, Сакарья, Дюздже, Коджаэли и Зонгулдак. Западная группа использует особый диалект турецкого языка, называемый hемшинче.

Восточная группа, или хопа-хемшины, также являются мусульманами-суннитами и проживают в иле Артвин, большей частью в городе Кемальпаша (Макриали), в районе Хопы, а также в посёлке Муратлы (Берливан) в районе Борчка.

Восточные амшенцы подразделяются на следующие патронимические подгруппы:

  • Турцеванцы (в том числе джермакци) — наиболее многочисленная группа
  • Ардлецы
  • род Топалоглу (отдельная группа причисляющая себя к хопа-хемшилам)

Северная группа, являются потомками неисламизированной части амшенцев, которые покинули Хамшен в период обращения в ислам остального населения и обосновались поначалу в районах Самсуна (Джаник, Куршунлу, Чаршамба), Орду, Гиресуна и Трабзона (в долине Кара-дере, «Чёрной речки» к востоку от Трабзона). Большинство этих амшенцев сейчас проживают в Краснодарском крае, в частности в Сочи, в Абхазии и Адыгее. Являясь христианами, они хранят самобытную культуру и предпочитают называть себя по местностям в Турции, откуда прибыли их предки. Как и амшенцы восточной группы, они говорят на амшенском диалекте, называя его hяйрен (армянский). Среди особенностей диалекта — «оканье», замена звука «р» на «й», использование суффикса «-уш» вместо «-ел» при образования глагольного инфинитива и «-ал» - в неопределенной форме глагола и др.

Амшенцы северной группы подразделяются на следующие локальные подгруппы:

  • Джаник-ордуйцы (в том числе уньецы, термецы, чаршампацы, фатсацы)
  • Трабзонцы (в том числе мала)

Современное положение амшенцев в мире

Амшенки в Ризе, Турция

Амшенцы Турции

В настоящее время наблюдается всеобщий и значительный всплеск интереса к культуре амшенцев (хемшилов) в Турции. Первый игровой фильм на хемшинском диалекте, «Моми» («Бабушка»), был снят в 2000 году. Амшенский певец Гёкхан Бирбен (Gökhan Birben), представитель Западной группы, и лазский певец Кязым Коюнджу также поют на хемшинском диалекте. В 2005 году вышел в свет первый альбом исключительно с народными песнями, исполняемыми в основном на хемшинском, под названием «Кто это? — Песни амшенцев» (Vova — Hamşetsu Ğhağ).

Старое поколение амшенцев-мусульман негативно воспринимает название «эрмени» (то есть «армяне»: так называют амшенцев их соседи лазы), однако молодёжь, особенно с сильными левыми политическими убеждениями, тяготеет к армянской самоидентификации.

Месут Йылмаз, бывший премьер-министр Турции, уроженец Стамбула, происходит частично из западно-амшенской семьи. Другие известные амшенцы — министр образования Ахмет Тевфик Илери (Ahmet Tevfik İleri), родившийся в деревне Ялткая (Гомно), и Мурат Караялчин (Murat Karayalçın), лидер Социал-демократической партии Турции (SHP) и бывший мэр города Анкара. Амшенцем был главный визирь Османской империи Дамат Мехмет Али Паша (Damat Mehmet Ali Pasha).

В последнее время в местах традиционного расселения амшенцев в Турции возросло число туристов, которых привлекает красота таких мест как Ризе, Хопа и Айдер. Многие амшенцы возмущены таким внезапным туристическим бумом, из-за которого подвергаются опасности местная природа и культура. «Айдер начал вырождаться после того, как дорога соединила его с соседним городом Чамлыхемшином» — говорит местный амшенский активист Сельчук Гюней, который считает своей целью охрану родных мест — долины Фыртына (Fırtına, Furtuna), находящейся по соседству.

Амшенцы в России и бывшем Советском Союзе

В 1878 году по Сан-Стефанскому мирному договору в состав Российской империи вошёл Батумский округ, на территории которого располагались двенадцать хемшильских сел.

25-26 ноября 1944 хемшилы вместе с греками, курдами, турками-месхетинцами были депортированы из Аджарии как «неблагонадежное население» в Киргизию и Казахстан. Большинство из них поселили малыми группами в Южной Киргизии (главным образом, в районе Оша и Джалалабада), небольшую часть — в Чимкентской и Джамбулской областях Казахстана. В 1956 их освободили от административного надзора, но не дали вернуться в те места, откуда они были высланы.

В 1982—1984 годах 22 хемшилские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский район и, примерно в это же время, вместе с первыми семьями турок и курдов — в станицу Пшехскую Белореченского района Краснодарского края. Межнациональные конфликты в Средней Азии подтолкнули около 200 хемшильских семей из Киргизии бежать в Краснодарский край.[4]

В конце 1980-х хемшилы Казахстана направили петицию правительству СССР с просьбой разрешить им переселиться в Армению. Однако их просьба была отвергнута Москвой ввиду опасений, что переселение мусульман в Армению может вызвать конфликт с христианским населением.

После распада Советского Союза большинство амшенцев жили в относительном спокойствии, однако амшенцы Абхазии оказались втянутыми в грузино-абхазскую войну на стороне абхазов.

В Краснодарском крае амшенцев, как и турок-месхетинцев, не прописывали и не выдавали им российских паспортов. С 2000 несколько сот амшенцев-мусульман, переселившихся из Казахстана и Киргизии в Краснодарский край (в основном в район Апшеронска), пытались получить формальное признание со стороны местных властей, но получили отказ. Амшенские организации обратились в защиту своих собратьев с письмами в адрес российского посла в Ереване с просьбой о помощи российских федеральных властей в предоставлении амшенцам-мусульманам законного статуса.

Среди амшенцев-христиан растёт интерес к своей культуре и истории. В 2006 в Краснодаре вышел первый музыкальный альбом на амшенском языке с фольклорными песнями в исполнении группы «Караван». Научно-информационный и культурный центр начал работу по восстановлению культурного наследия амшенцев, проживающих в регионе. В Сухуме издаётся газета «Амшен».

Численность хемшилов в Российской Федерации — 1,5 тыс. человек. Большинство живёт в Краснодарском крае (1 тыс. чел), наиболее компактно — в Апшеронском и Белореченском районах, а также в Каменском районе Ростовской области и Грибановском районе Воронежской области[5].

Культура

Амшенцы известны как рассказчики забавных анекдотов, загадок и историй. Некоторые из анекдотов, рассказываемых амшенцами-мусульманами, основаны на более древних армянских рассказах, претерпевших «дехристианизацию».

Свои танцы амшенцы сопровождают самобытной музыкой, используя тулум (понтийскую волынку, Западная,ранее также Северная группа), кеменче (народную понтийскую скрипку), шимшир-кавал (самшитовую флейту, Восточная группа) и хамшна-зурну (амшенскую зурну, Северная группа).

Традиционными занятиями амшенцев Турции является выращивание чая и кукурузы, животноводство и пчеловодство. Амшенцы северной группы, проживающие на юге России и в Абхазии, занимаются выращиванием цитрусовых, табака, кукурузы, чая, разведением тутового шелкопряда, а также рыбной ловлей. Некоторые из амшенцев (как мусульмане, так и христиане) известны в местах проживания как видные кондитеры, держатели ресторанов и транспортники. Амшенцы Турции являются отменными оружейниками.

Признание в армянском обществе

Большинство армян признаёт амшенцев, как мусульман, так и христиан, армянами.

В октябре 2005 года в г. Сочи состоялась научная конференция по вопросам Амшена. Конференция была организована Институтом истории Академии наук Республики Армения, Московской региональной общественной организацией «Русско-армянское содружество» (комиссия Ай Дата АРФ Дашнакцутюн) при содействии Армянского научного информационно-культурного центра «Амшен» и газеты армян России «Еркрамас».

Учёные из разных стран (Армении, России, США, Германии и Ирана) собрались для обсуждения истории Амшена. В докладах рассматривались такие темы, как «Состояние Понта и Армении в период с 1914 по 1921 год», «Геноцид армян Амшена с 1915 по 1923 гг.», «Армяне Абхазии на стыке столетий», «Амшен: историко-географический обзор». Конференция завершилась выступлениями амшенских музыкальных коллективов Кубани.

См. также

Примечания

  1. Vaux, 2001.
  2. Гевонд, История халифов, II
  3. Bryer, Anthony. Peoples and settlement in Anatolia and the Caucasus, 800-1900. — Variorum Reprints, 1988. — С. 193.
  4. Хемшилы Архивная копия от 4 мая 2015 на Wayback Machine // Энциклопедия Кирилла и Мефодия
  5. Народы России. Атлас культур и религий, 2008.

Литература

  • Աճառեան, Հրաչեա. Քննութիւն Համշէնի բարբառի. Երևան, 1947։
  • Բժշկեան, Մինաս. Պատմութիւն Պոնտոսի որ է Սեաւ Ծով. Վենետիկ, 1819:
  • Թոռլաքյան Բ. Գ. Համշենահայերի ազգագրությունը // Հայ ազգագրություն և բանահյուսություն. Նյութեր և ուսումնասիրությյուններ. Երևան, 1981. № 13։
  • Խաչիկյան Լ. Ս. Էջեր համշինահայ պատմությունից // Բանբեր Երևանի համալսարանի. 1969. № 2. էջեր 115-144։
  • Մուրադեան Հ. Համշենցի հայեր. Թիֆլիս, 1901:
  • Bryer, Anthony; Winfield, David. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. 2 vols. (Dumbarton Oaks Studies; 20, Washington, D. C.: Dumbarton Oaks, 1985)
  • Chirikba, Viacheslav, Armenians and their Dialects in Abkhazia. In: Evidence and Counter-Evidence. Festschrift Frederik Kortlandt. Volume 2, SSGL 33. Amsterdam — New York: Rodopi, p. 51-67 (ISBN 978-90-420-2471-7)
  • Dumézil, George. Trois recits dans le purler de armeniens musulmans de Hemsin. In: Revue des Etudes Armeniens. Nouvelle seria, t. IV. 1967
  • Magnarella, Paul. Yayla. A Pasture above the Clouds. In: The World & I. 1989, May
  • Simonian, Hovann, ed. The Hemshin: A Handbook, Curzon Press, December 30, 2006 (ISBN 0-7007-0656-9)
  • Vaux Bert[en]. Hemshinli: The Forgotten Black Sea Armenians. — Harvard University, 2001. Архивировано 12 сентября 2006 года.
  • Vaux, Bert; LaPorta, Sergio and Tucker, Emily. Ethnographic Materials from the Muslim Hemshinli. In: Annual of Armenian Linguistics. Vol. 17 (1996).
  • "Амшен-Понтос": Мат. к ист.-культурологическому словарю понтийских армян / Под ред. М. В. Козуба (Татула). — Вып. 1-4. — Краснодар, 2009-2011.
  • Армяне Северного Кавказа: Сб. статей (Studia Pontocaucasica. II). — Краснодар, 1995.
  • Волкова Н. Г. Армяне Абхазии: (Вопросы этнокультурных контактов) // Полевые исследования института этнографии. 1979. — М., 1983. — С. 105-114.
  • Кузнецов И. В. Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры. — М.: Наука, 1995.
  • Кузнецов И. В. Турки-хемшилы или исламизированные армяне? (случай «неясной» этнической идентичности // Диаспора. — 2000. — № 1-2. — С. 226-258.
  • Курылев В. П. Некоторые малые этнические группы Южного Казахстана (греки, курды, турки, хемшилы) // Материалы полевых этнографических исследований. 1988-1989 гг. — СПб.: Ин-т этнографии и антропологии АН СССР, СПб. филиал, 1992.
  • Марр Н. Я. Материалы по хемшинскому наречию армянского языка // Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее Российской Академии наук. — Т. 1. — Л., 1925. — С. 73-80.
  • Меликсет-Беков Л. М. Pontica Transcaucasica Ethnica (по данным Миная Медичи от 1815-1819) // Советская этнография. — 1950. — № 2. — С. 163-175.
  • Минасян М. Г. Армяне Причерноморья. Ер., 1990.
  • Тер-Саркисянц А. Е. Современный быт армян Абхазии // Кавказский этнографический сборник. — М., 1984. — Вып. 8. — С. 3-21.
  • Торлакян Б. Г. Этнография амшенских армян / Пер. с арм. // Амшенская библиотека. № 1. Историко-этнологический сборник. Краснодар, 2002.
  • Хемшилы // Народы России. Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008. — С. 70. — ISBN 978-5-287-00607-5.
  • Амшенцы / Тер-Саркисянц А. Е. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Ссылки