Акшобхья

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Акшобхья
Буддизм

Будда Акшобхья (санскрит — अक्षोभ्य, — «Непоколебимый»; кит. трад. 阿閦如來, пиньинь Āchù (Ēchù) rúlái, Ачу (Эчу) жулай , яп. あしゅくにょらい, Асюку-нёрай; [«Бесстрастный», «Непоколебимый» :] тиб. མི་བསྐྱོད་པ་, mi 'khrugs pa, mi bskyod pa, Ми-кьё-па, кит. трад. 不動如來, пиньинь Búdòng rúlái, Будун жулай) — один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам.

Считается, что Акшобхья находится на востоке от Мира Ваджры (англ. Diamond Realm) и управляет Восточной Чистой Землёй Абхирати ('радостная земля'), в то время как Западной Чистой Землёй (Сукхавати) управляет Амитабха. Его шакти (тантрическая супруга) носит имя Лочана и иконографический облик её содержит изображение двух слонов. У Акшобхьи тело синего цвета, его атрибутами являются колокольчик, три одеяния, драгоценный камень, лотос, молитвенный барабан и меч. У него имеется несколько эманаций.

Среди пяти скандх соответствует скандхе рупа (форма, материя).

Источники

Акшобхья описан в «Сутре страны Будды Акшобхьи» («Ачуфо го цзин», кит. трад. 阿閦佛國経, пиньинь «Āchùfó guó jīng», — переведённой на китайский кушанцем Локакшемой), вместе с другими монахами-миссионерами из Гандхары и Центральной Азии со II века проповедовавшем буддизм в ханьской столице Лояне) «Акшобхья-татхагатасья-вьюха сутре» (Akṣobhya-tathāga-tasya-vyūha-sūtra). Этот текст с описанием Чистой Земли, датируется 147 г. н. э.

Согласно этому сочинению, некий монах дал обет практиковать Дхарму в Восточном мире, не испытывая злобы или гнева ни к одному живому существу, пока не достиг полного пробуждения. Он при этом оставался неподвижным, и стал в результате буддой Акшобхьей.

Также Акшобхья упомянут в более древней сутре Аштасахасрика (19 гл.)

Учение

Акшобхья преобразует гнев человека в чистейшую мудрость, подобную зеркалу. Эта мудрость позволяет видеть предметы такими, какими они являются, неразделёнными и неомрачёнными. Зеркало будет отражать и красную розу, и окровавленный нож такими, какие они есть.

Синий цвет Акшобхьи ассоциируется с водой, способной отражать ясно, как зеркало.

Иконография

См. также

Источники

Ссылки