Адат

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис


Свод традиционных обычаев у народов Кавказа, Средней Азии и других исповедующих ислам. Противопоставляется официальной правовой системе — шариату. По нормам адата обычно решались дела о кровной мести, умыкании невест и проч., а шариат санкционировал дела гражданские — имущественные споры, дела о земле, наследстве и др. Судили на основе адата родовые старейшины.

Российский этнографический музей[2]

Ада́т, или а́да (араб. عادة‎ — обычай, привычка‎; мн.ч — араб. عادات‎ — ‘а́да́т‎) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате[3]. Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и тому подобных отношений[4].

Исламское право

В разработках исламских законоведов понятие адат сливается с понятием урф (араб. عرف‎) и является его синонимом. Однако это верно лишь для территорий близ Мекки и Медины, обычное право которых оказало огромное влияние на формирование норм шариата и рассматривалось как дополнительный источник права. В остальном мусульманском мире нормы адата бытуют помимо шариата. Это имеет место там, где население исламизировано поверхностно и шариатские суды отсутствуют либо не имеют достаточного авторитета, а также там, где, несмотря на многовековое бытование ислама, сохраняются родоплеменные отношения и древние правовые представления; ещё это происходит там, где до ислама население входило в состав государств с развитой правовой системой и, приняв ислам, не отказалось от привычных правовых норм[3].

Некоторые исламские правоведы отводили адату определённую роль в регулировании общественных отношений, оговариваясь, что адат не должен противоречить шариату[5]. Адаты, которые противоречат исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых, в соответствии с кораническим аятом: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: „И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам [поступать] именно так“. А ты [, Мухаммад,] отвечай: „Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чём не ведаете?“»[6]. Нормы адата могут значительно расходиться с шариатом, выступая как альтернатива или даже совсем оттесняя их. Например, наследование по женской линии и другие обычаи матриархального характера у туарегов, обычаи кровных обязательств у многих народов Кавказа, брачные отношения у мусульман Центральной Африки и другое[3].

В практической деятельности нормами адата может пользоваться без ограничений только третейский судья (хяким), главной задачей которого является приведение сторон к соглашению. Духовный же судья (кади) или правительственный чиновник могут опираться на адат только в особых случаях и если используется норма, не противоречащая общему духу шариата[3].

Адат по регионам

Казахстан

При казахском хане Тауке-хане (1680—1718 гг.) была осуществлена кодификация обычаев на основе нормы обычного права, адата. Собранное воедино и названное им Жеты Жаргы (Семь уложений) законодательство обязан был знать каждый бий — судья, и аксакалы казахских родов и племён. Нормы обычного права, в том числе и Жеты Жаргы, постоянно пополнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей. При этом была развита и прецедентная практика, решения наиболее авторитетных становились обязательными прецедентами. До Жеты Жаргы у казахов существовал другой, более древний свод узаконений, основанный на обычном праве — адате, называемый казахами «Светлый путь Касым-хана» (каз. «Қасым ханның қасқа жолы»), которые не были записаны и существовали в устном виде, это было в Казахском ханстве при хане Касым-хане (14551522)[7][8].

Чечня

Согласно исследованию учёных[9], к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата[9]. Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем)[9]: равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии — исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики)[9]. При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы[9] — разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет[9].

Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям[10], данные своды законов были более жёсткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.

Швейцарская газета Le Temps в 2010 году отмечала, что для многих чеченцев адат «стоит в республике выше конституции»[11].

В 2018 году был проведён телефонный опрос среди 600 жителей Чечни, который показал, что 26 % высказались за светский суд (20 % 18-29 лет), 43 % высказались за суд по исламским законам (53 % 18-29 лет), 7 % высказались за суд по законам адата[12].

Примечания

  1. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Kremlin.ru (25 июля 2002).
  2. "Адат" (недоступная ссылка). Толковый словарь. Российский этнографический музей. Дата обращения: 27 февраля 2010. Архивировано 16 апреля 2013 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Боголюбов, 1991.
  4. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. Адат // Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. — 2003. / Под ред. В. Е. Сухарева. 2-е изд. М. 2000.
  5. Али-заде, 2007.
  6. аль-А‘раф 7:28
  7. Зиманов С. З. Общественный строй казахов первой половины XIX в. — Алма-Ата: Наука, 1958.
  8. Зиманов С. З. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX вв. — Алма-Ата: Наука, 1960.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 Елфимов В. О., 2008.
  10. Индарби Бызов. Адаты. Гражданское право (недоступная ссылка). Журнал «Чеченское общество сегодня» (2006). Дата обращения: 27 февраля 2010. Архивировано 9 января 2007 года.
  11. «Мучения чеченских женщин» Архивная копия от 3 ноября 2010 на Wayback Machine газета Le Temps от 1 ноября 2010,
  12. Ситников А.В., Романов М.В., Одаев Т.Х. Религиозность в Чеченской Республике и ее влияние на социальные институты и институты власти. // «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», 2019

Литература