Жеты Жаргы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Жеты Жаргы (Жети жаргы, Семь установлений[1]; каз. Жеті Жарғы) — свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке. В научной литературе именуется как «Уложение хана Тауке», «Законы хана Тауке».

История

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла своё закрепление в своде законов «Жеты Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVIII века.

Термин «жаргы» происходит от древнетюркского слова «жар», означающего вынос решения по спорному вопросу[2].

Судопроизводство было основано на обычном праве — адате и мусульманском праве — шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение — бийлик, ханлык, а также различные подарки.

Очевидно, что свод законов «Жеты Жаргы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» (каз. Жаса — пять уложений), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях, и которая в XIII веке попала в Дешт-и Кипчак.

По сведениями историка Мухамеджана Тынышпаева единообразное применение и толкование положений «Жеты Жаргы» на всей территории Казахского ханства обеспечивалось ежегодным сбором биев всех жузов и племён в южной ставке Тауке хана. Ежегодно осенью бии (степные судьи) всех трёх казахских жузов, кыргызов, каракалпаков, а также представители катаган, джайма и других мелких родов на 1—2 месяца собирались в ханской ставке «Ханабад» в урочище Куль-Тобе, которое располагалось на левом берегу реки Ангрен в 40 верстах на юг от Ташкента на территории нынешней Ташкентской области[3].

Основные положения

Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы:

  • Земельный Закон (каз. Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
  • Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
  • Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
  • Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
  • Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
  • Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
  • Закон о вдовах (каз. Жесір дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права «Кодекс Касым-хана» (каз. Қасым ханның қасқа жолы — Касыма праведный путь) особенно в области международного права и уложение Есим-хана (каз. Есім ханның ескі жолы — Есима исконный путь). Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сөзi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебном прецеденте.

Академик Алькей Маргулан в статье, посвящённой казахскому своду законов, кратко описал его так: «Жеті жарғы» имеет семь разделов:

  • Мүлік заңы (Закон об имуществе)
  • Қылмыс заңы (О преступлении)
  • Әскери заң (О воинской обязанности)
  • Елшілік жоралары (О дипломатии)
  • Жұртшылық заңы (О гражданских лицах)
  • Жесір дауы (Спор из-за вдовы)
  • Құн дауы (Требование компенсации).

Примечания

Литература

  • Различные варианты записи «Жеты Жаргы» приведены в книге С. Г. Кляшторного и Т. И. Султанова «Казахстан. Летопись трёх тысячелетий» (глава 7), Центр «Казахстан — Петербург», 1992.

Ссылки